К ПРОБЛЕМЕ ОВЛАДЕНИЯ СПОСОБАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ПРОБЛЕМЕ ОВЛАДЕНИЯ СПОСОБАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Кунникова О.Н. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья одной из задач развития и совершенствования грамматического оформления речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является овладение продуктивными и непродуктивными способами словообразования [4]. Это определяет необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка, в том числе и с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов, т.к. именно понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.

Установлено, что словообразование – это образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ (баз) данного языка в разных комбинациях по определенным моделям, включающим правила чередования звуков, определяющим тот или иной характер соединения [1]; способ словообразования – это более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, которая включает ряд типов с одинаковым словообразовательным формантом (префикс, суффикс, постфикс и т.п.) с помощью которого образуется новое слово, в отвлечении от конкретных формантов, характеризующих словообразовательный тип [2].

Л. С. Филиппова указывает, что словообразование в русском языке осуществляется несколькими способами: лексико-семантическим, лексико-синтаксическим, морфолого-синтаксическим и морфологическим способами. Рассмотрим краткую их характеристику на основе авторского подхода Л. С. Филипповой [5].

Лексико-семантический способ: производное слово образуется путем «расщепление» многозначного слова на омонимы в результате чего образуются новые этимологически самостоятельные и независимые слова, с новым смысловым значением. Например, слово «титан»: с одной стороны, это сильная, героическая личность, с другой – это большой чан для кипячения воды. Эти слова осознаются как разные и отличаются грамматически.

Лексико-синтаксический способ: новые слова образуются путем слияния, когда две или более лексические единицы сращиваются в одну. Например, слово «машиностроение» появилось на базе двух слов – «машина» и «строение».

Морфолого-синтаксический способ: новые языковые единицы образуются путем перехода из одной части речи в другую. Например: прилагательное «прачечная» - в существительное «прачечная», деепричастие «благодаря» - в предлог «благодаря» и т.д.

Морфологический способ: образование производного слова в результате присоединения словообразовательных (деривационных) аффиксов к производящей основе, при этом новые слова могут образовываться несколькими способами: аффиксальным, безаффиксальным и смешанным, что определяется участием в словообразовательном процессе аффиксов.

Так, при аффиксальном способе словообразования новые слова образуются за счет присоединения к основе аффиксов, а в безаффиксальном способе словообразования новые слова образуются без участия аффиксов. Смешанный способ словообразования предполагает образование новых слов в результате сочетания аффиксального и безаффиксального способов словообразования [5].

К аффиксальным способам образования относятся суффиксальное, префиксальное, префиксально-суффиксальное, префиксально-постфиксальное, префиксально–суффиксально–постфиксальное словообразования.

Суффиксальное словообразование: новые слова образуются с помощью присоединения к производящей основе суффикса. Необходимо отметить, что при данном образовании новых слов словообразовательный формант содержит кроме суффикса окончания, которые, как правило, связаны между собой и составляют взаимосвязанную систему.

Отмечается, что суффиксальное словообразование - самое распространенное и продуктивное в русском языке, т.к. существительные, прилагательные, глаголы и наречия имеют обширную суффиксальную структуру. Словарный запас данных частей речи, в результате присоединения к производящей основе суффиксов, постоянно пополняется новыми словами.

Примеры суффиксального способа словообразования:

– имена существительные: залив-к-а; счет-чик, стеколь-щик; экскаватор-щик, пев-ец, кон-ец, образованн-ость, деревен-щин-а;

– имена прилагательные: белич-ий, волч-ий, пустяк-ов-ый, отлич- н-ый, шикар-н-ый, земледель-ческ-ий; интеллектуаль-н-ый, кирпич-н-ый, поляр-н-ый;

– глаголы: хулиган-ить, готов-ить, регулиров-ать, анализиров-ать, поддержив-ать, скромнич-ать, крич-ать, участвова-ать.

Префиксальное словообразование: новые слова образуются с помощью присоединения префикса (приставки) не к производящей основе, а к слову целиком, у которого при этом не меняется оформление. Префиксальное словообразование наиболее распространено среди глаголов, т.к. наиболее продуктивно. С помощью приставок образуются следующие ряды слов от бесприставочных глаголов (летать – по-летать, при-летать, у-летать, в-летать, вы-летать, от-летать, под-летать, за-летать, на-летать, об-летать, вз-летать). Данное словообразование для имен существительных, прилагательных, наречий будет продуктивное в виде приставки «не» (не-уч, не-кто, не-дочет, не-доработка; не-уместный, не-умелый, не-доделанный, не-очень, не-определенно, не-ожиданно, не-ловко).

Префиксально-суффиксальное словообразование: новые слова образуются за счет одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Данное словообразование актуально для имен существительных, прилагательных и глаголов (лет - на-лет-чик, стакан – под-стакан-ник; язык – под-языч-ная, земля – под-зем-н-ый; душа – без-душ-н-ый; бег – под-беж-ать, ремонт – под-ремонт-ир-ова-ть) [5].

Образование имен прилагательных в рамках префиксально-суффиксального словообразования происходит следующим образом:

– от предложно-падежных сочетаний, которые обозначают место или отношение (вне-брачн-ый, внутри-венн-ый);

– от предложно–падежных сочетаний, которые обозначают время (до-операци-онн-ый, после-военн-ый, пред-рождественск-ий);

– от сочетаний с предлогом «без», которые обозначают отсутствие или лишение чего-либо (без-денежь-е, без-ответсвенн-ость, без-заботн-ость, без-наказанн-ость, без-дар-н-ость);

– от сочетаний с предлогом против (противо-удар-н-ый, противо-законн—ый, противо-положный);

– от сочетаний с отрицательной частицей не, которая либо становится приставкой, либо входит в состав приставки «небез» (небез-извест-н-ый, не-точ-н-ый, не-ответствен-н-ый, небез-ыинтерес-н-ый, не-умест-н-ый).

Префиксальнопостфиксальный способ словообразования: новые слова образуются с помощью присоединения приставки (префикса) и постфикса к производящей основе. Образование глаголов в рамках данного способа происходит путем присоединения к производящей основе приставки и постфикса «– ся» (у-мыть-ся, при-брать-ся, при-готовить-ся, по-радовать-ся).

Префиксальносуффиксальнопостфиксальный способ словообразования: новые слова образуются с помощью одновременного присоединения к производящей основе приставки (префикса), суффикса и постфикса. Данным способом образуются глаголы на основе производящих основ (думать – за-дум-ать-ся, храбрый – рас-храбр-ить-ся, жалоба – по-жало-вать-ся).

Безаффиксальные способы словообразования в русском языке представлены следующими способами: сложение, сращение, аббревиация и усечение. Рассмотрим подробнее данные способы словообразования.

Сложение: словообразовательные средства стоят в определенном прядке, имеют единое ударение (диван + кровать – диван-кровать, стол книжкой – стол-книжка и т.д.). Сложение имеет несколько разновидностей: сложносоставной способ (слова соединяются без помощи интерфикса, не изменяются: человек-оркестр); чистое сложение (новое слово образуется путем соединения нескольких основ с неизменным самостоятельным знаменательным словом: русско-английский, бело-сине-красный); образование сложных слов с исходным неизменяемым связным компонентом (аква -, био-, видео-, метео- и т.д.).

Сращение: новые слова образуются путем соединения полнознаменательных слов, в качестве которых могут выступать: наречие и прилагательное (малообеспеченных, многоэтажный, высокотехнологичный); существительное и прилагательное или причастие (кислородосодержащий).

Аббревиация: новые слова образуются путем сложения сокращенных элементов (САФУ, пединститут).

Субстантивация: новые слова образуются путем перехода из одной части речи в другую: деепричастие в предлог (благодаря), прилагательное в существительное (столовая, учительская).

Е. А. Земская в своем исследовании выделяет пять функций данного процесса:

1) номинативная функция, когда языковая единица создается для наименования нового или переименования старого предмета (компьютер, гаджет и др.);

2) конструктивная функция, когда языковая единица создается в результате упрощения синтаксического построения речи (моржевание и др.);

3) компрессивная функция, когда слова являются результатом сокращения номинации (пятиэтажка, курсовая);

4) экспрессивная функция, когда языковая единица появляется в результате выражения субъективного мнения о чем-либо, о ком-либо или как оценка по отношению к адресату речи (воспиталка, старушенция);

5) стилистическая функция, когда языковые единицы, средства выражения используются соответственно сфере речи [2].

Овладение описанными словообразовательными моделями позволит расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках литературного чтения [3].

Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкрепленный знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо, неустойчиво. Ведь, чтобы правильно писать корень слова, надо видеть его в слове, уметь подбирать родственное слово, а это возможно лишь при знании приставок и суффиксов, которые сопровождают корень [3].

Итак, многообразие способов словообразования в языке, их влияние на понимание значения слов и грамматическое оформление речи, определяет необходимость формирования словообразовательных навыков у младших школьников с ТНР. Целенаправленная работа с производными словами на уроках русского языка и логопедических занятиях по развитию речи даст младшим школьникам с ТНР первоначальное представление о словообразовательных процессах в языке, подготовит учащихся к следующему этапу изучения данного раздела в старшей школе.

Список литературы

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] / О.С. Ахманова. – Москва: Едиториал УРСС, 2007. – 567 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6022714 , свободный (дата обращения : 20.12.2021). – Загл. с экрана.

2. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]: учеб.пособие./ Е.А. Земская. - М.: Наука, 2011. – 328 с.

3. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе [Текст]: Книга для учителя. 3-е изд. / М.М. Разумовская.- Москва: Просвещение, 2011. - 424с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014, №1598. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.12.2021). – Загл. с экрана.

5. Филиппова, Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование [Электронный ресурс]: учеб пособие / Л.С. Филиппова. – Москва: Флинта: Наука, 2009. – 248 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6173531/, свободный (дата обращения: 23.12.2021). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 66