Трудоустройство молодежи и привлечение квалифицированных специалистов для восполнения кадров. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Трудоустройство молодежи и привлечение квалифицированных специалистов для восполнения кадров.

Богданова М.В. 1, Кожевников А.В. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ, ФТСТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Аннотация: В статье рассмотрена проблема трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона. Авторы указывают, что данная проблема в современных условиях непосредственно влияет на конкурентоспособность и экономическое благополучие профессиональных училищ и предприятий. Эти проблемы приобретают для них не только социально-политический, но и реальный экономический характер, так как от их решения напрямую зависят не только их конкурентоспособность и темпы экономического, технологического, инновационного развития, а зачастую и их жизнеспособность. Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.

В статье уделяется особое внимание факторам, от которых зависят проблемы занятости, трудоустройства молодёжи, а именно: уровень материального дохода каждой отдельной семьи; возможность самореализации уже на стадии обучения; получение высшего или профессионального образования; реализация своих прав и предоставленных государством социальных гарантий.

Abstract: The article deals with the problem of youth employment and attracting qualified specialists to replenish personnel and develop the human resources potential of enterprises in the city and region. The authors point out that this problem in modern conditions directly affects the competitiveness and economic well-being of vocational schools and enterprises. These problems acquire not only a socio-political, but also a real economic character for them, since their solutions directly affect not only their competitiveness and the pace of economic, technological, innovative development, and often their viability. The youth labor market is a special socio-demographic segment of the Russian economy, subject to its own laws, which must be taken into account in employment policy.

The article pays special attention to the factors on which the problems of employment and youth employment depend, namely: the level of material income of each individual family; the possibility of self-realization already at the stage of training; obtaining higher or vocational education; the realization of their rights and social guarantees provided by the state.

Ключевые слова: трудоустройство, современная молодежь, квалифицированные специалисты, занятость, безработица, молодые специалисты, профессиональное образование.

Keywords: employment, modern youth, qualified specialists, employment, unemployment, young professionals, vocational education.

Проблемы трудоустройства молодежи – актуальная тема в современном обществе. Ведь они связаны с проблемами привлечения квалифицированных кадров и влияют на наше экономическое благополучие. Молодежь – будущее нашей страны. По логике, именно молодые специалисты должны быть наиболее востребованы при трудоустройстве. Но на практике порой оказывается иначе.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Ситуация на рынке труда в последние годы меняется в лучшую сторону. Современное техническое оснащение производственных предприятий, комбинатов, банков требует наличие штата профессиональных сотрудников, владеющих навыками и умением работать со сложной техникой и программным обеспечением. В таких условиях работодатель готов идти на определенный риск, отдавая предпочтение «необстрелянным» работникам по ряду причин:

студенты последних курсов и выпускники, проходившие практику на предприятии, уже имеют некоторый опыт;

молодежь отличается терпимостью к некоторым неудобствам;

лояльны и коммуникабельны, легко обучаются;

не принимают в штыки нововведения, идут на компромисс;

готовы работать сверхурочно для продвижения по карьерной лестнице;

имеют большой жизненный потенциал;

как правило, без хронических заболеваний, а значит работают без бюллетеней.

Сотрудничество потенциальных руководителей с учебными заведениями дает возможность присмотреться к личным качествам будущих соискателей, получить достоверную информацию об успеваемости, выбрать лучших в свою команду. Для студентов раннее взаимодействие с работодателями помогает быстро заполнить «пустое» резюме, получить опыт в профориентации и уверенность в успешном трудоустройстве.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за от­сутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие профессиональных училищ и предприятий. Эти проблемы приобретают для них не только социально-политический, но и реальный экономический характер, так как от их решения напрямую зависят не только их конкурентоспособность и темпы экономического, технологического, инновационного развития, а зачастую и их жизнеспособность. Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.

В программе содействия занятости молодежи до 2030 года, которая была разработана и принята в декабре 2021 года, сообщается, что уровень занятости людей в возрасте 15–29 лет ниже среднероссийского и снижается, особенно среди молодых людей 15–24 лет. Причем уровень безработицы в пандемийный 2020 год вырос во всех молодежных группах (в возрасте 20–24 года — до 16,2%, в возрасте 25–29 лет — до 7,4%, и даже в благополучном с точки зрения поиска работы возрасте 30–34 года — до 6%). В 2021 году наметилось снижение масштабов безработицы в целом, но среди молодых людей лучше ситуация не стала.

В советское время высшее образование получали 30%, сейчас 70%. Просто произошла дифференциация образования по качеству: качество образования осталось в очень узком сегменте ведущих вузов. И эти вузы готовят специалистов, которые востребованы на рынке труда, у которых проблем никаких не будет.

Программа содействия трудоустройству молодежи до 2030 года охватит прямыми и косвенными мерами более 5 млн молодых людей. В 2022 году на реализацию программы направят более 9,9 млрд рублей.

Одной из основных задач программы называется создание условий для того, чтобы образование отвечало требованиям работодателей, а также для совмещения обучения студентов с трудовой или предпринимательской деятельностью. Предполагается, что работодатели получат субсидии за трудоустройство молодых людей, которым сложнее всего найти работу, например, инвалидов. Будет усовершенствован порядок формирования и распределения контрольных цифр приема в колледжи и вузы, чтобы приблизить их к потребностям рынка труда.

Предусмотрено содействие в переезде молодых людей в регионы, где есть кадровый дефицит, организация практического обучения у предпринимателей. К 2024 году доля трудоустроенных выпускников должна достигнуть 85%, а к 2030-му — 92%.

Некоторые меры уже предпринимаются. Например, 14 января Минтруд сообщил о разработке стандарта для центров занятости по временному трудоустройству выпускников. За помощью в такие центры по временному трудоустройству, по замыслу авторов проекта, смогут обратиться выпускники в возрасте от 18 до 25 лет, получившие образование менее одного года назад, а также подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Услугу будут предоставлять по заявлению на портале «Работа России».

Проблема трудоустройства молодёжи в России обусловлена рядом факторов. В одной стороны, практически каждый подросток или выпускник образовательного учреждения мечтает о престижной работе, где он будет реализовывать весь потенциал, который в него вложили преподаватели. А с другой стороны, далеко не каждый подросток способен найти себя в условиях жёсткой конкуренции, особенно среди тех, кто обладает большим объёмом знаний, умений и навыков. Проблемы занятости, трудоустройства молодёжи зависят от следующих факторов, а именно: уровень материального дохода каждой отдельной семьи; возможность самореализации уже на стадии обучения; получение высшего или профессионального образования; реализация своих прав и предоставленных государством социальных гарантий.

Решение проблем трудоустройства молодёжи возможно найти только посредством рассмотрения всех его особенностей. На основе информации, которая будет получена в результате исследования специфики молодёжного рынка, вполне реально разработать механизм и найти пути разрешения проблемных вопросов. Первоочередной особенностью является постоянная изменчивость трудового рынка. Это значит, что спрос и предложение постоянно меняются. Одно время существовали вакансии, которые позволяли принимать на работу даже подростков, не достигших совершеннолетия, в то же время через 5-10 лет ситуация полностью поменяется в противоположную сторону.

Трудоустройство выпускников вуза — это не только и не столько про качество знаний студента, сколько про его активную внутреннюю позицию, его амбиции, его желание реализовывать себя как специалиста и человека.

Многие студенты начинают работать уже во время учебы не только потому, что есть необходимость зарабатывать деньги, но и для того, чтобы соединить теорию и практику. Конечно, есть категория людей, которые не проявляют себя активно ни в учебе, ни в трудоустройстве, ни в жизни, и с ними тоже нужно работать, но важна и инициативность выпускников.

Исследования показали, что лучшая стратегия для молодых людей — это, во-первых, постараться попасть в хороший вуз, хорошо в нем учиться и примерно за год-полтора до окончания искать возможности для стажировки или совмещать учебу с работой. Это обеспечивает максимальный шанс на трудоустройство. Для поиска хорошего вуза вполне можно доверять основным рейтингам, говорит он.

Дело студента — это все же в первую очередь учиться и получать образование. Работа в годы учебы, почти у всех студентов никак не связана с будущей профессией. Однако в нашей стране есть регионы и предприятия, где практикуют дуальную систему обучения. Эта система обучения неразрывно связана еще с одним понятием — «наставничество», которое мы сейчас активно продвигаем.

Дуальная система — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации на рабочем месте. Финансируется такая модель совместно коммерческими организациями и органами государственной власти.

Организации переманивают и перекупают специалистов, в то время как проще и выгоднее взрастить молодежь с гарантией трудоустройства после окончания ссуза или вуза. Более того, если ученик проходил практику и работал на предприятии в период обучения, то никакого периода адаптации у него нет. Он сразу приходит и начинает работать, знает оборудование, у него есть наставники, которые сопровождали его в течение длительного периода учебы.

Список используемой литературы

1. Гогина, Н.А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства / Н.А. Гогина // Высшее образование в России: журнал. - 2010. -- №12. - С. 151-154.

2. Долгова А., Жукова И., Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / Человек и труд. 2007. №8.

3. Дубова О., Рахматуллина З., Маслова И., Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / Человек и труд. 2007. № 1.

4. Ендовицкий, Д.А. Востребованность выпускников вузов на рынке труда / Д.А. Ендовицкий // Высшее образование в России: журнал. - 2010. -- № 2. - С.47-56.

5. Еремкин, А. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях / А. Еремкин // Вестник образования: журнал. - 2009. -- № 19. - С. 22-31.

Просмотров работы: 17