Мировые рейтинговые агенства и их роль в развитии ценных бумаг - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Мировые рейтинговые агенства и их роль в развитии ценных бумаг

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рейтинговые агентства относят к специфическим организациям, которые являются частью кредитной инфраструктуры. Цель деятельности рейтинговых агентств состоит в оценке платежеспособности эмитентов, эффективности управления активами и качестве долговых обязательств. Любое агентство имеет собственную уникальную методику оценивания деятельности эмитентов. Стоит отметить, что в задачи агентства не входит проверка полноты и точности предоставленной информации. Следовательно рейтинговые агентства не берут на себя ответственность за точность оценки кредитоспособности эмитента. Представление информации о финансовом состоянии эмитента инвесторам считается главной задачей агентств. Поэтому кредитный рейтинг является наиболее востребованным продуктом деятельности рейтинговых агентств.

Кредитный рейтинг – это показатель способности эмитента выполнять принятые на себя обязательства, то есть оценка платежеспособности [1, с. 109]. Степень риска ведения финансовых операций различными эмитентами определяет кредитные рейтинг, который может присвоить только рейтинговое агентство.

Генри Пур – это первый предприниматель, который основал свое рейтинговое агентство. В XIX веке в США был тренд инвестиций в строительство железных дорог. Однако в тот период времени вложение средств в строительство являлось рискованной идей, т.к. было связано с освоением новых территорий. Благодаря инвесторам, которые опасались инвестировать в железнодорожные компании Генри Пуру пришла идея публикации отчетности компаний и особенностей их управления. Со временем в конечном итоге была создана компания Poor’s Railway Manual, основной деятельностью которой стала публикация финансовой информации фирм. В тот же период времени, основатель Standard Statistics Burea, Лютер Блейк начал публиковать первые кредитные рейтинги корпоративных облигаций. Учитывая их сходство в деятельности, впоследствии компании объединились и появилось первое рейтинговое агентство Standard & Poor's. Standard & Poor'sимеет в общей сложности 17 рейтингов, которые она может присвоить корпоративному и внешнему долгу. Все, что имеет рейтинг от AAA до BBB, считаетсяинвестиционным, что означает, что оно может погасить долг без каких-либо проблем. Долг с рейтингом от BB+ до D считается спекулятивным, с неопределенным будущим. Чем ниже рейтинг, тем больше потенциалов он имеет значение для дефолта, при этом рейтинг D является худшим [2].

Moody'sприсваивает странам и компаниям оценки, но несколько иначе. Долг инвестиционного уровня переходит от Aaa – самого высокого класса, который может быть присвоен - к Baa3, что свидетельствует о том, чтодолжниксможет погасить краткосрочный долг. Ниже инвестиционного уровня находится долг спекулятивного уровня, который часто называют нежелательным или высокодоходным. Если оценка находится в диапазоне от Ba1 до C, то считают, что вероятность погашения снижается по мере снижения буквенной оценки.

Fitch входит в тройку лучших кредитных рейтинговых агентств в мире. Рейтинговое агентство Fitchначало свою деятельность в 1913 год, когда предприниматель Джон Ноулз Фитч организовал издательскую компанию Fitch Publishing Company [3]. Деятельность агентства направлено на публикацию финансовой статистики. Fitch работает в Нью-Йорке и Лондоне, основываясь на рейтингах задолженности компании и ее чувствительности к таким изменениям, какпроцентные ставки. Когда дело доходит до внешнего долга, страны просят Fitch и другие агентства предоставить оценку их финансового положения наряду с политическим и экономическим климатом. Рейтинги инвестиционного уровня от Fitch варьируются от AAA до BBB. Эти оценки букв указывают на отсутствие и низкую вероятность дефолта по долгу [4]. Рейтинг от BB к D, считают не инвестиционным уровнем, что означает, что должник не сможет выполнить свои обязательства.

Standard & Poor's, Moody's и Fitch – это наиболее авторитетные мировые рейтинговые агентства.

По новым правилам эмитенты обязаны включать рейтинги в проспекты эмиссии своих ценных бумаг. Несмотря на внешнюю безобидность, это требование может иметь фатальные последствия как для рейтинговых агентств, так и для рынка в целом. Рейтинг может как разогнать, так и слить ценную бумагу без веских причин. Серьезные проблемы для оценочного бизнеса возникают, когда динамика ценных бумаг эмитента с высоким рейтингом оказывается намного хуже ожиданий.

Финансовый кризис, который произошел в 2007-2009 году выявил ряд проблем в сфере кредитных рейтингов. Данный кризис показал, что несмотря на компетентность, мировые рейтинговые агентства не смогли предсказать вероятность дефолта ряда компаний [5]. Большинству ценных бумаг американских ипотечных компаний агентства присвоили наивысшие кредитные рейтинги, как следствие их с удовольствие покупали пенсионные фонды других государств, которые в дальнейшем потерпели крах.

Таким образом финансовый кризис показал, что авторитетные мировые рейтинговые агентства несмотря на признание не могут гарантировать честность и объективизм рейтинговых агентств, хотя их роль на развитие ценных бумаг ощутима. Для того чтобы инвесторы могли оценить уровень возможного риска при инвестировании в ценные бумаги составляют рейтинги. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность финансовых инструментов для инвестиций.

Список литературы

1. Уличкина, И. А. Деятельность рейтинговых агентств: международный и российский опыт / И. А. Уличкина, Л. Ш. Уличкина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 5-3. – С. 109-117.

2. Жиба Л.А. Влияние рейтинговых показателей на доходность акций // Инновации и инвестиции. 2019. №5. – С. 103-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-reytingovyh-pokazateley-na-dohodnost-aktsiy (дата обращения: 11.02.2022).

3. Турсунов Тимур Муслиддинович Рейтинговые агентства и их роль на рынке структурированных финансовых инструментов // Корпоративные финансы. 2010. №3. – С. 79-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reytingovye-agentstva-i-ih-rol-na-rynke-strukturirovannyh-finansovyh-instrumentov (дата обращения: 12.02.2022).

4. Кредитные рейтинговые агентства, их роль и репутация в финансовой системе / Е. А. Булавина, Д. А. Гавричева, А. А. Горобец, М. А. Идигова // Финансовый рынок. Факты, риски, технологии : Сборник научных трудов студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по материалам семинарских занятий по дисциплинам денежно-кредитной тематики / Под редакцией Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2019. – С. 201-217.

5. Матросов Сергей Викторович Реформирование деятельности рейтинговых агентств в США и ЕС // Финансы: теория и практика. 2013. №4. – С. 62-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-deyatelnosti-reytingovyh-agentstv-v-ssha-i-es (дата обращения: 12.02.2022).

Просмотров работы: 53