Введение
Актуальность исследования заключается в осознании величия подвига нашего народа в приближении Великой Победы, тем, что эта победа складывалась из вклада отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жив, будет жива память о Великой Отечественной войне. К сожалению, многие молодые люди до определенной поры не имеют этого чувства Родины. [9, c. 80-90] Это происходит, на наш взгляд, потому, что мы плохо ощущаем непосредственную связь с нею. И именно для развития этого чувства очень важно знать место своего рода в истории Отечества. Если мы знаем, что наши предки погибли за честь Отечества, то будем гораздо больше ценить и любить и свою малую Родину, и свою страну.
Развитие любого современного общества, его благополучие и стабильность в большой степени определяются интеллектуальной мощью и уровнем духовного наследия. Без определения фундаментальных принципов нашего бытия невозможно сегодня понять прошлое, выявить основные приоритеты общества, установить связь поколений.
Вопросы патриотического воспитания в современной России на протяжении нескольких лет остаются приоритетными. В России за последние годы принято несколько Государственных программ по патриотическому воспитанию. По-прежнему, остается актуальной тема Великой Отечественной войны. Основной долг нынешнего поколения – сохранить историческую память о Великой Отечественной войне; не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне, а также живым ветеранам войны и трудового подвига. [8, c. 164-167] История Отечества - это история рода, а история каждого рода - это история Отечества.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Проблемы восстановления созидательной роли патриотического духа народа, формирование патриотического самосознания у студенчества для жизнедеятельности российского общества в современных условиях приобретает особую значимость.
Объект исследования: вклад семьи Сиянко-Шароватовых-Байгузовых-Цевко в Победу в Великой Отечественной войне.
Предмет исследования: история семьи Сиянко-Шароватовых-Байгузовых-Цевко, семьи их близких родственников, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Цели исследования:
1. Исследование и систематизация информации об участии в Великой Отечественной войне. Представленные в работе сведения будут способствовать патриотическому воспитанию молодежи и сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне.
2. Развить исследовательские, творческие и организаторские способности школьников и студентов.
3. Развить интерес к историческому прошлому через военно-патриотические события.
4. Сформировать представление о подвигах предков в годы войны.
5. Воспитать у молодого поколения уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам воны и труженикам тыла военных лет.
Задачи исследования:
Выяснить, какой вклад внесли в Победу родственники на фронте, и в тылу.
Собрать документальный материал о предках-участниках военных действий Великой отечественной войны, а также о тружениках тыла. Систематизировать документы и оформить их в виде семейного альбома. Использовать материалы Интернет-ресурсов; Создать ЛЭП бук «Я помню, я горжусь!» об участии прадедов Евгении в Великой Отечественной войне; Привлечь внимание школьников, студентов и взрослых к сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Сохранить историческую память
Гипотеза исследования: собранный материал послужит для молодого поколения стимулом к изучению объективной истории Великой Отечественной войны и обмену информацией со своими сверстниками, только так может молодежь увидеть истинную картину и определить собственное отношение к героям, победившим фашизм.
Методы исследования:
1. Работа с документами в архиве, в том числе и семейном.
2. Изучение информационных источников, фотодокументов;
3. Личные беседы с родственниками, интервьюирование;
4. Обобщение и систематизация материалов. Анализ и обобщение собранной информации.
5. Анкетирование сверстников.
Новизна исследования: Это первая попытка семьи осмыслить жизнь родных в годы войны; раскрытие собственного личного отношения авторов, как исследователей, к своим предкам.
Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить семейный архив, а также материалы школьного музея «Истоки» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова села Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области.
Ожидаемые результаты: Расширение познавательного интереса молодого поколения к истории своей страны; Привлечение внимания студентов, родителей к празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне. Создание мультимедийной продукции.
С момента своего рождения, человек вступает в различные отношения с другими людьми. Первой ступенью в системе отношений является семья. Именно в ней человек приобретает новые общения, усваивает нормы поведения, принятые в данной культуре. Семья выступает в роли первичного коллектива, происходит процесс инкультурации человека. В данном процессе важную роль играют внутрисемейные отношения.
Семейные традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Дух семьи формируется и совершенствуется постепенно, оттачивается временем и поколениями. Он не просто живет, но имеет наступательно созидательной потенциал, который заставляет нас не просто ворошить прошлое, а понять смысл жизни, и тех, кого уже нет, и тех, кто живет в нашем сообществе. У восточных славян, на Руси интерес к своему роду, к своей семье был постоянный. Академик Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян», в начале главы VIII «Род и рожаницы», пишет: «Самым загадочным и наименее изученным из славянских божеств является Род – божество, известное только восточным славянам и менее уцелевшее в этнографическом материале…». [1, с. 489]
А.С. Пушкин призывал уважать своих предков, и очень резко отзывался о тех, кто не делал этого. В неуважении отцов он видел первый признак безнравственности и дикости. Пушкин, как и князь, Владимир «Красное Солнышко», был христианином. Для них, как и для нас всех, нравственные ценности являются значимыми. Пушкин считал, что неуважение к памяти своих предков является первым симптомом падения нравственности. Мудрость Пушкина, мудрость его поэзии показана и в других строках:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам. [2, с. 596]
Пушкин говорит о двух чувствах, совсем не похожих друг на друга, именно поэт и разделил их. Два чувства, две любви. И то и другое чувство требуют воспитания. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой.
Русский философ В.С. Соловьев писал: «В семье духовно-организованной, отношение родителей к детям имеет главным образом безусловное назначение человека, цель воспитания состоит в том, чтобы связать жизнь всех поколений, в котором деды, отцы и дети нераздельно единосущны между собою…». Философ видел назначение человека в осуществлении связи между поколениями. Связь поколений предполагает высокие духовные качества. В данном случае эти качества выражаются через поддерживание единства между поколениями. [3, с. 579] А Павел Флоренский считал, что каждый цивилизованный человека, «уважающий своих предков», должен знать не только историю своей семьи, но и задаваться вопросами гораздо более сложными и глубокими. Например, познанием строения и формой своего рода, его задачей, законом его роста, критическими точками, соотношением отдельных ветвей, их частным задачам и многим другим.
Люди, уважающие своих отцов, дедов, их обычаи, подвиги, понимают, что когда речь идет о восстановлении традиций, речь идет не возвращении в эпоху, а возвращение к тем утраченным ценностям, которые человека, семью, род, государство делали сильными и могущественными. Как, какими способами можно формировать у молодежи уважительное отношение к исторической памяти нашего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, а также сформировать ценности, значимые для всего общества и для каждого гражданина в отдельности?
В этом году наша страна будет отмечать еще одну дату со дня освобождения от фашистской Германии - 77-летие. Мы должны сохранять историческую память о героическом подвиге советского народа, защитившего от фашистской чумы не только наше Отечество, но и всю Европу. Навсегда останется неизменной значимость подвига, который совершил наш народ ради Великой Победы. Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне живущие вдовы, сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной войны несут в сердцах боль невозвратимой утраты. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Евгения является представителем четвертого поколения семьи Сиянко-Шароватовых. Мы решили собрать и систематизировать весь материал, который есть в семье. Родословная Евгении коснулась только того поколения судеб, которое связано с Великой Отечественной войной. Она завела переписку с родственниками, звонила по телефону, расспрашивала всех, кто что-то знает о судьбах родственников - солдат, заходила на сайты Интернет, просматривала военную литературу. Собранный материал анализировала, сопоставляла с историческими фактами. И только после этого у нее складывалась достоверная информация. Прикасаясь к этому священному материалу, Евгения испытывала гордость за своих предков, понимая, как необходимо знать, какую цену заплатила её семья за Победу.
Семья Евгении многонациональна: русские, мордва, украинцы и турки. В перипетиях родословной ей помогли разобраться бабушка, по маминой линии Шароватова (Сиянко) Тамара Ивановна, и двоюродная бабушка Митченкова (Сиянко) Анна Ивановна.
Семья на протяжении многих лет собирала сведения о своих предках, кто воевал в годы войны, где воевал, какая судьба была у них, кто работал в тылу. В основном это были воспоминания близких и дальних родственников; документальных свидетельств (фотографий, документов) сохранилось очень мало. Так, по крупицам была составлена семейная родословная [Приложение 1]. Из этой родословной было выяснено, что двое прадедушек и двое дядюшек (это братья моих прабабушек), трое из них были на фронте, а один трудился в тылу. В роду было четверо участников Великой Отечественной войны.
В каждом доме должны быть семейные реликвии, которые сохраняют память наших предков. Родовая память - это то ностальгическое, порой заменяющее реальную жизнь воспоминанием. В семье Евгении – это альбом, в котором с особой любовью хранятся фотографии её прадедов, рано ушедших из жизни, но память о них бережно передается из поколения в поколение. События, которые произошли в 1941-1945 гг. в нашей стране касались всех ее жителей, ни один, даже самый отдаленный уголок земли России не скрылся от них. Участниками этих событий были и прадеды Евгении. Страницы семейных летописей, рассказывающие об участии членов рода, являются значимыми для многочисленной семьи.
Сиянко Иван Иванович
Сиянко Иван Иванович - родился 01.10.1907 в селе Поюрьевка Пятихатского района Днепропетровской области. Он проживал в Большой Черниговке, где и женился на Цевко Софье Калиновне. В войну имел бронь – он несколько раз пытался уйти на фронт добровольцем, но его не пустили. Работал бригадиром тракторной бригады и кузнецом в посёлках Кошкин и Бостандык. Навыки кузнеца не раз помогали Ивану Ивановичу, так как техника часто выходила из строя, а новая в колхоз не поступала. [4] Выращивал хлеб с ребятами 12-15 лет, которых привезли в Большую Черниговку из детского дома. Зачастую дети не доставали ногами до рычагов в кабине трактора и им мастерили маленькие табуретки. Работали много, даже некоторые дети засыпали на работе, а дед их спасал, чтобы сеяльщики не попали в борону. Бабушка рассказывает, что в 1975 году домой к прадеду приехал молодой человек. Оказалось, что это был один из тех детей, с которым прадед работал во время войны. С 40 лет болел астмой и сердечной жабой. Умер от сердечной недостаточности 18.04.1977 году.
Шароватов Иван Яковлевич
Шароватов Иван Яковлевич родился 14.10.1909 в Большеглушицком районе Куйбышевской области. Состоял в браке с Байгузовой Марией Кузьминичной. Проживал в совхозе Красный Октябрь. 18 сентября 1942 Ивана Яковлевича мобилизовали на фронт трактористом в 36 Гвардейскую пушечную артиллерийскую Новосокольническую Краснознамённую ордена Суворова бригаду. Согласно перечню военно-учетных специальностей РККА его определили в состав рядовым, в группу 133 (годные необученные) вместе с Ивашкиным Григорием Алексеевичем, 1912 г.р., из посёлка им. Наркомсовхоза [Приложение 2].Иван Яковлевич совершил несколько подвигов, за которые его наградили медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной звезды» [Приложение 3, 4].В одном из боев был ранен в голову, что послужило его ранней кончине. Умер Иван Яковлевич в апреле 1956 года в возрасте 46 лет.
Цевко Пётр Калинович
Цевко Петр Калинович родился в 1911 году, был третьим ребенком в семье. Призван был из города Куйбышев в 1941 году. Являлся участником боевых действий с 15.11.1941 по 16.12.1941 года, и с 15.06.1942 по 15.01.1943 года на Калининском центральном фронте. Имел должность командира роты 21-го Отдельного учебного автополка. Трижды ранен: первый раз – в городе Калинин; второй раз – под Москвой, лечился 4 месяца; третий раз – на Курской Дуге, лечился 11 месяцев. В семье рассказывалась история о том, что первой жене Петра Калиновича Зотовой Марии Васильевне приходила с фронта похоронка о гибели мужа [Приложение 5]. Исследуя архивные документы, мы действительно нашли эту похоронку, и описать то, что пережила тетушка невозможно простыми словами (молодая женщина осталась вдовой в 30 лет с малолетним ребенком на руках). Благодаря советским врачам, а также норвежскому послу, который сдал кровь, Петр Калинович не только выжил, но и вернулся на фронт и продолжил бить врага. [5, с. 58] Об этом было написано в газете «Волжская коммуна» от 14 августа 1943 года, статья «Против общего врага»: «Норвежский посол г. Рольф Андворд явился на Куйбышевскую станцию переливания крови в качестве донора. После операции он написал тёплое послание неизвестному бойцу, которому предназначалась его кровь…Кровь г. Рольфа Андорда была перелита раненому старшему лейтенанту Петру Цевко, который находится на лечении в Куйбышеве. Вскоре норвежский посол получил от него письмо». [6, с. 2] А когда Петр Калинович вернулся на фронт, эту похоронку отменили [Приложение 6, 7, 8]. Цевко Пётр Калинович имел множество наград: орден Красной Звезды (10.02.1948 г., №2785937), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (29.01.1946), юбилейная медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (27.03.1967), знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне. За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», юбилейная медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (10.11.1975), юбилейная медаль «50 лет вооружённых сил СССР» (26.02.1975), юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (6.04.1970) [Приложение 9]. Умер 8 мая 1993 года.
Байгузов Павел Кузьмич
Байгузов Павел Кузьмич родился в 1915 году. Был призван на фронт в декабре 1942 года Большечерниговским РВК Куйбышевской области. Воевал на Юго-Западном фронте в 7-й ВДРСД и АВАРЗ-46 [Приложение 10]. Был в звании младшего сержанта на должности слесаря-сборщика моторов 116 Подвижного танко–агрегатно-ремонтного завода 1 Украинского фронта. Имел одно ранение, которое получил 29 августа 1943 года на Юго-Западном фронте. Имел такие награды, как орден «Красной звезды» (4.05.1945), медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны II степени» (06.04.1985) [Приложение 11]. Умер в 90-х годах прошлого столетия.
В итоге гипотеза исследования подтвердилась: Семья Шароватовых - Сиянко - Байгузовых - Цевко внесла свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Пока мы знаем о героях своей семьи, мы помним и о войне, великом подвиге нашего народа, сохраняется связь поколений.
Практическая ценность работы: работа по заданной проблеме помогла лучше понять события Великой Отечественной войны. Евгения создала ЛЭП бук, где отобразила не только информацию об участии своих прадедов в Великой Отечественной войне, копии наград, но и создала карты их боевого пути [Приложение 12]. Исследование сблизило её со старшим поколением родственников, позволив по-новому взглянуть на близких ей людей, задуматься над их судьбами. Евгения считает своим долгом рассказать о собранном материале родственникам и наметить дальнейший план пополнения и хранения документов. Материалами из семейного архива планируется пополнить краеведческий материал школьного музея «Истоки» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области. Планируется разместить материалы на сайте администрации Большечерниговского района и на страницах районной газеты «Степной маяк».
Сегодня общим для нас всех является восстановление тех ценностей, которые испокон веков были на Руси: это почитание родителей, забота о своей семье, забота о воспитании детей. Важнейшее значение в решении проблем воспитания молодежи сегодня имеет возрождение духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной традиционной культуры (любви к родной земле, своему народу, семье, к культурному наследию, приоритету духовных ценностей над материальными; культивирование таких добродетелей, как милосердие, сострадание, честность и т.д.). Выдающийся русский мыслитель, философ, историк религии и культуры И.А Ильин считал, что «возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства; осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия». [7, с. 321]
В последние годы из Второй мировой войны делают идеологическое оружие против нашей страны, поэтому наше поколение, в особенности молодежь, заинтересованы в раскрытии всей правды. Победа в этой войне - предмет нашей гордости. Из уважения к нашей великой истории, памяти предков мы выступаем против фальсификации фактов о войне, мы предлагаем на обсуждение наше исследование героических подвигов предков Евгении на фронте и в тылу. [10, c. 27-30]
Сегодня необходимо формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, природе; формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства; развивать чувство уважения к старшему поколению, ее героическому прошлому; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании ветеранов Великой Отечественной войны воспитанию.
Список литературы и источников
1) Литература:
1. Язычество древних славян [Текст] / Б. А. Рыбаков. - Москва : Акад. проект, 2013. - 638, [1] с. : ил.; 22 см. - (Древняя Русь: Духовная культура и государственность).
2. Собрание сочинений [Текст]: В 10 т. / Под общ. ред. Д. Д. Благого и др. ; Послесл. Д. Д. Благого, с. 525-554. - Москва: Гослитиздат, 1959-1962. - 10 т.; 20 см. Т. 2: Стихотворения. 1823-1836 / Примеч. Т. Цявловской. - 1959. - 799 с., 11 л. портр. : ил.
3. Владимир Соловьев. Оправдание добра /Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. — 656 с.
4. Искрин Н.В. Это наша с тобой биография. Из истории Большечерниговского района. Самара: ФГУП «Изд-во «Самарский Дом печати», 2005. -504с.
5. Не забудется та война. Историко-документальный альбом, посвящённый 75-летию в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Самара: ООО «Слово», 2020. – 200 с., ил.
6. Волжская коммуна. 14 августа 1943 г. № 167. С. 2.
7. Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — 1-346 с.
8. Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к феномену «героическое» / Федорова Е.Н., Федорова С.И., Саломатина Л.А., Москаленко//Перспективы науки. – 2019. - № 3 (114). – С.164-167.
9. Формирование ценностно-смысловой позиции студентов педагогического вуза / Федорова С.И., Яковлева Е.А., Федорова Е.Н. // Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в вузе: Коллективная монография.– Ульяновск, 2020. – С. 80-90.
10. Федорова С.И. Воспитание социально-активной личности студента в современных условиях (на примере национальных героев отечества).//Глобальный научный потенциал. 2013. №6 (27). С.27-30.
2) Источники:
- Архив Отдела военного комиссариата Самарской области по Большечерниговскому
Большеглушицкому районам.
- Архивный отдел Администрации муниципального района Большечерниговский Самарской области.
- Архив Муниципального бюджетного учреждения «Историко-краеведческий музей имени Героя Социалистического Труда Н. П. Попова».
- Архив газеты «Волжская коммуна».
- Архив Районной газеты «Степной маяк».
- Личный архив Митченковой Анны Ивановны.
- Личный архив Шароватовой Тамары Ивановны.
- Сайт «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/).
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2, 3, 4.
Приложение 5, 6, 7.
Приложение 8, 9.
Приложение 10, 11, 12.