СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВОЕННЫХ: СТРАТЕГИИ ЗАПОМИНАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВОЕННЫХ: СТРАТЕГИИ ЗАПОМИНАНИЯ

Кириллов Д.А. 1, Живокина М.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За прошлые три десятилетия произошли сильные изменения в области языкового обучения и изучения языка. Сейчас Министерство обороны рассматривает язык как один из самых важных приоритетов. Этот важный факт указывает на то, что преподаватели должны постоянно оптимизировать языковое образование, улучшать и искать новые пути к эффективному изучению, мотивировать студентов так, чтобы они были способны выполнить все требования, которые на них возложены. Языковые стратегии обучения облегчают процесс освоения языка, они затрагивают природу и качество процессов обучения, а также обращают внимание на то, как управлять языком легче и эффективнее.

Проблемы того, как учащиеся обрабатывают, изучают и запоминают новую информацию, и какие виды стратегий они используют, было первоочередной задачей авторов, занимающихся проблемами изучения иностранного языка.

Ребекка Оксфорд, один из ведущих специалистов в области стратегий изучения языка, делает акцент на две причины важности стратегий в принципе. Во-первых, она говорит что «стратегии обучения – это инструменты для активного, самонаправленного участия, которое важно для развития коммуникативной компетентности». Во-вторых, она говорит, что «учащиеся, которые развивали соответствующие стратегии обучения имеют большую уверенность в себе и учатся более эффективно»[3, 1]. Она добавляет, что «стратегии обучения – это определенные действия, предпринятые учащимся, чтобы сделать изучение языка легче, быстрее, приятнее, более направленным, эффективным, и более применимым к новым ситуациям» [3, 8]. Далее она определяет двенадцать главных стратегий, среди других, она подчеркивает коммуникативную компетентность, развитие навыков самостоятельной работы, расширение роли преподавателей и использование проблемно-ориентированных задач [3, 9].

Многие исследователи пытались классифицировать языковые стратегии обучения различными способами. Тем не менее многообразие учащихся, их индивидуальные особенности, потребности привели к использованию различных и часто пересекающихся терминов. Следовательно, определенной таксономии языковых стратегий обучения до сих пор не существует.

Наиболее удачно стратегии обучения были описаны Р. Оксфорд [3, 14-15]. Автор делит стратегии на прямые и косвенные, подчеркивает взаимосвязь стратегий со всеми четырьмя навыками - говорением, аудированием, чтением и письмом.

Прямые стратегии непосредственно влияют на конкретную задачу обучения, например, запоминание и извлечение новой информации, анализ и рассуждение или угадывание. К прямым стратегиям относится память, когнитивные и компенсационные стратегии. Р. Оксфорд [3, 37] объясняет, что каждая группа делает умственную обработку языка по-своему.

Стратегии памяти, иногда называемые мнемоникой, помогают студентам запоминать, хранить и получать новую информацию, и они широко использовались в течение многих веков. В качестве примера автор упоминает ораторов древности, которые своими длинными речами, связывали различные части речи с разными местами или вещами. В настоящее время стратегии памяти все еще рассматриваются как очень важный умственный инструмент.

Стратегии памяти делятся на четыре категории: создание ментальных связей, применение образов и звуков, тщательное повторение и применение физического или механического действия.

Создание ментальных связей включает группирование слов так, чтобы эта группа была изучена целиком. Это можно осуществлять различными способами: по теме концептуальные сходства (например, горячее, теплое, кипящее), разнородности или противоположности, классы слов, группы синонимов и антонимов, практическая или языковая функция и т.д. Такую классификацию можно считать полезной, потому что проще запомнить элементы, которые сгруппированы вместе определенным образом, чем пытаться запомнить отдельные элементы.

Ассоциации связаны с тем, что учащиеся пытаются найти связь нового термина со знакомой информацией о языке, уже хранящейся в их памяти, так называемой «основой». Они используют различные вспомогательные средства, чтобы связать новые слова. Учащиеся должны зафиксировать значение слова в своем сознании, персонализировав его так, чтобы оно приобрело цвет и характер и стало частью их индивидуального хранилища слов. Похожей стратегией, основанной на принципе ассоциирования, является семантическое отображение (иногда называемое словом web или mind web).

Включение новых слов в контекст является попыткой связать новую информацию с контекстом. Размещение слова или фразы, которое предполагается выучить, в предложении, рассказе или разговоре приводит учащегося к использованию контекста. Эта стратегия полезна в ситуациях, когда преподаватель просит выучить слова без какого-либо поддерживающего или пояснительного контекста. В таких случаях учащиеся создают свой собственный контекст и помещают новые слова, фразы или выражения в свой содержательный контекст.

Стратегия применения изображений и звуков сосредоточена на способах запоминания новой информации с помощью визуальных изображений и звуков. В эту группу включены четыре стратегии: использование изображения, использование ключевых слов, семантическое отображение, представление звуков в памяти.

Соотнесение новой информации с ментальным или визуальным изображением в памяти - это использование изображения. Изображение может быть либо реальным (картинка или объект), либо в сознании (ментальное представление или изображение слова). Например, преподаватель просит визуализировать абстрактные слова, чтобы запомнить их легче. Использование изображений - очень полезная стратегия для обучающихся всех возрастов. Вещи, которые мы можем себе мысленно представить, слова, которые легко вызывают в памяти картинки, гораздо легче запомнить.

Семантическое отображение- это стратегия, в которой учащиеся упорядочивают слова в диаграмму или картинку, которая имеет ключевой заголовок и связанные слова (подзаголовки). Слова подсвечиваются и связываются посредством линий или стрелок, которые помогают визуально видеть, как определенные группы слов соотносятся друг с другом. Ученые говорят, что этот способ записи лексических элементов может более точно отражать то, как мы храним сети лексических элементов в нашей голове, и является более полезным, чем традиционные списки. Семантическое отображение может использоваться как в качестве мозгового штурма до выполнения задания, во время выполнения задания или во время подведения итогов после выполнения задания.

Запоминание нового слова с помощью аудио- и визуальных связей известно как использование ключевых слов. Выявление знакомого слова на родном языке, которое звучит как новое слово – аудиосвязь. Формирование изображения некоторой взаимосвязи между новым словом и привычным – визуальная связь.

Метод представления звуков в памяти включает в себя связывание нового слова со словом на родном или любом другом языке, которое звучит как слово на иностранном языке. Другой полезной и очень популярной техникой является использование рифм, песен или стихов. Это очень эффективный способ запомнить новую лексику, освоить произношение или выучить грамматику.

Тщательное повторение – очень важная стратегия, связанная с процессом повторения новой информации, чтобы сохранить ее в памяти. Все этапы работы с новой информацией имеют важное значение, но начальный этап помещения новой информации в хранилище не будет эффективным без извлечения и использования фазы. Задания по практике языка, несомненно, являются наиболее важными. Р. Оксфорд называет эту стратегию «вращающейся по спирали», потому что учащиеся продолжают вращаться в определенных временных интервалах и обращаться к предмету изучения, в то же время обучаясь чему-то новому. Цель состоит в том, чтобы ознакомиться с информацией, которая затем становится естественной и автоматической. Типичным заданием такой стратегии является практическая отработка навыков. Хотя некоторые преподаватели считают их старомодными, обучающимся нужно уметь автоматизировать новые знания. Они должны практиковать элемент, который они пытаются выучить, много раз, прежде чем они в конечном итоге начнут его использовать.

Применение физического или механического действия привлекательно для юных обучающихся, но также может быть приятным для взрослых. Некоторые военные могут чувствовать себя неловко, учитывая форму и возрастной фактор. Физическое движение хорошо влияет на то, как новый элемент языка хранится в памяти.

Примером такой техники является использование флэш-карт, которые могут быть использованы в качестве инструмента для многих действий, таких как игра с определением значения, игра с описанием, составление историй, игра на догадку и т.д.

Список литературы

Brumfit Ch. Communicative methodology in language teaching: The roles of fluency and accuracy. Cambridge University Press, 1992.

Bushelová Z. Implementing learning strategies into military language courses. Diploma thesis, Brno, 2010.

Oxford, R. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. New York: Newbury House Publishers, 1990.

Просмотров работы: 56