Таможенные риски. Способы выявления и управления - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Таможенные риски. Способы выявления и управления

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Прежде чем рассматривать определение «таможенного риска», важно рассмотреть сущность риска в целом, поскольку он свойственен различным областям деятельности. В научной литературе его определяют, например, как:

- вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной или финансовой деятельности;

- деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели;

- величину возможного убытка.

Под таможенным риском подразумевается вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства.

Риск в таможенном деле может быть, как выявленным, так и потенциальным.

Выявленный риск – это факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств – членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Потенциальный риск – это риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют.

Способы выявления таможенных рисков представлены следующим образом.

Рисунок 1 – Способы выявления таможенных рисков

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле.

Система управления рисками – это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений.

Для построения эффективной и продуктивной системы управления рисками в российской таможенной службе необходимо опираться на опыт и практики применения такой системы в развитых зарубежных странах. Так, например, Европейский Союз является весомым субъектом в мировой торговле и имеет многолетний опыт применения такого действенного механизма, как система управления рисками, в соответствии с международными стандартами и требованиями Всемирной таможенной организации.

Один из ключевых институтов таможенного регулирования является таможенный контроль.

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

Таможенный контроль может осуществляться различными способами, поэтому степень их применения определяется необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Таможенные органы решают какую форму таможенного контроля необходимо применить.

Таким образом, таможенный риск, как и риск в целом, представляет собой сложное, комплексное явление. При существовании множества различных толкований двух данных понятий ключевой остается характеристика риска как вероятностной категории, связанной с ситуацией неопределенности и наступлением неблагоприятных событий, потерь.

В заключение можно отметить, что решение основной части проблем, связанных со снижением и выявлением нежелательных последствий при наступлении таможенных рисков, существенно повысит эффективность деятельности таможенных органов. Это приведет к улучшению состояния экономики страны, повышению основных экономических показателей, свидетельствующих повышению уровня самодостаточности российской экономики, и как следствие повышение уровня качества жизни населения. Кроме того, эффективность деятельности таможенных органов способна привести к изменениям в структуре экспорта и импорта в пользу России, существенной поддержке российских предпринимателей, осуществляющих экспортные поставки производимой продукции.

Список литературы

Сенотрусова, С. В.  Таможенный контроль товаров и транспортных средств: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 158 с. 

Полухин, И. В. Таможенное дело: учебный терминологический словарь. Учебное пособие / И. В. Полухин, А. П. Сурник, Л. Г. Чернова. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2021. — 96 c.

Геращенко, Г. П.  Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под редакцией Г. П. Геращенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 288 с.

Новикова, С. А.  Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С. А. Новикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 376 с. 

Джабиев, А. П.  Основы таможенного дела: учебник для вузов / под общей редакцией А. П. Джабиева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 489 с.

Просмотров работы: 258