В настоящее время в России продолжаются процессы реорганизации производственной сферы, обусловленные динамичными социально-экономическими условиями в стране. Быстрые темпы трансформации характера трудовой деятельности во всех сферах и высокие требования, предъявляемые к специалистам, обуславливают необходимость комплексной модернизации отечественного профессионального образования.
Государственная политика в сфере образования направлена на развитие системы среднего профессионального образования как одного из ключевых направлений. Так, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Активно развивается движение WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и высококвалифицированных кадров. В действующий Национальный проект "Образование" включен проект "Молодые профессионалы", который направлен на модернизацию среднего профессионального образования путем изменения содержания образовательных программ и инфраструктуры учреждений профессионального образования. Все это обуславливает повышение роли среднего профессионального образования в структуре подготовки профессиональных кадров.
Преобразования, происходящие в среднем профессиональном образовании, влекут за собой необходимость повышения уровня профессиональной подготовки преподавателей. Меняется роль преподавательского состава в учреждениях профессионального образования. Помимо преподавания основных дисциплин, необходимо разрабатывать комплексные образовательные и воспитательные программы; участвовать в научно-исследовательской деятельности; налаживать контакты с работодателями и партнерами из других профессиональных образовательных организаций.
Требования к профессиональной подготовке преподавателей среднего профессионального образования возрастают, однако традиционная подготовка преподавателей не учитывает специфику их профессиональной деятельности и, как следствие, не может решить проблемы, стоящие перед профессиональным образованием.
Изучая проблему профессиональной деятельности педагогов среднего профессионального образования, многие современные авторы приходят к единому мнению относительно двойственности ее структуры. Обобщая точки зрения разных авторов, можно выделить такие компоненты этой структуры, как педагогический и производственный.
Для преподавателей специальных дисциплин особую актуальность приобретает необходимость формирования компетентности в производственно-технологической области преподаваемой дисциплины, которая, однако, должна быть дополнена знанием наиболее оптимальных методов обучения. Для успешной организации учебного процесса важно грамотно и ответственно определять учебно-производственные задачи к результатам профессиональной деятельности.
Таким образом, возникает необходимость формирования у педагогов среднего профессионального образования способностей к осуществлению профессиональной деятельности с учетом всего спектра педагогических и производственных задач. В связи с этим мы считаем, что все виды профессиональной деятельности педагога среднего профессионального образования предполагают осуществление методической деятельности. Существует противоречие между потребностями среднего профессионального образования в педагогах, готовых к осуществлению методической деятельности, и недостаточным вниманием со стороны педагогической науки к проблеме развития методической компетентности педагогов среднего профессионального образования.
Такая категория педагогических кадров, как преподаватели среднего профессионального образования, становится все более востребованной группой педагогических кадров в современном обществе. Это связано с социально-экономическими изменениями в обществе, которые определяют актуальность рабочих профессий в реальном секторе экономики, а, следовательно, и необходимость развития системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием.
Следует отметить, что профессиональная деятельность педагога уже на начальном этапе профессиональной подготовки своих потенциальных работников согласуется с актуальными запросами студентов на востребованное и конкурентоспособное образование и потребностями работодателей в квалифицированных кадрах и социальном партнерстве с образовательными учреждениями.
По мнению современных авторов, профессиональная деятельность преподавателей среднего профессионального образования заключается в создании условий для оптимального усвоения студентами знаний, развития умений, соответствующих профилю подготовки, и формирования профессиональных компетенций, позволяющих успешно осуществлять дальнейшую профессиональную деятельность. В этом контексте профессиональная деятельность преподавателя направлена на достижение образовательных результатов для студентов.
Объектами деятельности являются обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования. Профессиональная деятельность преподавателя характеризуется высоким уровнем многоаспектности и содержит в своей структуре профессионально-педагогический и производственно-технологический компоненты. Эти компоненты демонстрируют отличие профессиональной деятельности преподавателей СПО от деятельности преподавателей вузов, сочетающих в своей работе педагогическую и научную деятельность.
Проведенный анализ научных представлений о профессиональной подготовке преподавателей позволил выделить следующие виды профессиональной деятельности: педагогическую, проектно-конструктивную и производственно-технологическую, каждый из которых содержит профессиональные задачи. Дадим их определение:
Проектно-конструктивная деятельность предполагает разработку образовательных программ и проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Производственно-технологическая деятельность заключается в организации профессиональной деятельности студентов в соответствии с полученными специальностями и профессиями и создании условий для освоения ими технологий осуществления трудовой деятельности.
Педагогическая деятельность предполагает обучение и воспитание студентов, планирование и проектирование содержания учебной деятельности, мотивацию студентов к исследовательской работе.
Таким образом, сущность профессиональной деятельности педагогов целесообразно определить, как процесс решения профессиональных задач, обусловленных различными видами этой деятельности.
Компоненты структуры профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования указывают на преобладание методических задач в каждом из видов их профессиональной деятельности. Таким образом, ведущим видом деятельности является методическая деятельность.
Следуя принципам функционального подхода, мы выделили планово-прогностическую, мотивационно-целевую, воспитательную и организационно-управленческую функции профессиональной деятельности педагогов. Готовность учителя к выполнению этих функций определяет успешность реализации его профессиональной деятельности. В свою очередь, для формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности необходимо учитывать специфику и особенность.
Специфика профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования заключается в преобладании методической деятельности во всех ее видах. Осуществление методической деятельности, как ведущего вида деятельности педагогов, предполагает наличие методической компетентности, что требует совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов. Сформированная методическая компетентность дает возможность педагогам успешно решать проблемы профессиональной деятельности и выполнять профессиональные функции. Следовательно, формирование методической компетентности у преподавателей среднего профессионального образования с учетом специфики профессиональной деятельности должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
Список используемых источников:
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы утв. распоряжением Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2765-р.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html.
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/413/%D1%84 %D0%B0%D0%B9%D0%BB/2605/BookEducation_02.pdf.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497.
Сысоева О.И. Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. - 2017. - № 3. -С. 20-24.
Савельев А.И. Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. Т. 25. № 4. С. 73-78