Модернизация образовательной деятельности предполагает ее гуманизацию, когда ребенок становится высшей ценностью и смыслом этой деятельности. В ее основе лежит идея о том, что каждый ребенок обладает способностью к самореализации и саморазвитию, а также к открытому межличностному взаимодействию, ведущему к сосуществованию.
Педагогу важно понимать, как общество влияет на студента. Это значит блокировать и нивелировать (по возможности) его негативное влияние путем организации образовательного пространства как сосуществования. Важно также сформировать открытое взаимодействие с студентами, основанное на полном принятии всех детей и их интересов.
Для того чтобы понять сущность воспитательной деятельности, важно увидеть ее различные аспекты, используя междисциплинарный подход, такие как: динамика личности (экзистенциальная философия); со-бытийный характер взаимодействия (фундаментальная онтология); сущность открытого диалогового пространства с областями самоорганизации (синергетика); понимание вербальных и невербальных сигналов, передаваемых ребенком (семиотика); понимание преодоления ребенком трудностей и проблем (акмеология); способы постижения смысла поведения студента (герменевтика); личность как целостная открытая многоуровневая развивающаяся система, способная противостоять внешним воздействиям (гуманистическая психология). Таким образом, возрастает роль среднего профессионального образования в формировании духовных идеалов молодежи, помощи ей в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании и освоении социального опыта. Поэтому в такой же степени возрастает роль воспитания в среднем профессиональном образовании. Наиболее традиционно считается, что воспитание "направляет процесс формирования личности или ее индивидуальных особенностей в соответствии с потребностями общества". В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой содержание этого понятия претерпело некоторые изменения. Так, согласно "Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2018-2025 годы" "воспитание понимается как сознательный процесс создания условий для развития личности, ее саморазвития и самореализации".
Такие педагогические условия, как создание здоровье сберегающего образовательного пространства, влияние и деятельность педагога, эффективная организация социально-развивающей ситуации, личностно-ролевое общение, осуществление активного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность студентов, соотнесенная с их социальными особенностями и возрастным периодом развития, может обеспечить вес Воспитательный процесс как неотъемлемая часть педагогического процесса пронизывает все функции воспитания студентов в современной средней профессиональной школе.
В настоящее время существуют разные подходы к выделению воспитательских направлений.
Первый подход, традиционно характерный для отечественной педагогики, показывает содержание воспитания по следующим целевым направлениям: духовному, гражданскому, нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию.
Согласно второму подходу, основной целью образования является формирование базовой культуры личности. В нем подчеркивается культура самоопределения, т.е. способность осознавать себя творцом собственной жизни, способность определять цели, планы, принимать решения и брать на себя ответственность за собственные действия.
Третий подход к определению содержания и программ образования основан на формировании установок, оценивающих личность: отношения к человеку, обществу, природе, труду и знаниям.
Четвертый подход предложен Г.С. Семенова, который выделяет в качестве направлений учебной деятельности значимые направления, а именно: ценностно-ориентированная деятельность; социальная активность; познавательная деятельность; художественная деятельность; профессиональная и служебная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.
Понятно, что выбор одного из упомянутых подходов или разработка нового подхода, более подходящего для условий, должны основываться на некотором теоретическом обосновании. Первый и самый важный аспект этого обоснования состоит в том, что каждой учебной деятельности должна соответствовать определенная учебная задача. Вообще таких задач не может быть много в силу целостного, а не фрагментарного характера человеческой личности. Именно в рамках личностно-ориентированного образования проявляется целостность личности учащегося и невозможность деления ее на «личностную сферу» и «познавательную сферу» и разделения сфер на «направления образования», с одной стороны, и «с другой стороны, наиболее четко реализуются предметные циклы» или образовательные направления. Следовательно, в рамках личностного подхода становится неприемлемым механистическое разделение целей и задач образовательного процесса. Требуется перейти от системы целей и результатов обучения, выраженных в разрозненной совокупности «учебно-воспитательных и развивающих задач» и характерных для данного предмета «знаний, умений и навыков», к иным, целостным формам, соответствующим целостности личности ученика.
Также исследователи выделяют три содержательных блока воспитания, соответствующих трем группам воспитательных задач, исходя из того, что воспитание обуславливает социальное развитие личности. Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации гуманистических ценностей и формирования гуманистических взглядов и убеждений. Вторая группа заданий неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения. Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование нравственного поведения детей. Такой подход, несмотря на его правильность, ясность и реалистичность, не учитывает специфики среднего профессионального образования.
Формирование современного специалиста как целостной, гуманной, гармонично развитой личности со сформированным национальным сознанием, в том числе патриотическими чувствами, неразрывно связано с его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе среднего профессионального образования.
В заключение хотелось бы отметить некоторые важные моменты, касающиеся переосмысленной образовательной деятельности в современном мире. Для педагога важно сохранять ориентацию на жизнь, на будущее и на развитие студента. Их работа подразумевает "живое взаимодействие" с студентами и должна быть процессом ориентированной. Педагогическая деятельность должна быть постоянно направлена на понимание процесса развития студента в современном мире.
Список используемых источников:
1. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика. Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2018. - 230 c.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c.
3. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 233 c.
4. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2018. - 511 c.
5. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2017. - 256 c.