Введение
В современном мире повышается значимость проблем экологического образования и воспитания в целях сохранения и поддержания баланса экосистемы. Актуальность повышения уровня экологической грамотности обусловлена ухудшающимися экологическими условиями и необходимостью избежать экологический коллапс. Мерой, которая поможет изменить отношения человека и природы и сформировать активную позицию человека по защите окружающего мира является экологическое образование. Сейчас оно имеет особый социальный смысл, поскольку возникло понимание: без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем.
Возрастание надобности экологического образования и воспитания связано с несколькими факторами:
с потребностью повышения экологической культуры человека;
со значимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
с потребностью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
с важностью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
с недостаточным восприятием человеком проблем природы как лично значимых;
с низкой практически направленной активностью человека в деятельности по охране природы.
Развитый уровень экологической культуры ставит человека в активную позицию по защите природы. Н.Ф. Виноградова определяла экологическую культуру как способность людей пользоваться имеющимися экологическими знаниями и навыками в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но совершенно не применять их. Экологическая культура подразумевает экологическое сознание в совокупности с экологическим поведением.
Согласно международным стандартам, экологическое образование – это образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды [10]. Новая система экологических знаний должна помочь настоящим и будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях достаточно жестких экологических ограничений, в которой будет преобладать приоритет сохранения окружающей природы. Соответственно необходим переход к экологизации экономики и производства, экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе и выходящей за традиционные рамки дифференцированных наук о природе [13].
Особенности организации обучения в условиях современной реальности, с какими проблемами сталкивается развитие современного экологического воспитания и образования, а также подходы к их решению в разных странах мира подробно будут рассмотрены в этой работе далее.
Первым шагом в этом направлении стала Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 г., на которой было принято решение создать международную программу по образованию в области экологии. Оно становится центральной фигурой в отношениях человека, природы и общества.
В 1977 году в итоге первой Межправительственной конференции ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП по образованию в области окружающей среды была принята всеобъемлющая стратегия развития экологического образования на национальном уровне, разработаны свыше 40 конкретных рекомендаций по улучшению экологического просвещения на разных этапах образования и для разных групп населения.
Дальнейшее международное сотрудничество по вопросам экологического образования продолжилось и идет по сей день. Важным направлением в современном мире стало экологическое образование в области подготовке кадров.
Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, создание совокупности экологически развитых сфер личности: сознания и эмоционально-чувственной деятельности.
Основная цель экологического образования – сформировать общественное мировоззрение на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.
Необходимы следующие шаги в учебном процессе, чтобы достичь цели экологического образования:
Сформировать знания, нужные, чтобы понимать процессы в системе «человек-общество-техника-природа» и участвовать в решении локальных социально-экологических вопросов.
Воспитать бережное отношение к окружающей среде.
Сформировать активную гражданскую позицию, выражающуюся участием в решении социально-экологических проблем и чувства ответственности за состояние природы.
Сформировать навык анализа экологических проблем, прогноза последствий деятельности человека, принятия и реализации самостоятельных или совместных решений в области экологически значимых вопросов [13].
По итогу проведения всех конференций по защите окружающей природы стало ясно, что для решения экологических проблем необходимо глобальное экологическое воспитание населения. Экологические вопросы должны встать в центр абсолютно всех учебных программ и коснуться всех сторон образовательной системы – от дошкольных учреждений до вузов, управленческого аппарата и подготовки педагогического состава [13].
Международная политика в сфере экологического образования предполагает его непрерывность, начиная с самого раннего возраста в течение всей жизни человека: экологизацию содержания всех дисциплин, изучаемых в учебных заведениях, тесную связь экологии с экономикой. Содержание экологического образования и способы его реализации имеют свои особенности на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях [9].
Внедрение экологических программ в учебный процесс началось за рубежом раньше России. В Западной Европе экологическое воспитание начинается с трех лет, путем общения детей в специальных хозяйствах, где дети могут общаться как с дикими, так и домашними животными, ухаживать за ними [13]. В США, Канаде, Англии, Нидерландах, Дании, Швеции, Германии приоритетными в экологическом образовании являются занятия на природе, выделение специальных проектных дней и недель, разработка экологических игр, в основе которых лежит стремление пробудить целостное эмоциональное восприятие природы. В этих странах происходит смещение акцентов природоохранительной деятельности с контроля за состоянием природной среды к предотвращению ее загрязнения. Наблюдается широкое включение вопросов окружающей среды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется внимание на том, что хозяйственная деятельность человека в окружающей среде должны строго соответствовать принципам устойчивого развития. Новым моментом является подчеркивание прав широкой общественности свободно получать и распространять различного рода экологическую информацию [14].
Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего экологического образования. На данный момент в рамках его организации существуют следующие проблемы:
В вопросах о стратегии экологического образования существует проблема его методической организации. Одни специалисты считают необходимым разработать отдельный предмет «Экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, географическому и др., хотя и находится в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер.
Что должно стоять в центре внимания: «природная среда» или «мир природы». Без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса.
В таблице №1 показаны страны, в которых экологическое образование является самостоятельной предметной областью во время начального образования, в которых оно встроено в конкретные предметы учебной программы и те, где оно рассматривается через междисциплинарную тему или тематически ориентированный подход [4].
Таблица №1. Модели преподавания экологического образования в начальной школе в странах Европы
Экологическое образование |
Кол-во стран |
Страны (регионы) |
Как самостоятельная предметная область |
5 |
Бельгия, Финляндия, Франция, Греция, Испания |
Интегрировано в другие предметы |
12 |
Бельгия (Французское и Фламандское Общество), Дания, Испания, Франция, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Великобритания |
Тематический междисциплинарного подхода |
5 |
Австрия, Германия (Бавария), Германия (Тюрингия), Дания, Финляндия |
В области экологического образования зарубежными учеными уже на протяжении нескольких десятилетий активно исследуются проблемы:
определения философских, социальных, культурологических и др. основ экологического образования (В.Е. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, H.A. Кармаев, И.И. Кравченко, Г.А. Кузнецов, H.H. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, A.Д. Урсул, R.G. Barker, W.R. Catton, D.D. Chiras, R.E. Dunlap и др.);
выявления сущностных, содержательных, структурных характеристик экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления как факторов кардинального изменения отношения человека к природе (Г.В. Акопов, A.A. Алдашев, A.A. Брудный, Э.В. Гирусов, А.Д. Иоселиани, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, Н. В.И. Медведев, Е.И. Чердымова, B.А. Ясвин, D.H. Meadows, D.L. Meadows, J. Randers, A.W. Wiecker и др.);
формирования экологической культуры как цели экологического образования (С.Н. Глазачев, В.П. Горлачев, Н.С. Дежникова, О.Н. Козлова, И.И. Мазур, О.Г. Тавстуха и др.);
создания системы непрерывного экологического образования, в том числе его региональных систем (А.Ф. Баранов, Н.Б. Дементьев, Ю.И. Михальченко, JI.B. Моисеева, О.В. Попова, Б.И. Стрелец, Л.Ф. Тарарина и др.);
выявления теоретико-методологических оснований общего экологического образования и воспитания (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Сенкевич, Г.П. Сикорская, И.Т. Суравегина, Ch.M. Geesteranus, J.C. Smith, L.F. Schmore, A J. Suvan и др.);
подготовки педагогических кадров к экологическому образованию и воспитанию в общеобразовательных учреждениях (В.И. Блинников, Г.С. Камерилова, С.С. Кашлев, A.B. Миронов, O.D. Duncan, S. Foresman и др.);
анализа и научно-практической разработки различных аспектов экологической подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования разного уровня (Е.И. Ефимова, И.Н. Кондрашова, H.A. Лызь, Н.М. Мамедов, К.А. Романова, U. Halbach и др.).
Методологическая основа экологического образования опирается на следующие подходы, исходящие из различий понимания экологического кризиса и путей выхода из него:
естественнонаучный – причина кризиса – в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду; решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественно-научные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.;
натуралистический – основная идея может быть сформулирована как "изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания";
глобально-биосферный – рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление; выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;
проблемный – рассматривает кризис как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п.; он нацелен на воспитание у людей «чувства дома» и ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем; решение проблемы видится в обучении людей конкретным навыкам по охране или восстановлению окружающей среды и развитию у них личной ответственности за свои действия;
ценностный – рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными; создание условий для того, чтобы люди нашли свой путь для воссоединения с жизнью и миром – одна из задач нового философского направления – «глубинной экологии»;
культурно-цивилизационный – рассматривает проблему как системный кризис цивилизаций, для решения которого нужно формировать очаги новой культуры; он пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование и т.д.). Он перекликается с принципами многих религиозных и философских учений, констатирует, что решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека и социальной справедливости.
Из всего этого многообразия подходов можно выделить два полярных:
Это естественнонаучный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, география и т.д. Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях.
Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. "Человек должен прочувствовать свое родство с природой, умерить свои потребности и развивать духовную сферу" – основная задача этого направления [12].
Основополагающими принципами экологического образования в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных организаций и конференций определены:
приоритет социальных аспектов экологических проблем;
анализ естественной и созданной человеком окружающей среды;
междисциплинарность;
требование информированности и знаний;
значение навыков, отношений, ценностей и желания участвовать в принятии решений, направленных на улучшение качества окружающей среды.
Исходя из обозначенных выше проблем в сфере экологического образования и воспитания, в качестве решения появились тенденции, различающиеся по приоритету формирования тех или иных подструктур экологического сознания.
Первая тенденция характеризуется на формировании экологических представлений через экологическое просвещение населения, через усвоение экологических знаний, обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Недавние обзоры программ экологического образования школьников, таких ученых, как М.Дж. Стерн, Р. Б. Пауэлл и Д. Хилл показывают, что эти программы могут обеспечить широкий спектр положительных результатов для участников, в том числе: повышение уровня знаний; более позитивное отношение и поведенческие намерения по отношению к окружающей среде; повышение уверенности в себе и социальных взаимодействий; и улучшение академической мотивации и производительности, среди прочего [4].
Вторая тенденция характеризуется ориентацией на формирование экологических отношений. Программы, разработанные С.Б. Нильсеном и Д.Э. Хантером сосредоточены на построении эмоциональной связи учеников с живой природой, которая позволяет им стать экологически активными [4]. Ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде. Преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.
Третья тенденция характеризуется ориентацией на формирование подструктуры стратегий и технологий, человек должен уметь решать экологические проблемы в процессе практической деятельности [14].
Нормативные тенденции ориентированы установление системы норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.
В рамках деятельностной тенденции формируются познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся, учит проявлять активность в решении экологических проблем.
Существуют различия в тенденциях экологического образования в сильно- и менее индустриализированных странах. Например, молодые люди в Англии, Голландии, Германии и др. странах Европы практически не представляют жизни вне городов: природа как таковая занимает очень мало места в их жизни. Соответственно, стали создаваться специфические программы, занимающиеся обучением на природе, где дети узнают, как пахнет трава и где есть специфическая жизнь насекомых и простейших. В рамках этой тенденции акцент идет больше на прочувствование и ощущение, нежели на специфические биологические, географические или экологические знания. Это не касается подготовки специалистов-естественников – там образование базируется на знаниях и практической работе.
Еще один компонент экополитический, где управленцев различных уровней учат принимать эколого-сбалансированные решения, учитывающие систему экологических рисков. В некоторых странах Запада науки об окружающей среде включают в себя не только понятия об охране природы, но и об охране исторического наследия [14].
Расширение материально-технической базы для реализации целей экологического воспитания и образования. В США и странах Европы существует большое количество научных лабораторий на базе университетов, наличие механизмов реализации научных идей и их разработок в жизнь. На базе работающего экологического законодательства, привлечение студентов к исследованиям и современным достижениям экологической науки. В Нидерландах, например, разработаны специальные экологические программы, предусматривающие информирование, обучение и совместные действия по охране окружающей среды таких групп населения, как потребители, производители, политики, государственные служащие, исследователи, которые направлены на улучшение экологической обстановки.
Ниже будут подробнее рассмотрены отдельные особенности экологического воспитания и образования в конкретных странах.
В Австрии экологические образовательные программы в Австрии включены в школьные программы. Среди них такие, как:
издание газет и журналов по вопросам экологического образования;
разработка специальных эколого-образовательных программ типа «Окружающая среда, школа и общественность»;
создание общегосударственного банка данных по вопросам экологического образования;
осуществление координационных функций;
консультирование учителей, а также других категорий специалистов, желающих участвовать в школьных и внешкольных видах эколого-образовательной деятельности, а также в различных проектах, связанных с экологическим образованием детей [14];
организация специальных школьных проектов («Школьный сад», «История окружающей среды», «Экология в школе», «Экологическая мастерская», «Творчество для природы»);
проведение природоохранительных акций («Озон», «Альпийская деятельность»);
разработка специальных учебных пособий и различных дидактических материалов;
семинаров для педагогов-экологов, а также курсов переподготовки для всех специалистов, принимающих участие в экологическом образовании детей [13].
В Дании экологические проблемы включены в содержание профессиональных образовательных системах педагогического профиля:
обязательность экологического образования подготовки педагогов всех уровней;
самообразование и расширение междисциплинарной подготовки педагогов; доступность соответствующих учебных материалов.
Дания – постоянный участник экологических проектов со скандинавскими странами на основе долгосрочного сотрудничества. Проведение Северного Симпозиума, реализация международных проектов: «Образование в области окружающей среды в Скандинавии», «Балтийское море» и «Северное море», национальных проектов: «Чистые реки», «Кислотные дожди», «Зеленый флаг», образовательных проектов, изучение и картирование экологического состояния берегов морей – всё это делает Данию одной из передовых стран в сфере экологического образования и воспитания [14].
Повышение экологической грамотности и распространение экологического образования произошло раньше, чем в большинстве других европейских государств. Основной акцент делается на раскрытие взаимосвязей между человеком, обществом и природной средой. Экологическое образование отталкивается от человека, так как именно человек является причиной катастрофического загрязнения среды.
Цели экологического образования в Германии:
изменение представления и улучшения знания молодых об окружающей среде,
развитие готовности защищать природу,
формирование у подрастающих поколений модели экологически ответственного поведения [14].
Дорнер М. определяет три фазы становления экологической политики в Германии:
Первая фаза (конец 1960 гг. – середина 1970 гг.) – «фаза наступления». Характеризуется дискуссией в интеллектуальных кругах Германии, учреждением Экспертного Совета по вопросам окружающей среды, усилением противоречий между экономикой и экологией, сопротивлением общества попыткам реформаторов проводить активную экологическую политику.
Вторая фаза (середина 1970 гг. – конец 1980 гг.) – ориентированность экологического образования на инженерно-научные, технические специальности, «фаза расширения». Происходит создание партии зеленых, массовых общественные движения за охрану окружающей среды, поднятие вопросов, связанных с экологической политикой в парламенте, учреждение законодательных инициатив в этой области.
Третья фаза (начало 1990 гг. – 2000 гг.) – интеграция экологического образования в другие, гуманитарные специальности, «фаза консолидации». В течение трех лет экологическое образование встраивалось в учебные планы (экологизация дисциплин и образовательного процесса в целом), создавались экологические центры для внешкольных мероприятий. Возникает международное экологическое движение, вырабатываются общеевропейские стандарты и ориентиры, разрабатываются системы мероприятий в области охраны окружающей среды. Были определены пилотные школы с дополнительным финансированием, выполняющих функцию эколого-педагогических центров. Исследования тех лет показывают, что специальные программы и совместные усилия правительства, педагогов и школ внесли существенный вклад в развитие экологического образования, повышение его роли [7].
С 2000 г. экологическое образование фокусируется на принципах устойчивого развития. Широко распространена модель кооперации школы и вуза. Серьезным отличием высшего экологического образования в Германии является развитая научно-исследовательская база. Германские университеты изначально были исследовательскими, поэтому во многих университетах возможно обучение параллельно с ведением реальных научно-исследовательских экологических проектов. Сотрудничество вузов с исследовательскими центрами и промышленными предприятиями осуществляется в форме совместных исследований, стажировок в вузах работников предприятий, производственной практики студентов, и создания при вузах демо- и консультационных центров. На университетском уровне подготовка по естественным наукам обязательно предполагает экологическую направленность.
Несмотря на положительный опыт Германии в области экологического образования, Германскими исследователи выявили следующие проблемы:
дидактические проблемы преподавания в университетах недостаточно изучены;
экологическое обучение страдает от того, что зачастую то, что запланировано преподавателем в рамках курса расходится с тем, как воспринимает студент данный материал;
большинство германских студентов указали недостаточность внимания со стороны преподавателей, когда они нуждаются в консультации по академическим вопросам;
при планировании курса акцент делается больше на фактический материал, чем на формирование способности принимать оптимальные решения для устранения экологических проблем;
концептуальные проблемы обусловлены недостаточной экологической интеграцией различных предметных областей.
Германия испытывает влияние эко-гуманистической концепции образования, изменяются подходы (традиционный подход сменяет нетрадиционный: система замкнутой цепи телевидения, микропреподавание, метод проектов и т.д.), разрабатываются целые сети семинаров, учебных центров, курсов по охране природы. Авторы делают следующий вывод: “В современной Германии экологическое образование, понимаемое как формирование экологического сознания и способность действовать в соответствии с интересами охраны природы, получившее широкую государственную и административную поддержку, занимает надежную позицию в сфере образования”.
Таким образом, можно говорить о высоком уровне формирования экологического образования в Германии, который достигается в результате:
1) поддержки государством и различными объединениями;
2) за счет использования нестандартных методов и инструментов;
3) выделения достаточно большого количества часов, посвященных экологическим проблемам [8].
Ирландская система экологического образования направлена на решение следующих задач:
содействование понимания комплексности взаимодействия человека с окружающей средой; поощрение интереса к экономическому, социальному, политическому и экологическому взаимодействию в городских и сельских ареалах;
предоставление каждому слушателю возможность приобрести знания, отношения, ценности, опыт принятия экологически ответственных решений, а также соответствующие практические умения и навыки, необходимые для защиты и оптимизации природной среды;
создание и внедрение в индивидуальное, групповое и общественное сознание новые экологически грамотные модели поведения и деятельности в окружающей среде,
способствовать формированию у отдельных граждан, различных социальных групп и общества в целом нового отношения к природе; способствование приобретения у населения широкого практического экологического опыта;
формирование умения распознавать и классифицировать экологические проблемы, решать проблемные задачи и ситуации, участвовать в процессе принятия экологически ответственных решений [14].
Первые инициативы по вопросам экологического образования были сделаны в 1970 г. в связи с подготовкой и проведением Европейского года окружающей среды. В настоящее время экологическое образование Швеции получило приоритетный статус в межгосударственном сотрудничестве скандинавских стран.
Швеция – активный участник многих международных эколого-образовательных проектов. Шведское общество защиты окружающей среды (ЕРА) совместно с Национальным агентством по вопросам образования создали общегосударственную информационную сеть по проблемам экологического образования. Этой системой могут пользоваться школьные учителя, учащиеся, представители общественных организаций, а также все граждане, интересующиеся экологическим образованием.
По утверждению шведских экспертов, цель экологического образования состоит в том, чтобы информировать общественность по вопросам экологии, формировать соответствующее общественное мнение, вносить вклад в обеспечение устойчивого развития страны [14].
Главной особенностью системы образования США является то, что она развивается на децентрализованной основе, в соответствии с которой каждый штат несет ответственность за развитие образования на своей территории. Поэтому экологическое образование в общеобразовательных школах Америки характеризуется чрезвычайным разнообразием форм и методов, а многие концепции носят рекомендательный характер. Экологическое образование и воспитание имеет чрезвычайное разнообразие форм, направлений и методологических подходов, отличается глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех образовательных дисциплин, привлечением широкой общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у населения норм бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде [2].
Ведущей задачей экологического образования является воспитание экологической грамотности учащейся. Общепризнанным является положение о том, что если личность не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, то она является безграмотной. Экологическое образование в США стремится дать не просто сумму знаний, а сформировать образ мышления.
Для граждан США более понятным является термин «инвайроментализм», который включает в себя как природоохранную деятельность, так и образовательный процесс. Экологизация образования в США начинается еще со школы. Во многих школах проводится мониторинг состояния окружающей среды. Начиная с первого класса, учащиеся изучают состояние водоемов, рек, ведут регулярные наблюдения за животным и растительным миром. К работе активно привлекаются родители учащихся. В старших классах ученики не просто наблюдают, а учатся анализировать и прогнозировать. Здесь уже активно действуют местные природоохранные организации, которые используют данные анализов школьников в научной и практической работе.
Экологическое образование продолжается и в высшей школе, и имеет следующие особенности:
- экологизация учебных дисциплин;
- включение в учебные планы спецкурсов экологического содержания, научно-исследовательская работа по экологической тематике;
- участие в общественном экологическом движении.
Междисциплинарный подход в экологическом обучении широко применяется и в либеральных университетах, где система построена так, что студент может не только сам выбирать курсы, но изучать, по сути, не предметы, а отдельные темы, с разных научных точек зрения. Система образования в США имеет высокий уровень технической оснащенности, позволяющей в любое время и в любом месте донести до обучающихся необходимую им новую экологическую информацию.
Также большую роль в экологическом просвещении и формировании культуры в Америке играет экологическая литература. Произведения Джона Барроуза, Рейчел Карсон, Олдо Леопольда, Джорджа Перкинса Марша, Джона Мьюира, Генри Дэвида Торо и других авторов привлекали и привлекают внимание общественности к экологическим
проблемам [2].
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что в развитых странах мира идет экологизация всех уровней образования путем внедрения национальных, региональных и глобальных проектов и программ. В сложившейся экологической ситуации экологическое образование становится приоритетным направлением стратегии устойчивого развития многих государств. Оно должно способствовать решению экологических проблем населением страны в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Подобная система образования призвана формировать общественно-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом, а также поднимать уровень культуры человека и общества в целом.
В современном мире необходим переход к экологизации экономики и производства, экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе и выходящей за традиционные рамки дифференцированных наук о природе. Требования такой идеологии сложнее задач охраны окружающей среды и сокращения потока загрязнений. Новая система экологических знаний должна помочь настоящим и будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях усиливающихся экологических ограничений, чтобы предупредить наступление экологических катастроф.
Ахмадбекова М.Г. Проблемы технологии выбора методов обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2014. – №4. – с. 153-158.
Ахмадиев А.К. О некоторых особенностях экологического образования и просвещения в США // Образовательный процесс. – 2018. – №9. – с. 5-9.
Bербицкий А.А. Методы обучения: традиции и инновации // Вестник ВГТУ. – 2014. – №3. – с. 106-111.
Галлямова Д.Р. Зарубежный подход к организации экологического образования // Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2020. – №82. –
с. 301-306.
Горбунова Е.А., Красноплахтова Л.И. Дидактические методы обучения // Вопросы науки и образования. – 2018. – №7. – с. 197-199.
Иванов А.B. Активные методы обучения и метод традиционной лекции // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2014. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-i-metod-traditsionnoy-lektsii
Муртазина Л.Г. Экологическое образование и воспитание учащейся молодежи в учебных заведениях Германии // КПЖ. – 2015. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-v-uchebnyh-zavedeniyah-germanii
Новикова Д.Д. Сравнение экологического образования в России, Германии, Японии, Финляндии // Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург. – 2018. – С. 193-199.
Попов А.М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестник ОмГУ. – 2007. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya
Романчук М.В. Проблемы экологического образования в современном мире // Научный аспект. – Самара: Изд-во «Аспект», 2020. – С. 1-5. URL: https://na-journal.ru/2-2020-pedagogika-psihologiya/2161-problemy-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-sovremennom-mire
Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2007. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-novaya-kontseptsiya
Стратегия экологического образования и воспитания в ХХI веке // Тезисы докладов VI Международной конференции по экологическому образованию. − М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 398 с.
Топор А.В., Иващенко О.В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 539-542.
Хуррамов И.А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 493-496.
Шевченко О.И., Волков М.А., Приставка А.С. Методы и формы обучения студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-formy-obucheniya-studentov