В последнее время термин «инфантильность» достаточно часто можно встретить в разных сферах жизни. Сегодня изучение инфантильности становится все актуальнее, а сам феномен социальной инфантильности является проблемой современности, поскольку все больше молодых людей не стремится брать на себя ответственность при решении вопросов, касаемых их жизненного пути.
Инфантильные люди, стремящиеся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве, могут испытывать трудности как с поиском работы, так и в самой профессиональной деятельности. Связано это с их главным качеством – нежелание брать на себя ответственность. Работодатели при найме сотрудников сталкиваются с определенными сложностями в силу того, что у кандидатов при наличии хорошего релевантного опыта для этой или иной позиции абсолютно отсутствует ответственность за принятие решений, за свою зону работы. Как работники такие люди также могут приносить немало проблем, поэтому очень важно найти подход к таким людям и варианты работы с ними.
Целью настоящей публикации является рассмотрение аспектов социальной инфантильности у сотрудников на предприятиях.
Впервые использовать термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к поведению человека предложил французский невропатолог и психиатр Эрнест Шарль Ласег в 1864 году.
Он определил, что это особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени, который проявляется эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелыми суждениями.
В течении последующего века инфантилизм был изучен практически со всех сторон его проявления. К концу 20 века инфантилизм начали рассматривать как задержку нравственного и социального развития, и как характеристику личности, т.е. проявления инфантилизма в процессе развития личности.
В настоящее время, «инфантилизм» не имеет точно определения, и используется в контексте обозначаемой области.
Социологи, проявлявшие интерес к инфантильности как к предмету изучения, в самом общем понимании стали определять инфантильность как социальную характеристику личности, связанную с протеканием первичной и вторичной адаптации [1].
С социологической точки зрения на формирование взросления индивида влияют различные социальные институты, а нежелание индивида принимать персональную ответственность и новые социальные роли ведет к различным нарушениям в социальной реальности.
О социальной инфантильности чаще говорят как о комплексной проблеме, которая связана с проблемами молодежи в индустриально-развитых странах мира. Сегодня нежелание внешне зрелых людей брать на себя социокультурные функции взрослых, сделать переход от статуса подростка в статус взрослого человека встречается повсеместно. Возникновение поколения таких людей объясняется «тепличными» условиями их жизни. Нынешнее поколение 20-30-летних не проходило тех потрясений, которые прошли их предшественники.
Однако инфантилизм проявляется у молодого поколения, не отстающего в интеллектуальном или психическом развитии, а у вполне нормальных личностей с хорошим уровнем образования и благоприятным психологическим климатом в семье. Именно по этой причине в социологии инфантилизм выступает социальной характеристикой личности, незавершенной социализацией или ее сбоем [2].
Социальная инфантильность может проявляться в различных сферах жизни: в общественной (отсутствие четкой гражданской позиции), учебной (смещение приоритетов – не получение знаний, а получение диплома), профессиональной (нет желания расти и развиваться, строить карьеру), семейной (возраст вступления в брак становится выше).
В наши дни доминирует модель принятия «взрослых привилегий» без принятия ответственности [4].
Инфантилизм не знает пола: он с равным успехом встречается и у мужчин, и женщин. Также следует заметить, что это явление далеко не новое, и «взрослые дети» существовали во все времена.
Инфантильные молодые люди стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве. При этом «взрослый ребенок» может быть весьма успешным специалистом в своей области, но в быту, во взаимоотношениях вести себя как подросток (покладистый или же капризный). Но бывает и так, что с работой у него возникают проблемы [6].
Для инфантильных личностей на предприятии характерны следующие проявления.
Боязнь ответственности. Неумение принимать решение и нести ответственность – за сделанный выбор, за выполненную работу и т.д. Инфантилы категорически не хотят брать на себя ответственность и думать о последствиях;
Боязнь проблем и неумение решать их. Не замечает и не хочет замечать какие-либо проблемы. Если все же они возникают, то он ждет, пока придет «взрослый» (коллеги, руководитель) и все исправит или скажет, что надо сделать, чтобы все исправить;
Стремление переложить свои обязанности на других. «Взрослым детям» свойственно перекладывание ответственности – у них практически всегда виноваты другие. Они не хотят понимать мысли, чувства и точку зрения других людей;
Несерьезный подход к работе. Между серьезным делом и удовольствием инфантилы выберут именно последнее (порой вне зависимости важности дела). В угоду свои внезапным желаниям способны вести себя очень безответственно. Также они редко думают о будущем – как своем, так и других людей;
Эгоцентризм. Человек с выраженным эгоцентризмом не способен даже понять состояние и потребности другого. Для таких людей существует только один центр вселенной – это они сами. И существует только одна верная точка зрения – точка зрения самого эгоцентриста. Сложно воспринимают критику, обижаются как дети и испытывают трудности при общении с коллективом;
Нежелание развиваться. Они боятся что-либо менять, у них нет целей в жизни.Инфантилы не стремятся к развитию и новым знаниям, они тормозят развитие коллектива и компании в целом;
Перекладывание вины. Инфантилы склонны обвинять весь мир в своих неудачах. По мере взросления человек начинает осознавать, что в своих бедах виноват преимущественно он сам, но это не касается инфантильных людей. Они всегда винят кого-то или что-то: коллег, руководителя, технику, судьбу [5].
Инфантилы не хотят искать недостатки в себе, не хотят что-то в своем поведении изменить, чтобы решить какую-то проблему. Такая жизненная позиция лишает их главного – власти над своей собственной жизнью. Если в твоих бедах виноваты другие, тогда именно от них твоя жизнь и зависит, ты отдал им власть над ней, и они будут распоряжаться ею по своему усмотрению. И если для детей это в принципе нормально, когда взрослые, более опытные и знающие люди решают за них и помогают, то для взрослого человека такой подход к жизни может быть очень опасным. Взрослым людям в большинстве ситуаций необходимо рассчитывать прежде всего на самих себя, потому что излишнее доверие к окружающим, на чьи плечи они рады переложить свои проблемы, может дорого им обойтись [3].
Избавиться от инфантилизма можно. Формально, чтобы перестать быть инфантильным, человеку нужно осознать, что его жизнь зависит только от него, что он может сам ее менять, что он имеет право на свое мнение, свои решения, эмоции и желания, а также на то, чтобы претворять все задуманное в жизнь. Выглядит не слишком сложно – в теории все это дано нам от рождения. Однако на практике, если человек в сознательном возрасте никогда не прислушивался к себе и не принимал решений, ему может быть непросто перестроиться. Поэтому не всем удается победить инфантилизм без помощи психолога.
Однако если человек чувствует себя одиноким, несчастным или испытывает какие-то проблемы или страхи, он сам может захотеть что-то изменить в себе и в своей жизни. И для «взрослых детей» это уже большой шаг вперед.
Многие работодатели заявляют о сложности работы с инфантильными сотрудниками. Они начинают задаваться вопросами «Как управлять такими людьми? Как мотивировать?».
Лучший способ заставить таких сотрудников совершать трудовые подвиги – искренне их заинтересовать.
Важная задача, возложенная на руководителя – это увеличение вовлеченности сотрудников. Ведущие мировые консультационные компании в области управления персоналом, такие как Институт Галлопа, Aon Hewitt, сходятся во мнении, что увеличение вовлеченности должно носить комплексных характер и затрагивать все сферы человека. Так область развития человека лежит в четырех сферах (физическая, умственная, духовная и социальная), то и вовлеченность нужно развивать также в четырех сферах.
В физической сфере (условия труда и отдыха, баланс работы и личной жизни), в социальной (отношения в коллективе, имидж компании), в интеллектуальной (удовлетворенность от выполняемой работы и возможности развития), в духовной (признание и ощущение важности дела). В процессе развития вовлеченности нет предела. Это нескончаемый процесс изменения.
При надлежащем развитии человека на всех уровнях, со временем приходит понимание ответственности за продукты своего труда, за свой вклад в развитие компании, за свою жизнь. Получается, что увеличивая вовлеченность сотрудников, компания начинает успешно работать с инфантильными личностями.
Также специалисты считают, что, профилактикой инфантилизма могут стать:
Одно из самых эффективных средств против инфантилизма – занятия спортом. Научно доказано, что люди, занимающиеся спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время;
Посещение тренингов личностного роста и саморазвития, на которых человеку помогли бы разобраться в себе;
Создание ситуации необходимости принятия на себя ответственности;
Поощрение общественной деятельности и укрепление традиционных семейных ценностей;
Рассмотрение реальных людей и/или создание в масс-медиа, литературе и кинематографе образов положительных героев, лишенных инфантильных черт, которые могли бы служить примером для молодёжи [7].
Подводя итог, хочется отметить, что предприятиям необходимо продумывать все моменты, относящиеся к работе с инфантильными людьми, от принципиального решения принимать ли таких сотрудников на работу до методов работы с ними и профилактики этого явления на предприятии.
Литература
Абдрахимова Р. Г. Исторические аспекты возникновения термина «инфантильность» / Р. Г. Абдрахимова // Международный научно-исследовательский журнал, 2016. – № 3–5 (45).
Демиденко А. С. Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса / А. С. Демиденко // Историческая и социально-образовательная мысль, 2018. – Том. 10. № 3-1. – С.143-149.
Тиганов А.С. Патология психического развития / А.С. Тиганов. – Москва: Медицина, 2012. – 121 с.
Хагуров Т.А., Риски взросления в современной России / Т. А. Хагуров, А. А. Остапенко, А. П. Резник и др.// Концепции и факты. Опыт социологического анализа / под науч. ред. Т.А. Хагурова. – Москва: Краснодар, 2013.
Инфантилизм или эмоциональная незрелость: признаки и причины у взрослых [Электронный ресурс]. URL: https://experimental-psychic.ru/infantilizm/ (дата обращения 23.01.2022).
Инфантильные люди — угроза обществу [Электронный ресурс]. URL: https://www.yoki.ru/social/psy/12-11-2018/401302-infantil-0/ (дата обращения 23.01.2022).
Инфантилизм сотрудников и как с ним бороться [Электронный ресурс]. URL: https://deniskuzmin.com/infantilizm-sotrudnikov-i-kak-s-nim-borotsya/ (дата обращения 23.01.2022).