АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ветчинкина М.В. 1, Сонина Т.А. 1, Джагинян Я.А. 1, Иванов А.В. 1
1ВГЛТУ им Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что сопоставление величины прибыли с величиной соответствующих затрат дает возможность сделать вывод об эффективности работы всего предприятия и разработать план мероприятий для ее увеличения.

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью работы любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. В свою очередь прибыльность предприятия во многом зависит от эффективности построения системы управления затратами.

Необходимо учитывать, что под процессом управления затратами в условиях рыночной экономики подразумевается не только снижение величины издержек при производстве продукции, оказании услуг или выполнении работ, но и определение их возможной максимальной величины с точки зрения обоснованности соответствующих затрат с целью увеличения чистой прибыли организации.

В стремлении повысить эффективность деятельности предприятия, уровень его рентабельности, важно помнить, что процесс управления затратами должен быть непрерывным и присутствовать на всех стадиях производства: с момента создания предприятия и до его ликвидации. Четкий контроль и постоянный анализ системы управления затратами обеспечивают устойчивое развитие организации, снижение издержек и увеличение прибыли в конечном итоге.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является изучение системы управления затратами ООО «Воронежский оконный завод».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ООО «Воронежский оконный завод» - один из крупнейших производителей оконных конструкций в Черноземье. Компания начала свою деятельность в 2013 году. Учредители компании – Ляхов И.В. и Мишин И.В. – решили работать исключительно в формате B2B («business-to-business»), т.е. клиентами завода могут быть только компании, которые в свою очередь выступают дилерами и перепродают продукцию завода в розницу. Продажа конструкций или комплектующим частным лицам не осуществляется, что позволяет заводу не концентрироваться на конкурировании со множеством розничных продавцов аналогичного товара, и не тратить средства на рекламу и организацию точек продаж.

Одновременно,Воронежский оконный завод всеми силами поддерживает своих партнеров. В организации создан учебный центр, в котором на постоянной безвозмездной основе проходят тренинги по продажам, обслуживанию и управлению. Обучение организуется как для менеджеров по продажам, так и для руководителей и владельцев бизнеса. Кроме того технические специалисты партнеров обучаются замерам и монтажу.

В условиях достаточно жесткой конкуренции ВОЗ решил пойти по пути сервисных продаж - подборе нужного товара для каждого покупателя индивидуально.

Руководство завода смогло еще на этапе создания своей компании убрать достаточно объемную по величине статью расходов – розничные продажи, что позволило им сосредоточиться на непрерывном совершенствовании процессов производства, вспомогательных бизнес-процессов и управления. На производстве, помимо пооперационного контроля, работает независимая система контроля качества выпускаемой продукции. Каждая конструкция подлежит тщательной проверке визуально и с помощью специального оборудования.

Для более детального изучения системы управления затратами ООО «Воронежского оконного завода» проанализируем бухгалтерскую и финансовую отчетность организации.

Таблица 1 - Бухгалтерский балансза 2013-2020 гг.

На графике представлена динамика показателей капитала, внеоборотных активов и общей величины активов (сальдо баланса):

Таблица 2 - Динамика ключевых показателей

Представленные данные позволяют нам сделать вывод о повышении эффективности деятельности предприятия в целом. Увеличилась стоимость активов организации в несколько раз: от 8 млн рубв 2013 году до 127 млнруб в 2020 году.

Однако, стоит заметить, что по сравнению с 2018 году ухудшилось соотношение собственного капитала к общей сумме капитала – коэффициент автономии снизился с 0,11 до 0,05. Это говорит о том что, компания имеет некоторую зависимость от заемных источников финансирования.

Хорошим показателем является увеличение коэффициента ликвидности – с 0,3 в 2013-2014 гг до 1 в 2018-2020 гг. Несмотря на то, что величина данного коэффициента ниже общепринятой нормы (от 1,5), он тем не менее достаточно устойчив в последние годы и имеет общую тенденцию к росту.

Анализ эффективности системы управления затратами в данной организации проведем на основании показателей отчета о финансовых результатах.

Таблица 3 - Отчет о прибылях и убытках

На графике отразим динамику показателей рентабельности предприятия по годам.

Исходя из полученных данных посчитаем коэффициенты рентабельности.

Таблица 4 - Расчет показателей рентабельности ООО «Воронежский оконный завод»

Показатели EBIT (earningsbeforeinterestandtaxes — прибыль до вычета процентов и налогов и EBITDA (earningsbeforeinterest, taxes, depreciationandamortization — прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств и нематериальных активов используются заинтересованными лицами для оценки финансового положения компании. В частности показатель EBIT позволяет оценить компанию независимо от размеров инвестиций, применяемого налогового режима или долговой нагрузки.

EBIT = стр.2300 "Прибыль (убыток) до налогообложения" + стр.2330 "Проценты к уплате".

Достаточным считается хотя бы просто положительное значение данного показателя, но оно еще не говорит о гарантированном получении прибыли, так как после того как будут вычтены проценты, если у компании большое долговое бремя, может получиться убыток. В нашем случае, показатель EBIT довольно высокий, хотя и серьезно снижен в 2020году по сравнению с 2018 годом.

Кроме того мы видим явное снижение показателей рентабельности продаж (с 0,9% в 2017 году до -0,3% в 2020 году), рентабельности собственного капитала (с 107% в 2017 году до 6% в 2020 году) и рентабельности активов (с 7,9% в 2018 году до 0,3% в 2020 году).

Подробно анализируя показатели отчета о прибылях и убытках, мы можем увидеть, что указанные изменения в показателях рентабельности и прибыли зависят от величины расходов предприятия в соответствующих периодах.

Так, в наиболее удачном для завода 2018 году выручка составила 252492 тысруб, что значительно меньше чем в 2020 году - 535 068 тыс руб. При этом, себестоимость продаж в 2018 году составила 375449 тысруб, что позволило получить валовую прибыль за 2018 год в размере 21 171 тысруб, а в 2020 году – 513107 тыс. руб, что привело к получению валовой прибыли в размере 21961 тыс. руб.

Кроме того, в 2020 году существенно увеличились управленческие расходы – на 5 286 тыс. руб, и, хотя коммерческие расходы снизились, а расходы, включенные в отчет как прочие практически не изменились, такой значительный рост управленческих расходов привел к серьезному снижению прибыли – 438 тыс. руб в 2020 году до налогообложения по сравнению с 365 тыс. руб в 2018 году.

Как видно из анализа основных финансовых показателей деятельности организации система управления затратами ООО «Воронежский оконный завод» построена достаточно эффективно, но возможно, руководство не смогло спрогнозировать и максимально нейтрализовать негативное влияние внешних факторов на внутреннюю среду организации. В частности, 2020 год характеризуется аналитиками, как период, в течении которого из-за сложной эпидемиологической обстановки в стране множество предприятий понесло крупные убытки.

Пересмотр статей управленческих расходов на предмет их обоснованности и необходимости в сложившихся реалиях позволит организации в будущем снизить затраты на производство. Учитывая, что компания работает в секторе В2В, что позволяет уменьшить затраты на розничные продажи, использует высокотехнологичное оборудование и высокий уровень контроля качества своей продукции, оптимизация затрат несомненно приведет к увеличению прибыли и, соответственно, росту показателей рентабельности предприятия.

Список литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая: офиц. текст: с изм. и доп. на 12.05.2020 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: // www. consultant.ru.

Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/10104801.

Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/12115838.

Безрукова Т.Л. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учебник с грифом УМО) / Т.Л. Безрукова, С.С. Морковина. – Москва: РУСАЙНС: 2020. – 600 с.

Володько, О.В. Экономика организации [Текст]: учеб.пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй, – 3-е изд., испр. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2017. – 397 с.

Голов, Р.С. Организация производства, экономика и управление в промышленности [Текст]: учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков, А.В. Мыльник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 858 с.

ООО "КОМПАНИЯ "ВОРОНЕЖСКИЙ ОКОННЫЙ ЗАВОД": бухгалтерская отчетность и финансовый анализ [Электронный ресурс] // audit-it.ru. URL: https://www.audit-it.ru/ (дата обращения: 05.02.2022).

Низовкина, Н. Г.  Управление затратами предприятия (организации) : учебное пособие для вузов / Н. Г. Низовкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 187 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07401-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453230 (дата обращения: 09.02.2022).

Управление затратами и контроллинг [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Е. Б. Никитина, С. Л. Жуковская; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон.дан. – Пермь, 2019. – 1,30 Мб. – 129 с

Просмотров работы: 75