Специфика работы логопеда с детьми с ортопедической патологией заключается в том, что логопедическая коррекция строится, прежде всего, на изучении анамнеза детей, знании особенностей заболеваний опорно-двигательного аппарата, соблюдении ортопедического режима, на выполнении рекомендаций врача-ортопеда, на построении логопедического занятия с учетом режима разнообразной двигательной активности детей.
Задачи, которые можно решить в процессе логопедических занятий в связи с заботой о здоровье детей:
1 задача - Формировать навык правильной осанки
2 задача - Разнообразить режим двигательной активности детей
3 задача - Применять релаксацию, т.е. обучать детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног
4 задача - Заниматься коррекцией мелкой моторики
5 задача - Вырабатывать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья
6 задача - Проводить массаж (логопедический; массаж ладоней массажными мячами)
7 задача - Использовать некоторые упражнения для укрепления свода стопы (различные виды ходьбы при динамической разминке)
8 задача - Развивать и укреплять глазные мышцы (проводить зрительную гимнастику)
9 задача - Использовать дыхательные и фонетические упражнения
1 задача - Формирование навыка правильной осанки
- Введение оздоровительных поз
Поза «Наездника» используется для развития мышечной памяти и сохранения правильной осанки
Поза «Руки в замке за спиной или за спинкой стула» - используется для растягивания грудных мышц и увеличения объема дыхания. Эта поза актуальна для детей, которые не могут долго сидеть с расправленными плечами.
Часть заданий можно выполнять, расположившись в группе (кабинете) на ковре. Дети вместе с педагогом сидят кружком или в ряд в оздоровительных позах, которые формируют навык правильной осанки.
«Сидя на пятках». Это удобная поза для поддержания правильного положения спины, когда также расслаблены плечи. Колени и стопы должны быть параллельны и вес тела распределяется равномерно на правую и левую стороны. Педагог напоминает детям:
«Спина прямая, плечики расправили, опустили и расслабили». Удобно использовать при пересказе по опорным схемам, при работе с низким фланелеграфом.
Поза «Кошечки» - туловище ребенка находится в горизонтальном положении с опорой на ладони и колени, спина прогибается в поясничном отделе. Поза способствует разгрузке позвоночника. Эта оздоровительная поза применяется при работе с мелким раздаточным материалом, в игре с пазлами, в заданиях, где надо разложить карточки-лото.
Поза «Собачки» способствует разгрузке позвоночника, т.к. вес тела переносится на ладони. Снимается напряжение с мышц спины.
Позу «Собачки» можно использовать при разгадывании ребусов, при применении раздаточного материала.
Поза «Сидя со скрещенными ногами» или «Сидя по-турецки». Сесть прямо, скрестить ноги. Руки положить на колени ладонями вверх. Но если при таком положении рук трудно расслабить плечи, то руки положить, как будет наиболее удобно. Поза «Сидя по-турецки» способствует развитию мышечной памяти, формированию привычки соблюдать правильную осанку. Главное здесь – расправленные плечи и прямая спина.
В этой позе с детьми можно проводить задания для развития фонематического слуха, (можно проговаривать с отдельным ребенком слоговые ряды). Используем позу для деления слов на слоги и дальнейший показ количества слогов на пальцах.
В этой позе можно проводить следующее задание: «Хлопни по коленям, если услышишь звук С, хлопни в ладоши, если звук З» (для дифференциации звуков)
В позе «Стоя на коленях»происходит сильное напряжение мышц спины. Таким образом, ребенок ставится в ситуацию, когда для удержания тела надо сохранять его в строго вертикальном положении, не сутуля плечи. Но эту позу нежелательно использовать больше минуты, т.к. идет нагрузка на коленные суставы.
Положение стоя с прямой спиной, руки в замке за спиной. Используют для того, чтобы грудная клетка ребенка расправлялась; и чтобы формировалась привычка сохранять правильное положение тела, осанки.
Эту позу можно широко использовать в качестве альтернативы «позе сидя за столами» при любых заданиях, где не требуется работать с раздаточным материалом.
- Использование упражнений для растяжения грудных мышц («Самолет», «Маленькая мельница», «Крылья бабочки», «Руки в замке за спиной, за спинкой стула»)
- Упражнение «Бабочка».Руки согнуты в локтевых суставах, подняты вертикально вверх в виде «крыльев». Сведение и разведение предплечий перед грудью, когда ладони касаются друг друга. Руки опустить вниз и потрясти кистями. Терапевтический эффект: развивается сила грудных мышц, тренируется навык правильной осанки, снимается напряжение.
- Динамические разминки.
- Правильная посадка детей на занятии.
- Контроль осанки и самоконтроль (Ортопедические минутки.
2 задача - Режим двигательной активности детей.Этому способствует режим свободного перемещения на занятии и смена поз. Подвижные игры и игровые упражнения речевого характера.
- Игра «Волны». Дети встают в круг и держатся за руки. Взрослый произносит слово. Когда первый ребенок называет слог, то он слегка присаживается. Затем второй ребенок называет слог и тоже присаживается (эффект бегущей волны). Так в игровой форме осуществляется коррекция слогового анализа слова.
- Игровое упражнене «Живые буквы, слоги». При знакомстве с буквами для закрепления зрительного образа буквы мы используем прием «живых букв» и составляем из них слоги (ка ко ок ак жа жо аж ож ла ло ал ол ар ор ра ро ма мо фа фо и т.д.), прочитываем их.
- Игра «Камешки». На полу разложены овальные карточки с буквами, врисованными друг в друга. Надо пройти по камешкам к замку, но для этого назвать буквы на каждом «камешке» и составить из них слова. Коррекция звукобуквенного синтеза и зрительного восприятия.
- Игровое упражнение при знакомстве с буквой «Х»
Задание: «Если услышите звук «Х» в слове, то поднимите скрещенные руки в виде буквы, если не услышите – присядьте»
- Игровое упражнение при знакомстве с буквой «З» изображаем полет насекомых с произнесением «З-з-з» и помахиванием «крыльев».
-Игра для дифференциации звуков Л-Р. Задание: «Покажи своим телом букву Л, если услышишь звук Л в слове; букву Р, если услышишь Р в слове».
Динамические разминки. Динамические разминки с использованием определенных движений, которые вырабатывают навык правильной осанки, здесь идет работа над формированием свода стопы – разные виды ходьбы.
Разминки мотивирующего характера, т.е. идет выработка мотивации к сохранению здоровья. Разминки творческого характера, где дети сами придумывают движения.
3 задача – Релаксация, т.е. обучение детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног. Расслабляющие позы (подбородок положить на ладони) – отдыхает шейный и плечевой отдел позвоночника.
Детям невозможно долго сидеть в положении «примерного первоклассника»: руки сложены перед собой на парте. При этом колоссальная нагрузка идет на шею и плечи ребенка. Первый признак усталости: дети как - бы съезжают со стула, вертятся, делают лишние движения.
Чтобы снять напряжение с шеи, возможна такая посадка за партами:
- локти опираются на поверхность стола, кулачки подпирают подбородок
- подбородок опирается на сцепленные в замок пальцы рук
- кисти рук сложены друг на друга и поддерживают подбородок
- Отдых на парте (положить голову на скрещенные руки и прилечь корпусом на парту)
Дети отдыхают одну минуту, положив голову на сложенные на парте перед собой руки. Можно в это время дать детям время на обдумывание какого-либо задания.
- Упражнение на еще большее напряжение и последующее расслабление рук и ног
Вообще, желание растягиваться возникает естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении, приятным, снимающим мышечное напряжение. Растягивание благотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, улучшает кровообращение и снижает утомление. После любого упражнения на растягивание обязательно расслабление. Эти процессы всегда взаимосвязаны.
Упражнение для снятия общего мышечного напряжения:
- Для снятия напряжения с ног и для улучшения кровоснабжения мышц применяем
упражнение «Потянули носочки, теперь пяточки и т.д., расслабили, встряхнули ножки»
Для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, проводятся очень простые упражнения, занимающие минимум времени. Дети при этом даже могут не вставать со своих мест.
- «Растягивание груди». Сидя на стуле, сомкнуть руки за спиной и за спинкой стула. Не разжимая ладоней, поднимите руки вверх, насколько возможно. Вдохните и поднимите руки еще выше. Досчитайте до 5, расслабьтесь. Несколько раз повторить.
- «Деревья». Руки через стороны тянутся вверх, тянется макушка и весь позвоночник ребенка, затем расслабление
- «Руки в замке». Понять руки вверх ладонями к потолку, согнуть локти, опустить руки на шею.
- «Мельница». Кистями рук дотронуться до на плечевых суставов, вращать локтями по часовой стрелке, против часовой стрелки.
- «Вращение плечами».Вращать обоими плечами, округляя их вперед, поднимая и отводя назад. Повторить в обратном направлении. Упражнение расслабляет мышцы верхней части спины, снимает напряжение в этой области.
- «Поднимание плеч». Снижается напряжение в верхней части спины.
Приятное чувство расслабления и отсутствие ощущения скованности в мышцах шеи и плечевого пояса позволит педагогу продолжить занятие дальше.
Эти упражнения занимают совсем немного времени на занятии, но в конечном итоге ребенок учится сам снимать мышечное напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, ног.
4 задача - Коррекция мелкой моторики. Игры с нанизыванием (букв) на шнурок при повторении за логопедом слов для автоматизации определенного звука. Представление буквы при помощи пальцев: М, О, Л, Ш, С, П, рисование буквы пальцем в воздухе, на парте.
5 задача - Выработка мотивации к укреплению и сохранению здоровья. Ортопедические минутки - ортопедические минутки направлены на то, что ребенок постепенно заучивает в стихотворном виде эталон правильного положения тела и плеч, и это ведет к подсознательному, а затем и к сознательному воспитанию мотивации здоровья.
Кроме нарушений в моторной и речевой сферах, у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) выявляются дефекты пространственной ориентировки, всех видов внимания, памяти, восприятия, логического мышления. Симптомы нарушения ОДА сочетаются со снижением и неустойчивостью умственной работоспособности, недостаточностью регуляторных функций (расстройства эмоционально-волевой сферы (возбудимы, раздражительны, или наоборот, заторможены, вялые)).
Коррекционно-логопедическая работа является одной из частей лечебной педагогики и направлена на коррекцию речевой патологии, которая выявляется у детей с нарушением ОДА.
Задачи коррекционной работы:
Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии.
Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированную) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения.
При коррекционно-логопедической работе важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций). Таким образом, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.
Онтогенетически последовательное поэтапное логопедическое воздействие опирается на сохранные функции. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребенка, а уровень актуального речевого развития.
Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. Например, при ДЦП тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. В связи с этим, очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционные действия), развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы). При этом необходима опора на другие анализаторы (на зрительный — при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой — когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией).
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).
Установив диагноз на основании первичного логопедического обследования, логопед совместно с другими специалистами разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяет основные направления и формы работы, прогнозирует конечный результат логопедического воздействия, определяет противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка составляется индивидуальная траектория развития, включающая конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, используются следующие методы логопедического воздействия:
- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),
- зондовый массаж,
- точечный массаж,
- пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
- дыхательные и голосовые упражнения,
- искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
Список литературы
Ахутина Т.В., Пылаева Н.В. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций. – М.: Смысл, 2003.
Аванесян Р.Д., Румянцева (Юнтунен) О.А., Сизова О.Б. "Программа первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи"/ Диагностика и коррекция речевых нарушений: методические материалы научно-практической конференции "Центральные механизмы речи", СПб, 1997.
Гвоздев А.Н. / Вопросы изучение детской речи. - М. 1959.
Герела, Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н.Стрельниковой,- Издательство: СПб: Петрополь
Цыганюк А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – Вып. 2. – М., 1999.