Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ковязина К.И. 1, Шведенко Ю.В. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются затруднения в усвоении экспрессивных средств языка. Дети с ОНР обладают сравнительно малым словарным запасом, не могут подобрать подходящие слова для выражения своих чувств и эмоций, из-за этого испытывают большие трудности в обучении.

Несформированность речевых операций приводит к тому, что ребенок с общим недоразвитием речи не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль, пересказать текст, сохраняя авторские слова и выражения, составить связный рассказ по картине или серии картин, используя образные средства языка.

Словарный запас детей рассматриваемой категории характеризуется недостаточной сформированностью обобщающих понятий, редким использованием антонимов, отсутствием синонимов, что приводит к бедности и стереотипности речи.

Р.Е. Левина разработала периодизацию общего недоразвития речи, в которой отметила особенности лексической стороны детей с разными уровнями развития языковой системы [5].

Неточное употребление многих лексических единиц характерно для детей с третьим уровнем речевого недоразвития. У таких детей в активном словаре преобладают глаголы и существительные, ограниченно количество слов, которые обозначают состояние предметов и действий, их признаки и качества.

Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень недоразвития речи. У детей, которых она отнесла к этому уровню обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языковой системы: общая смазанность речи; трудности планирования собственных высказываний и отбора соответствующих языковых средств; отдельные нарушения смысловой стороны слова, проявляющиеся в смешении родовых и видовых понятий [1].

При ОНР речевая подражательность у детей не развита, вследствие чего страдает отраженная речь. Нарушается семантическая сторона речи и все произвольные формы речи.

У дошкольников с недоразвитием речи преобладающим типом лексических ошибок является неточность употребления слов в контексте предложения, которая проявляется в многочисленных заменах.

Специфические особенности в становлении процессов словообразования наблюдаются у детей с ОНР. Для таких детей характерны трудности в словопродуцировании и семантической интерпретации производных слов; а также в применении словообразовательных знаний, навыков и умений при решении языковых задач [8].

В исследовании, посвященном особенностям восприятия и понимания произведений малых фольклорных жанров детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, проведенном Т.А. Пескишевой, отмечается, что дети данной категории выражают буквальное толкование значения пословиц, непонимание скрытого смысла образных выражений, особенности понимания и употребления фраз с переносным значением. Для них характерны трудности в подборе слов для выражения своих мыслей, в выборе существенных для описания предмета признаков, в употреблении абстрактных понятий, в доказательстве своих суждений [6].

У значительного количества дошкольников с недоразвитием речи обобщение по категориальной соотнесенности находится в зоне ближайшего развития. Для них характерен небольшой запас слов, они испытывают значительные трудности в подборе слов к контексту.

У детей с ОНР третьего уровня умение употреблять в самостоятельной речи фразеологические обороты долгое время остается не сформированным. Также дети этой категории практически не осознают фразеологической семантики и не улавливают тех семантически значимых признаков, которые лежат в основе фразеологически связанных сочетаний слов.

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова к нарушениям формирования лексики у детей с ОНР относят ограниченность словарного запаса, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря, расхождение объема пассивного и активного словарного запаса, множество вербальных парафазии, несформированность семантических полей [4].

Авторы выделяют следующие особенности организации семантических полей у дошкольников с ОНР: случайный, немотивированный характер ассоциаций; трудность выделения ядра семантического поля; ограниченное количество смысловых связей вследствие малого объема семантического поля [4].

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР. Однако, недостаточно системных исследований по развитию языковой компетенции ребенка с ОНР и его метаязыковых способностей.

При ведении диалога и монолога дети с ОНР испытывают определенные трудности в нахождении нужных слов.

В.А. Ковшиков, проанализировав проявления нарушений операций поиска слов при ОНР обращает внимание на неправильный выбор семантических признаков слова: нарушение синонимической, гипонимической, парциальной и антонимической дифференциации при сохранном понимании лексического значения слова [3].

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова к нарушениям формирования лексики у детей с ОНР относят ограниченность словарного запаса, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря, расхождение объема пассивного и активного словарного запаса, множество вербальных парафазии, несформированность семантических полей [4].

С.Н. Шаховская указывает на то, что у детей с ОНР отмечается бедность и качественное своеобразие лексики; нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания; преобладание пассивного словаря над активным; неточность лексики; функциональные замещения с расширением значения слов и многочисленными заменами.

Несформированность словаря имеет различную природу: от непонимания до затруднения повторения и невозможности самостоятельного высказывания с употреблением синонимов, антонимов, обобщающей лексики. При этом отмечается задержка в формировании семантических полей: ребенок не чувствует разницу между ядром и периферией семантического значения слова, затрудняется в адекватном использовании лексических единиц; в объяснении их значения.

Трудности поиска слова и его воспроизведения объясняются снижением семантического и грамматического компонентов языковой системы, несформированностью модели речевого действия, основными операциями которого являются выбор и сочетаемость лексических единиц.

У детей с ОНР, по мнению Л.Ф. Спировой, наблюдается недостаточный запас слов, ограниченность понимания смысловых связей между ними, незнание семантики многозначных слов [7].

Г.В. Бабина указывает на снижение возможностей детей с речевой патологией в использовании глаголов в качестве изобразительно-выразительных средств [1].

Исследовав творческое воображение у детей дошкольного возраста с ОНР, В.П. Глухов выявил что для таких детей характерны инертность, быстрая истощаемость воображения, недостаточная подвижность, низкий уровень пространственного оперирования образами [2].

Исследования особенностей формирования образных средств языка у детей с ОНР дошкольного возраста указывают на определенные отклонения от нормально развивающихся сверстников. Особенности их лексики проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего запаса слова, которые наиболее точно выражают смысл высказывания и правильно употребить их в своей речи. Дети часто не понимают скрытого смысла образных выражений, не используют в своей речи фразеологические обороты. Также у них есть трудности в подборе слов для выражения своих мыслей, в выборе существенных для описания предмета признаков, в употреблении абстрактных понятий. Дети с ОНР трудно дифференцируют переносные значения слов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития логопедической практики особо остро встает вопрос о разработке эффективной методики развития образности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Бабина Г.В. Особенности понимания глагольной лексики с отвлеченным значением учащихся с речевой патологией/Дефектология. -1989, № 5.-11 с.

2. Глухов В.П. Межвузовский сборник научных трудов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики // Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М. 1985. -145 с.

3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - СПб, 1994. - С. 61 -79.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова П.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб: СОЮЗ, 1999. -160 с.

5. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей. / Основы теории и практики логопедии. - М., Просвещение, 1968. -193 с.

6. Пескишева Т.А. Особенности восприятия и понимания произведений малых фольклорных жанров детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006г.). - СПб., 2006.С. 116.

7. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1980. -192 с.

8. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи // Логопедия XX века: Материалы симпозиума стмеждународным участием (20-21 апреля 2006г.). - СПб., 2006. - С. 144-145.

2

Просмотров работы: 163