Лингвистический анализ глагольной лексики - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Лингвистический анализ глагольной лексики

Кисилева А.С. 1, Шведенко Ю.В. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Слово является системой кодов, которая передает информацию о свойствах предмета, функциях и действиях предмета, связи одного предмета с другими. Овладевая словом, ребенок спонтанно усваивает, автоматизирует сложную систему связей, отношений, в которых состоит данный предмет. Благодаря этому, дошкольник быстро усваивает или обогащает словарный запас.

Лексика – это словарный состав языка, то есть все слова языка. Лексикология изучает значение слова, происхождение и формирование лексики современного русского языка, определяет место слова в лексической системе, в системе стилей современного русского языка (например, научного, официально-делового, публицистического и др.) [7].

Различают несколько видов словаря:

1. Номинативный словарь – это словарь имен существительных, относящихся для называния, обозначения предметов и явлений.

2. Атрибутивный словарь – это словарь имен прилагательных. В грамматике атрибутивный – определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения.

3. Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке [5].

В лингвистике глагол определяется как часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление. Под процессом понимаются разнообразные явления: действия (писать, строить), передвижение в пространстве (лететь, бежать), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (лежать, сидеть), речевая деятельность (говорить, произносить), восприятие (видеть, слышать), эмоциональное состояние (любить, радоваться) и др. [11].

По мнению Л.С. Выготского глагол является самой сложной лексической категорией русского языка. Глагол определяет действие или же отображает другие процессы в виде действий, как, например, изменения признака, состояние, проявления признака, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь [1].

По словам В.А. Гончаровой, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи». Глагольные конструкты влияют на формирование речевого аппарата, но и в значительной степени оказывают положительное воздействие на формирование нашего сознания, психики, а также на внутренний мир индивида [2].

Глагол содержит в себе метафизически богатую систему категорий, отражающих в языке реальную картину мира. В современной лингвистике ведущее место занимает исследование семантики предикатов как конституирующих единиц высказывания.

В экспериментах немецкого психолингвиста X. Хёрманна, испытуемым предлагалось заслушать и тут же повторить фразы, искаженные белым шумом. По сравнению с другими грамматическими категориями, именно восприятие глаголов вызвало большие трудности у испытуемых. Но правильное восприятие глагола улучшало восприятие субъекта и объекта в большей степени, чем их восприятие улучшало восприятие глагола. В другой работе испытуемым предлагалось сравнить содержание некоторой картинки, например, изображающей машину, врезавшуюся в дерево, и простых предложений типа «Поезд врезался в дерево», «Машина объехала дерево», «Машина врезалась в стену» и т.д. Быстрее всего испытуемые замечали несоответствие глаголов. Это подтверждает мнение о ключевом положении глагола (предиката) в структуре предложения.

У. Кинч в авторской концепции понимания речи опирается на идеи пропозиций. У исследователя пропозиция состоит из предиката (глагол, прилагательное, наречие и некоторые другие) и одного или нескольких аргументов (существительные). Главная роль отводится предикату. В итоге, высказывание есть система пропозиций, а так называемые «правила согласования» организуют эти пропозиции в определенную семантическую сеть.

В структуру модели У. Кинча вклинивается так называемая «целевая схема». Она определяет степени значимости информации для читателя в процессе понимания текста, воссоздающая пропущенные умозаключения и формирующая лексическую «макроструктуру» высказывания на метафизическом уровне.

А.Р. Лурия в своей работе «Язык и сознание» упоминает об разграничении «коммуникации события», т.е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению (например: «Дом горит», «Мальчик ударил собаку» и т.д.) и «коммуникации отношения», - сообщения о логических отношениях между вещами («Собака – животное»). Это касается как актуальной предикативности, непосредственно образующей коммуникативное высказывание, так и структуры исходной единицы построения высказывания или предложения, а именно синтагмы (сочетания слов) [4].

Глагол как часть речи объединяет слова, которые имеют обобщенное значение процесса и выражают его определёнными морфологическими категориями. Общим для всех глаголов является то, что они представляют действие, состояние, проявление или изменение признака и другие возможные значения глагольных основ как процесс.

Глагол, как и другие, части речи, характеризуется следующими признаками:

1) общим грамматическим значением;

2) морфологическими признаками;

3) синтаксическими признаками.

Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

А.А. Шахматов рассматривал глагольную лексику с семантической позиции. Исследователь подчёркивал, что обычное сказуемое может быть выражено одной из глагольных форм:

- формой настоящего, прошедшего или будущего времени изъявительного наклонения;

- формой условного наклонения;

- формой повелительного наклонения;

- формой инфинитива;

- неспрягаемой формой вспомогательного глагола;

- неспрягаемыми формами глагольных корней при замене спрягаемых форм глагола для обозначения быстроты действия в прошедшем или будущем времени [9].

Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

При анализе развития синтаксиса в речи с психолингвистических позиций, А.М. Шахнарович выделяет разные формы глагола по очередности их появления:

1. утверждение (констатация некоторого факта деятельности); констатация некоторого действия;

2. выражение качества, атрибуция предметов [10].

Процесс сформированности глагольной лексикой зависит от овладения операций выбора и комбинирования, лексических, синтаксических, морфологических и фонематических языковых единиц.

Глагольная лексика - это многословная, разветвленная система со своей структурой, своеобразием элементов, закономерностями функционирования. Глагол - категория многогранная, и каждая ее сторона в лингвистической характеристике предстает также явлением непростым. Будучи предикатом, ремой, глагол сообщает основной смысл всей конструкции. К нему как к единице предикатного центра примыкает большая часть второстепенного члена, обслуживающих конструктивные потребности глаголов. В этом и проявляется незаурядная организующая сила данной категории.

На современном этапе лингвистических изучений предикативная лексика в системе языка занимает ведущее положение, обусловленное конкретным участием её единиц в формировании высказываний различной длины.

Отечественный лингвист А.М. Пешковский, внес особый вклад в исследование родного языка. Представитель формально-грамматического направления. В своих работах ученый большое внимание уделял внешней, официальной стороне русского языка и оценивал предложение как одну из составных родной речи, характеризующийся законченностью интонации [6].

Главные члены предложения, с точки зрения лингвиста, образуют структурную базу и единство предложения, а именно подлежащее и сказуемое, связанные не только по смыслу, но и грамматически. Смысловая взаимосвязь грамматической основы предложения состоит в выражении предикативных отношений, т.е. в обозначении сказуемым признака подлежащего.

Г.А. Золотова утверждала, что в морфологии предикат имеет возможность быть не только лишь глаголом-сказуемым, но и выражаться другими частями речи. Но все же центр предикативной лексики составляют глаголы. В предложении предикат является сказуемым. Глагол-сказуемое представляет собой структурный член предложения, образует смысловую связь с подлежащим. С семантической позиции предикат сообщает о действии, состоянии, качестве и других признаках предмета [3].

В лингвистике глагольная лексика понимается широко, с синтаксической позиции данный пласт лексики представлен предикатами, употреблёнными в виде различных частей речи;

• с морфологической - предикативными единицами, сообщающими о действии, состоянии, качестве и других признаках предмета;

• с семантической точки зрения - лексемами, выраженными в предложении сказуемым [8].

Процесс сформированности глагольной лексикой зависит от овладения операций выбора и комбинирования, лексических, синтаксических, морфологических и фонематических языковых единиц.

Н.Д. Арутюнова говорит о том, что единицы, употребляемые предикативно, обозначают скорее состояние, чем характеризуют предмет. Такая точка зрения может быть объяснена, по ее утверждению, мнением ряда исследователей о том, что атрибутивная связь по своей природе лежит между представлением об объекте и свойственном ему признаком, а в позиции предикатива значение слов больше подвержено варьированию, и гораздо чаще постоянных признаков предикативные сочетания обозначают временное состояние.

Частью предикативной конструкции являются глаголы. В семантике, которых заложены кратковременность, т.к. они принадлежат к группе глаголов изменения состояния.

Современная психолингвистика, придаёт большое значение предикации, определяя её как, овладение психологической предикативностью необходимо для овладения фразовой речью, требующей умений строить программу высказывания, грамматически структурировать, то есть отбирать, развертывать и упорядочивать единицы языка.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.

Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации.

Так как большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения, говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Дошкольнику необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Таким образом, лексика – это словарный состав языка. Под глаголом понимается самая сложная и наиболее емкая часть речи в русском языке, обозначающая действие как процесс. Глагольный словарь представляет собой особую часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, эти значения выражаются с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения, ряд глагольных форм имеет категории рода и числа, глагол выполняет в предложении, в основном, функцию сказуемого. Особыми неспрягаемыми формами глагола являются инфинитив, причастие и деепричастие, они выступают в предложении, как правило, в роли второстепенных членов.

Список литературы:

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. – М.: Педагогика, 2003. 316 с.

Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. / Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб. - 2012. - 58 с.

Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 440 с.

Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания. Теория речевой деятельности М.: Наука, 1968 - 219-233 с.

Налимова Т.А., Актуальные вопросы развития речи младших школьников [Текст]: учеб.пособие / Т. А. Налимова. – М.: БУК, 2017 – 140 с.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 554 с.

Ряжских Е.А. Современный русский язык: лексикология: учебное пособие / Е.А. Ряжских. – Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2016 – 120 с.

Тарасенко Е.В. Роль предикатов знания в конструировании детской языковой картины мира // Вестник Волгоградского государственного университета. сер. 2, Языкознание. – 2009. – №2. – С.77-82.

Шахматов А.А Синтаксис русского языка. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 624 с.

Шахнарович А.М. Проблемы психолингвистики. – М., 1987. – 288 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Просмотров работы: 861