IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, преобразуемые этими функциями [1].
В таблице 1 представлены входы, выходы, ресурсы и управляющие воздействия, влияющие на процесс служебного расследования ДТП.
Таблица 1 – Данные, необходимые для описания процесса с помощью IDEF0
Входы |
Факт ДТП с участием подвижного состава транспортного предприятия |
Показания свидетелей |
|
Обстоятельства ДТП |
|
Управляющие воздействия |
Приказ Минавтотранса РСФСР №49 |
Положение о СМБДД |
|
Постановление Правительства РФ №1090 |
|
СТО в области БДД |
|
СТО в области технической эксплуатации подвижного состава |
|
Приказ МВД №664 |
|
Ресурсы |
Комиссия |
Специалист БДД (при необходимости ГИБДД) |
|
Средства фиксации |
|
Выходы |
Акт служебного расследования |
Установленные причины и условия, способствующие возникновению ДТП |
Процедура «Провести служебное расследование ДТП с участием подвижного состава транспортного предприятия» представлена в виде набора функциональных блоков в нотации IDEF0 (рисунок 1).
Рисунок 1 – Декомпозиция процесса «Провести служебное расследование ДТП с участием подвижного состава транспортного предприятия» в нотации IDEF0
Весь процесс можно условно разделить на 7 функциональных блоков, которые взаимосвязаны между собой:
- зафиксировать вещественные доказательства, следы, имущества и другие предметы, имеющие отношения к ДТП;
- составить схему ДТП с геометрическими параметрами дорожной обстановки;
- освободить проезжую часть;
- записать показания свидетелей происшествия и их данные;
- изучить обстоятельства ДТП;
- зафиксировать документально факты, предметы и обстоятельства ДТП;
- провести анализ причин и условий ДТП.
Первый блок предполагает прибытие специалиста БДД предприятия (при необходимости ГИБДД) на место ДТП, принимаются меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, в том числе видеорегистраторов, иных технических средств и зафиксированной ими информации, имеющей отношение к ДТП.
Второй блок предусматривает составление схемы с геометрическими параметрами дорожной обстановки. Необходимо зафиксировать положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств [2].
На третьем этапе необходимо освободить проезжую часть, чтобы не создавать препятствия движению других ТС.
На четвертом этапе производится опрос очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела [3].
На пятом этапе происходит изучение обстоятельств ДТП на его месте и их фиксация с помощью различных средств (фото, видео).
Шестой блок включает документальную фиксацию фактов, предметов и обстоятельств происшествия.
На последнем этапе вся полученная информация фиксируются в акте служебного расследования ДТП. Специально собранная комиссия, проанализировав причины и условия происшествия, формулирует ряд корректирующих мероприятия по обеспечению безопасности движения на предприятии.
Данная декомпозиция позволяет структурировано представить модель процесса служебного расследования ДТП с участием подвижного состава транспортного предприятия в виде иерархической структуры, что позволяет легко усваивать процесс пользователями и при необходимости корректировать действия.
Работа выполнена под руководством канд. техн. наук, доцента Воробьева А.Л.
Список литературы
1 Р 50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8779/ (дата обращения: 11.01.2022).
2 Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс].: Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.01.2022).
3 Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения [Электронный ресурс].: Приказ МВД России от 23.08.2017 №664 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.01.2022).
4 ГОСТ Р ИСО 39001 - 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. М.: Стандартинформ, 2015. 36 с.
5 О Правилах дорожного движения [Электронный ресурс].: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.01.2022).