Введение. В современных реалиях вопрос девиантного поведения среди студентов не теряет своей актуальности, в следствии того, что институты образования фактически отстранились от выполнения функции контроля. Для осуществления социального контроля социологи предлагают ряд способов профилактики и коррекции девиантного поведения [3, с.71].
Первый способ предполагает создание оптимальных условий для социализации студентов в правовой и гражданской сфере, подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в вузе. Приоритетным направлением в данной работе должно быть создание системы профилактики различных видов отклоняющегося поведения, которое будет включать в себя организацию досуга и профессионального самовоспитания. Исходя из этого, главными задачами выступают влияние наценностные ориентации студентов, участие студентов в различных акциях и благотворительных мероприятиях.
Второй способ ориентирован на совершенствование социальных норм в высших учебных заведениях. В большинстве случаев, социальный контроль в вузах осуществляется при помощи институциональных форм (экзамены, зачеты) и предполагает использование таких санкций как: выговор, предупреждение об отчислении. С целью совершенствования социального контроля, помимо негативных санкций должны использоваться позитивные, такие как: благодарственные письма, материальное поощрение, которые помогут стимулировать интерес к учебе, способствовать развитию самоконтроля, формированию активной гражданской позиции, тем самым благоприятно воздействуя на процесс обучения.
Таким образом, социальный контроль в вузе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности администрации
Поскольку в уставных и программных документах большинства вузов России упор делается на профессиональную подготовку, формировании научной деятельности и организации учебного процесса, таким образом тема профилактики девиантного поведения обходится без внимания.
Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие исследователи и ученые, такие, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В.Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др.
Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены: М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п.
Умархаджиева С. Р. определяет девиантное поведение как поведение, выходящее за рамки социальных норм конкретного общества [4, с. 210]
Девиантное поведение студента - это закономерная реакция студента на жизненные условия, в которых он существует на данный момент.
Следовательно, главной задачей борьбы с девиантным поведением студентов как раз является организация специальных профилактических мероприятий, которые помогают уменьшить возможность возникновения всякого рода социально опасных ситуаций [3, с.99-101].
Для решения данной проблемы вузами должны быть реализованы меры социальной профилактики.
Социальная профилактика - это намеренная, осознанная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предупреждению и предотвращению возможных социальных, педагогических, психологических, правовых и других проблем с целью достижения желаемого результата [2, с.241].
В социальной профилактике выделяют пять целей, на достижение которых этот процесс направлен:
• обнаружение условий и причин, которые способствуют возникновению какой-либо проблемной ситуации или целого комплекса проблем;
• предотвращение возникновения неприемлемых отклонений от системы социальных норм в поведенческой деятельности человека или группы лиц;
• предупреждение возможных культурных, психологических, социальных и других конфликтов между определенным лицом и обществом;
• поддержание, сохранение и защита приемлемого уровня и образа жизни людей;
• пособничество и содействие человеку или группе лиц в достижении определенных целей, раскрытие их внутреннего потенциала и творческих способностей.
Таким образом, для предотвращения и коррекции различных форм отклоняющегося поведения среди студентов, вуз должен решать следующие задачи:
А) формирование оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов (упорядочивание досуга, «вторичной занятости», проведение разнообразных благотворительных акций, мероприятий);
Б) воспитание и активизация самоконтроля обучающихся путем включения их в разнообразные формы студенческого самоуправления.
Именно для решения таких задач необходима социокультурная деятельность.
Многие исследователи причин девиантного поведения согласны с тем, что культурно-досуговые мероприятия - одно из важнейших средств основных сил человека и оптимизации окружающей его социокультурной среды. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности можно представить как синтез двух направлений: социализации и индивидуализации. Если первое состоит в присвоении индивидом социального «Я», то второе - в развитии индивидуального образа жизни, благодаря которому он получает возможность развиваться. Известно, что личность развивается в процессе деятельности, поэтому социализация, как личная собственность, возникает в процессе социальной деятельности. Следовательно, формирование личности студентов может происходить в процессе социальной активности. Такое действие является двусторонним процессом, в котором, с одной стороны, субъект, в результате «отказа от своих основных сил» и способностей, объективируется в них, с другой стороны, объективация самого субъекта включает в себя противоположный процесс познания, овладения, раскрытия и присвоения свойств объекта, который был создан предыдущим поколением, другими людьми до него. Такое присвоение «социальных связей», знаний, навыков и умений крайне эффективно и осуществляется в именно условиях культурно-досуговой деятельности. В процессе культурно-досуговой деятельности студенты знакомятся с, природой, искусством, нормами и принципами межличностного общения, эстетическими и моральными ценностями ценностями.
Список литературы
1. Деветьярова, И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки. – 2011. – №3 – С. 99-101.
2. Дюркгейм, Э. Социология и социальные науки: учебник / Э. Дюркгейм. – М.: Атлант, 2005. – 368с.
3.Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей: учебник / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – М.: Пропилеи, 2013. - 196 c.
4. Умархаджиева С. Р. Готовность бакалавров социальной работы к работе с подростками, проявляющими девиантное поведение / Умархаджиева С. Р. // Филологические науки . Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66). – С. 209 – 212.