Содержание работы логопеда с учащимися 1-х классов школы - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Содержание работы логопеда с учащимися 1-х классов школы

Амирасланова М.Н. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятельность, над которой преобладает игровая. Но по возрасту ребёнок уже оказался в школе, и перед ним стоит задача усвоить программу первого класса. Такие дети, как правило, не готовы к обучению, по крайней мере, в условиях школы, и имеют низкую мотивацию к обучению, а зачастую вообще не хотят учиться. Родители бьют тревогу, начинают заниматься дополнительно, ребёнок истощается и реагирует на повышение нагрузок ухудшением здоровья и поведения. Другой вариант поведения родителей — игнорирование проблемы, в результате чего успеваемость ребёнка снижается, и он полностью выпадает из процесса обучения. В лучшем случае, такие дети к концу первого полугодия (когда отсутствие прогресса в учёбе становится очевидным) оказываются в кабинете школьного логопеда из-за проблем с письмом и чтением, хотя специфического логопедического диагноза (дисграфия или дислексия) у ребёнка нет. Кроме того, результаты по математике такие же, то есть не соответствуют требованиям школьной программы.

Существуют некоторые приёмы, помогающие в обучении детей, у которых к моменту поступления в школу и в первом классе в качестве ведущей преобладает игровая деятельность. В целом можно сказать, что это обучение в игровой форме, задача которого — сформировать информационное поле, в котором постепенно будет интегрироваться информация, соответствующая программе первого класса. Всё должно происходить плавно и постепенно, чтобы перед ребёнком не стояло условие немедленно отчитаться за пройденный материал.

Прежде всего, на занятиях (индивидуально и в небольших группах) необходимо создать соответствующий эмоциональный фон — непринуждённости, игры, то есть по форме поведения школьному логопеду лучше взять за образец стиль воспитателя детского сада. Дети и логопед должны свободно разговаривать друг с другом, у детей должно быть достаточно ситуаций, чтобы подвигаться и посмеяться.

Следующий момент — учесть, что в пространстве листа ребёнок ориентируется недостаточно. Требовать от ребёнка, например, удерживать строчку малоэффективно — он отвлекается от основного вида работы, нарушается принцип одной трудности. Поэтому предпочтительнее пользоваться не тетрадью, а отдельными листами нелинованной бумаги формата А4.

Далее — материал должен быть максимально систематизирован, чтобы в самом общем виде ребёнок мог получить картину того, что, собственно, он изучает, и постепенно углублять её, не отходя от основной схемы. Вся работа должна строиться на одной основе, материал подаётся не линейно, а от общего к частному.

Самое главное — необходимо найти доступную для ребёнка языковую форму, в которой он сможет воспринимать учебный материал.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо - моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в  освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которые проводятся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам, а так же обеспечивается специальным оборудованием.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятельность, над которой преобладает игровая. Но по возрасту ребёнок уже оказался в школе, и перед ним стоит задача усвоить программу первого класса. Такие дети, как правило, не готовы к обучению, по крайней мере, в условиях школы, и имеют низкую мотивацию к обучению, а зачастую вообще не хотят учиться. Родители бьют тревогу, начинают заниматься дополнительно, ребёнок истощается и реагирует на повышение нагрузок ухудшением здоровья и поведения. Другой вариант поведения родителей — игнорирование проблемы, в результате чего успеваемость ребёнка снижается, и он полностью выпадает из процесса обучения. В лучшем случае, такие дети к концу первого полугодия (когда отсутствие прогресса в учёбе становится очевидным) оказываются в кабинете школьного логопеда из-за проблем с письмом и чтением, хотя специфического логопедического диагноза (дисграфия или дислексия) у ребёнка нет. Кроме того, результаты по математике такие же, то есть не соответствуют требованиям школьной программы.

Существуют некоторые приёмы, помогающие в обучении детей, у которых к моменту поступления в школу и в первом классе в качестве ведущей преобладает игровая деятельность. В целом можно сказать, что это обучение в игровой форме, задача которого — сформировать информационное поле, в котором постепенно будет интегрироваться информация, соответствующая программе первого класса. Всё должно происходить плавно и постепенно, чтобы перед ребёнком не стояло условие немедленно отчитаться за пройденный материал.

Прежде всего, на занятиях (индивидуально и в небольших группах) необходимо создать соответствующий эмоциональный фон — непринуждённости, игры, то есть по форме поведения школьному логопеду лучше взять за образец стиль воспитателя детского сада. Дети и логопед должны свободно разговаривать друг с другом, у детей должно быть достаточно ситуаций, чтобы подвигаться и посмеяться.

Следующий момент — учесть, что в пространстве листа ребёнок ориентируется недостаточно. Требовать от ребёнка, например, удерживать строчку малоэффективно — он отвлекается от основного вида работы, нарушается принцип одной трудности. Поэтому предпочтительнее пользоваться не тетрадью, а отдельными листами нелинованной бумаги формата А4.

Далее — материал должен быть максимально систематизирован, чтобы в самом общем виде ребёнок мог получить картину того, что, собственно, он изучает, и постепенно углублять её, не отходя от основной схемы. Вся работа должна строиться на одной основе, материал подаётся не линейно, а от общего к частному.

Самое главное — необходимо найти доступную для ребёнка языковую форму, в которой он сможет воспринимать учебный материал.

Предлагаю некоторые конкретные способы и упражнения, которые позволяют достичь динамики в развитии детей на логопедических занятиях и помогают преодолеть проблемы в обучении письму и чтению у учеников первого класса общеобразовательной школы.

На первом этапе всё обучение строится вокруг гласных. Во время занятий используется нарисованный красный домик (на доске и у каждого ребёнка), в котором «живут хозяюшки». В дальнейшем такая «хозяюшка»-гласная займёт своё место в слоге, который пока назовём «квартиркой», в «домике»-слове. «Квартирки» соединены «мостиками» — деление на слоги, к «хозяюшкам» СОГЛАШАЮТСЯ приходить «гости» - это согласные, и с ребёнком обговаривается вопрос, что «гость» один в квартире быть не может, таким образом ребёнок без заучивания узнаёт, что такое слоговая структура слова.

«Домик» представляет собой пять этажей, верхний треугольный (А-Я), ниже круглый (О-Ё), потом вертикальный прямоугольник (У-Ю), далее горизонтальный полукруг (Э-Е), внизу — квадрат (Ы-И). Буквы сравниваются по графической форме (а звуки — по артикуляции) со своими «этажами», «домик» заучивается с песенкой: «А-Я, О-Ё, У-Ю — я песенку пою, Э-Е, Ы-И — ко мне беги». Песенка сопровождается последовательным соединением пальцев (от больших к мизинцам), заканчивается тем, что ребёнок « пробегает» указательными и средними пальцами рук по столу вперед двумя руками одновременно. Так заучиваются «красные»-гласные все вместе, 10 букв привязаны к графическому образу домика и соответствуют каждая своему пальцу, что значительно ускоряет и облегчает запоминание.

Параллельно разучиваются согласные (буквы-мальчики в синих и зелёных костюмчиках): логопед произносит согласную твёрдо или мягко — ребёнок топает по «твёрдому синему льду», поднимая синий фломастер и проговаривая соответствующий звук. Если мягко — зелёный фломастер, на цыпочках по «зелёной мягкой травке». При разучивании букв дети изображают их, встают, крутятся (например, Э «показывает язык солнышку» — ребёнок поворачивает голову налево, высовывая язык). Буквы заучиваются быстро, если на уроках постоянно использовать цветные фломастеры — так образы букв привязываются к цвету (соответствующему гласным, твердым и мягким согласным) и не сливаются в восприятии.

Чтобы в дальнейшем ребёнок не диктовал себе звуками, для слияния в слог скандируем: «Буква БЭ, буква А — получилось вместе БА» (и так далее).

Обговариваем соединение с гласными второго ряда: «У букв Я, Ё, Ю, Е, И есть волшебная кисточка с зелёной краской, они поворачиваются к солнышку и красят ту букву, которая СОГЛАСИЛАСЬ встать перед ними, в зелёный цвет. Букву покрасили, силы потратили, от гласных остаётся только «хвостик».

Опять поём «домик»: А-А-А — Я-А-А — хвостик А-А-А, и так далее. Однотипное пропевание «домика» с согласными — так ребёнок осваивает соединение согласных с гласными первого и второго ряда. В это время дети начинают читать по слогам, постепенно начиная догонять в чтении одноклассников.

Занятие с детьми, которым пока ещё не хочется учиться, обговаривается так, как будто они «помогают» буквам правильно встать друг с другом. Логопед не задает упражнения, а «загадывает трудные загадки» - дети заявляют, что им легко, они всё могут разгадать — таким способом они оказываются включёнными в занятие и настроенными на результат.

Далее обучение письму и чтению идёт в двух направлениях: отрабатываются слова (примерно по пять за одно занятие), начиная с коротких (простой слоговой структуры) и заканчивая словами с твёрдыми и мягкими знаками (смягчение и разделение), со стечениями и гласными второго ряда. Каждое слово дети группой анализируют следующим образом: сколько гласных-красных (столько и хлопков-слогов), какие согласные «согласились» придти в каждый слог, по сколько. Какие синие, какие зелёные; слово отхлопывается по слогам, «зовём» слово (определяем ударение), пробуем, как прозвучит слово с неправильным ударением, обговариваем, что буквы О и Е «грустят» без ударения (убеждаемся, что они звучат в безударной позиции как А и Исоответственно), Обговариваем этот вопрос постоянно — почему надо запоминать глазами. Отдельно рассматривается стечение: в слоге движемся сначала в обратную сторону (например, в слове «стол» сначала читаем вторую и третью буквы, потом первую, вторую и третью, потом прибавляем четвёртую). Отдельно обговаривается, как именно слышится гласная второго ряда: МЯ-А-А — почему-то слышно А-А-А — дети рассказывают (выкрикивая, обгоняя друг друга), что буква Я «потратила силы», она смягчила букву М, от неё остался один «хвостик», а то было быМА-А-А.

Каждое слово логопед держит на карточке перед детьми (выше уровня глаз), постепенно открывая буквы в нужном порядке так, чтобы дети могли проанализировать слово, рассмотреть все его особенности, и перед тем как начать писать, запоминают его («фотографируют» глазками). Потом слово «прячется», и дети в разных вариантах рассказывают, на каком месте какая буква: перед, после, между, предпоследняя, ударная гласная, безударные гласные, номер места той или иной буквы, про какую букву не спросили, отдельно иногда: какая перед первой, после последней — обязательно должны быть ответы: «никакая», «нет такой буквы». В результате дети не застревают в узких рамках задания и максимально включены в процесс. Кроме того, вариант «хотела вас обхитрить, опять не получилось» и тому подобные высказывания детей очень радуют, развлекают и позволяют интегрировать дидактический материал урока в доступную им игровую деятельность. Последний раз рассматриваем слово, обговариваем направление букв (буква У «тянет ручку к солнышку», С - «месяц», он «не дружит с солнышком, отворачивается, греет спинку», и т. п.) Дальше — прыгаем, скандируя: «Раз, два, три, четыре пять — буду слово (называется конкретное слово) я писать». Буквы в слове закрываются соответствующими по цвету карточками, дети пишут по памяти. После такого анализа ошибки — редкость, к тому же стиль работы со словом распространяется и на работу ученика в классе.

Второе направление: наращивание стечения с слогах с гласными первого и второго ряда — этот технический момент в обучении письму и чтению позволяет в дальнейшем избежать потерь и перестановок согласных и не путать гласные первого и второго ряда. Работаем по схеме гласных, расположенных, как в «домике»: перед детьми тетради с простыми слогами, ребёнок водит карточкой сначала с одной, потом с двумя согласными (вместе — три согласных и одна гласная), прикладывая их перед простым слогом. Читаем хором, начиная с ближайшей к гласной согласной, потом двигаемся в обратном направлении (то есть слог ЗДРА читаем: РА,ДРА, ЗДРА, и так далее), «перелетаем» с «синего берега» (слоги с гласными первого ряда), на «зелёный» (с гласными второго ряда). Дальше читает логопед, дети определяют на слух «бережок» (поднимают синий или зелёный фломастер), потом кладут свою карточку с одной или двумя согласными в нужное место, читают, записывают. Постепенно приходим к варианту, когда ребёнок выслушивает слог со сложным стечением, со смягчением и без него, вообще не пользуясь тетрадью.

Последним звеном в этой схеме является чтение, анализ и запись предложения. Читаем хором предложения, которые вывешены на доске. Отпрыгиваем количество слов в предложении (чтоб не путать с отхлопыванием слова по слогам). Отдельно обговариваем первую заглавную букву («Она такая главная, она у нас ЗАГЛАВНАЯ») - «вход», «дверь» в предложение. Обговариваем точку («запираем» предложение «на замок»). В каждом слове - «домике» анализируем, на поднятых пальцах показываем, где какая буква. Обращаем внимание на расстояние между словами. На доске висит схема предложения с окошками для букв — обговариваем, куда что пишем, особенно безударные гласные и гласные второго ряда. Предложение рассматриваем, запоминаем, убираем и записываем разрывными буквами по схеме. Предварительно дети составляют схему каждый себе по образцу. Записываем сначала гласные ( в руках красный фломастер, пока не заполнятся все красные окошки), потом ставим ударение (для этого нужны только гласные — чтобы не было лишней путаницы), далее — мягкие (зелёные) согласные, последними — твёрдые (синие). Когда прибавляются знаки (чёрные) — пишем их после согласных. Слоги, слова и предложения в образцах написаны цветными буквами. Дети работают цветными фломастерами. Окошки ребёнок рисует подходящего для себя размера, постоянное перекладывание фломастеров позволяет снять напряжение с руки, облегчает переключение с одной буквы на другую. Цветные буквы не сливаются в восприятии, их труднее пропустить при письме, так как более заметны их очерёдность и количество. Начинается работа с печатных букв, постепенно переходим к разрывному письму письменными буквами.

Во время работы основная оценка, которую получают дети — радостное удивление. Не только словами, но и голосом, мимикой и жестами логопед выражает своё восхищение, иногда изображает досаду, что «опять не удалось никого обхитрить, но в следующий раз это может быть и получится». Так дети настраиваются в следующий раз продолжить игру, заряжаются заданной эмоцией, меньше устают и приходят на логопедические занятия с желанием и интересом, постепенно перенося это отношение на учёбу в целом.

Литература

Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.,1988.

Жинкин Н.И. Язык. Речь.Творчество. М., 1998.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст]. / Е.М.Мастюкова -- М.: Просвещение, 1992.

Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. М., 2003.

Организация и содержание работы школьного логопеда / О.В. Елецкая и др. - М.: Форум, Инфра-М, 2017

Просмотров работы: 242