В настоящее время вызывает большую обеспокоенность ухудшение состояния здоровья детей, растет процент детей с хроническими заболеваниями, с проблемами в развитии. Поэтому важно использовать в работе с детьми дошкольного возраста здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний. В этом случае большим подспорьем в работе может стать использование разных видов динамических пауз.
При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные нарушения зрения.
Зрительная гимнастика приносит пользу только в том случае, если выполнять ее регулярно, дозировано, с учетом нарушения зрительных функций, по назначению врача-офтальмолога. Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
Рекомендуются следующие упражнения зрительной гимнастики, при этом двигаются только глаза, голова неподвижна. Рекомендуются следующий порядок направлений движений глаз: вправо-влево; вверх-вниз; далеко-близко (удалять и приближать предмет); по кругу; по диагонали (снизу-вверх и сверху-вниз).
Педагоги обучают новой гимнастике с использованием метки или игрушки. Затем уже знакомую гимнастику дети выполняют самостоятельно с индивидуальными пособиями. Показ метки или предмета (игрушки в руках педагога или игрушек, расставленных в разных углах дальней от детей стены) для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз детей, не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
Литература
1. Абрамов, В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности / В.Г. Абрамов. – М., 1993.
2. Ахутина, Т.В. «Диагностика развития зрительно-вербальных функций» / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2003.
3. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.П. Григорьева. – М., 1990.
4. Каплан, А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением / А.И. Каплан. // Дефектология, 1982. - № 3.
5. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – СП-б, 1995.
6. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения/ Л.И. Плаксина. – М., 2008.
7. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М., 1998.