Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения

Муслимова А.Р. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Дети с нарушением зрения, как правило, имеют меньшую двигательную активность, что приводит к таким физическим нарушениям, как неправильная осанка и плоскостопие, также нарушается функциональная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания.

Основные особенности детей с нарушением зрения заключаются в том, что они познают мир с помощью слуха и осязания. Поэтому представление об окружающем мире у них отличное от обычного, а качество образов совсем другое. К сожалению, развитие детей с нарушением зрения происходит намного медленнее, что оказывает влияние на развитие памяти, речи и воображения. Заниматься со слабовидящими или слепыми детьми должны специально обученные преподаватели, которые смогут максимально стереть границу между ними и здоровыми малышами.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях - повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Слабовидящие дети, поступающие в школу из семьи, подчас не умеют себя обслуживать, не знают, как вести себя на уроке, слушать и отвечать учителю. У них недостаточно знаний об окружающей действительности, слабо развита предметная деятельность, несовершенна речь. Они не умеют вести себя в коллективе сверстников, подчиняться правилам поведения в классе. Это осложняет работу по формированию у слабовидящих учащихся определенных знаний, умений и навыков, замедляет процесс освоения школьной программы.

Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому, очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Вопросы зрительной патологии отмечаются в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой, в исследованиях А.И.Каплан, Л.И.Кирилловой, А.В.Хватовой. Особенностями коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения занималась Е.Н.Подколзина (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). В своих работах Либман Е.С, Шахова Е.В., (2000г) говорят: «Охрана зрения населения, борьба со слепотой относятся к числу важных медико-социальных проблем современного общества». Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушением зрения  неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

        Таким образом, ребенок с нарушениями зрения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей. Оказание такой поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и, в соответствии с  современными научными данными, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных учреждений общего назначения по вопросам развития и охраны зрения. Прежде всего, педагогу необходимо иметь представления о функционировании зрительной системы в условиях нормального и нарушенного зрения.

Дети с нарушениями зрения составляют в настоящее время одну из самых многочисленных категорий отклоняющегося развития в детском возрасте. Благодаря регулярным скрининговым обследованиям детей дошкольного возраста, выявление нарушений зрения происходит своевременно.

Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, составляет с одной стороны, охрана нарушенного зрения; с другой стороны, развитие зрительного анализатора и всех высших психический функций. В этом процессе особенно важно знать возможности зрительного анализатора в познании окружающей действительности.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям классификация включает следующие подкатегории:

I. Слепые дети. По остроте зрения это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые или незрячие» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения не единственный критерий слепоты.

II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией. Причинами нарушения зрения могут быть органические и/или функциональные поражения зрительного анализатора.

Дети, входящие в I-ю («слепые») и II-ю («слабовидящие») подкатегории, страдают только органическими или органическими и функциональными нарушениями зрительного анализатора. Их зрение, как правило, не улучшается или улучшается незначительно. Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то чаще всего зрительные функции его глаз (прежде всего остроту зрения) можно восстановить путем лечения. По остроте зрения (особенно в период лечения) эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением», то есть с пограничным зрением между слабовидением и нормой. Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Всех детей с патологией зрения с учетом остроты и поля зрения, а также по органическим и функциональным причинам его нарушения, еще принято делить на три группы: со слепотой и слабовидением. При слепоте наиболее резко выражена степень нарушения основных зрительных функций. Невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие.

В тифлопедагогической практике обучения, воспитания, развития и (реабилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы:

1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.

2) Слепые дети со светоощущением, Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.

4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5) Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 – 0,04 (синонимы - частично видящие, частично зря- 8 чие). Несмотря на то, что у этих детей имеется форменное зрение, в познавательной и учебной деятельности (особенно связанной с письмом и чтением) ведущими для них являются осязательное и слуховое восприятие, а зрительное восприятие является вспомогательным способом ориентировки, контроля своих действий и получения информации. Остаточное зрение характеризуется разнообразием проявления нарушений зрительных функций, изменчивостью и неустойчивостью их параметров, повышенной утомляемостью зрения. Остаточное зрение не позволяет детям полноценно развиваться, опираясь преимущественно на дефектное зрение, то есть этого зрения недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые дети с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать на близком расстоянии крупный шрифт, что не позволяет им получить полноценное образование, используя при обучении только плоский шрифт. Именно поэтому слепые дети с остаточным зрением в познавательной деятельности, как и все дети подкатегории «Слепые», должны опираться в первую очередь на сохранные анализаторы (осязание, слух и др.), а их зрение должно выполнять вспомогательную роль. Отсюда в процессе их обучения следует использовать специальную систему для письма и чтения рельефно-точечным шрифтом Брайля.

По степени зрительных нарушений подкатегорию «Слабовидящие дети» тоже целесообразно делить на группы:

1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Среди детей этой группы многих необходимо параллельно обучать системе Брайля.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. по состоянию своего зрения, как и дети первой группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. инвалидами пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики Большую часть детей с функциональными нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием.

У подавляющего большинства детей с амблиопией и косоглазием зрение поддается восстановлению за счет специально организованного лечения в условиях специального компенсирующего или коррекционного образовательного учреждения либо в кабинете охраны зрения при поликлинике. Специалисты этих учреждений призваны заниматься не только лечебной работой, направленной на восстановление зрения детей, но и корригировать (предупреждать и преодолевать) вторичные отклонения в их развитии, возникающие в период зрительной патологии.

Результаты отрицательного влияния нарушенных зрительных функций на развитие и проявления психики слепых и слабовидящих имеют как количественный, так и качественный характер. Количественные изменения имеют место, главным образом, в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, сокращаются возможности формирования образов фантазии и т. д. Качественные изменения в психической деятельности при нарушении зрения проявляются почти во всех областях психической деятельности: изменяются система взаимодействия анализаторов, типы восприятия, возникают определенные специфические особенности в процессах формирования образов и понятий, нарушается соотношение чувственного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере и свойствах личности.

Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено нарушением пространственной ориентации и вызванным им ограничением слепых в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, гипофункции внутренних органов и т.п. Следовательно, в коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать степень потери зрения, а также, отрицательное влияние нарушений зрительных функций на психическое развитие.

В связи с этим коррекционно-развивающая работа должна включать развитие зрительного восприятия и формирование предметных представлений, обучение ориентировке в пространстве как компонента готовности к школьному обучению, проведение зрительной гимнастики для профилактики утомления глаз.

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружающего мира, что, отрицательно влияет на общее развитие ребенка с нарушением зрения.

Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, картину, тест и т.п.). Отмечается узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению. Слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушениями зрения – последовательно. Наблюдается очень слабая связь между предметом и его словесным обозначением. Дети затрудняются в обозначении точным словом сенсорных признаков, деталей строения объекта. Они выделяют части предмета, объекта, но пропускают те детали, которые выделяют данный объект из множества других, то есть опускают существенные признаки. Например, говоря о корове, дети выделяют такие части тела как ноги, хвост, уши, глаза, но не называют такие детали как рога, вымя, копыта. Из-за плохого ориентирования в признаках объектов, предметов, у детей наблюдаются значительные трудности в решении задач на обобщение, классификацию, исключение лишнего предмета. Еще одна характерная особенность представлений детей с нарушением зрения является вербализм, под которым понимается нарушение соотношений чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или же полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки. Итак, фрагментарность, недостаточная обобщенность, вербализм определяют своеобразие представлений детей с нарушением зрения. Но данные недостатки предметных представлений в значительной мере можно преодолеть в процессе своевременной и правильно организованной коррекционно-развивающей работы.

Работа направлена умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносить их с реальными предметами; умение описывать предметы и находить их по описанию; находить по части предмета целый; составлять из частей целое; понимать заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности. Поэтому, чтобы процесс узнавания объектов и предметов стал тоже адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание уделяется подбору наглядного материала для проведения коррекционно-развивающих занятий.

Обязательными дидактическими пособиями, при организации занятий по ознакомлению с окружающим являются: объекты, их изображения, предназначенные для восприятия в различных модальностях:

а) цветное, силуэтное, контурное изображение. На занятиях параллельно с цветным изображением предмета (на картинке) нужно предъявлять детям его контурное или силуэтное изображение. Дидактические игры с данным видом наглядного материала помогают закрепить полученные знания, развивали зрительную память, зрительное восприятие;

б) натуральные объекты, предметы, объемные игрушки (передающие реальное изображение объектов). Использование натуральных предметов на занятиях по формированию представлений позволяет показать на реальных предметах те их особенности, которые зачастую педагоги пытаются раскрыть, используя слово или картинку.

Объекты, предметы, их изображения, предназначенные для восприятия в различных пространственно-логических связях: а) в разных ракурсах. Этому демонстрационному дидактическому материалу следует уделить особое внимание. Так как у детей с нарушением зрения возникают трудности в узнавании объекта в различных ракурсах, позах. б) недорисованные, наложенные друг на друга изображения. в) объекты, предметы, их изображение среди множества. Например, при обучении детей младшей группы отгадыванию загадок о животных объекты располагают перед глазами детей и дают им возможность в соответствии с описанием выбрать нужное животное.

Пособия, предназначенные для восприятия целостного образа предмета, объекта: а) разрезные картинки. б) вырезанные части, детали объектов. Данный дидактический материал используется для формирования знаний о пространственном расположении деталей, а также для создания проблемных ситуаций, позволяющих подводить детей к самостоятельным выводам.

Объекты, их изображения, предназначенные для установления видовых и родовых связей, для формирования обобщающих понятий: а) карточки на группировку и классификацию; б) наборы объемных игрушек, реальных предметов.

При подборе наглядного материала надо стремиться к выполнению следующих требований: 1) наглядный материал должен быть выразителен для передачи существенной информации о предмете; 2) важно, чтобы материал точно передавал особенности формы, цвета, величины, пропорциональных отношений деталей объекта; 3) соблюдать контраст фона и изображения; 4) не предъявлять изображение объектов на одном листе в одинаковой величине, если в натуре они отличаются размерами; 5) не использовали мягкие игрушки в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим, так как они не передают существенных признаков строения животных.

Итак, при организации занятий по ознакомлению с окружающим предметным миром нужно помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие предметные представления, а этого можно достичь тщательным отбором дидактического материала, повышающего качество восприятия, уровень мыслительной деятельности, а также способного поддержать интерес в процессе занятия. Но особое внимание следует уделить обучению детей элементам (способам) организации чувственного опыта, то есть обследованию. Это целенаправленный педагогический процесс, формирующий у детей способы выявления свойств и качеств объекта, их деталей.

Чувственное познание составляет первейшее и необходимое звено любого процесса познания. Обучение обследованию. Поэтому нужно обращать внимание на такие элементы обследовательских действий как обведение пальчиком контура предмета, выделение его основных частей, поглаживание, надавливание и так далее.

Литература

1. Абрамов, В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности / В.Г. Абрамов. – М., 1993.

2. Ахутина, Т.В. «Диагностика развития зрительно-вербальных функций» / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2003.

3. Безруких, М.М. Методика оценки уровня восприятия детей 5-7,5 лет / М.М. Безруких. – М., 1996.

4. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.П. Григорьева. – М., 1990.

5. Денискина, В.З. Учимся улыбаться / В.З. Денискина. – М., 2008.

6. Ермаков, В.П. Развитие, и воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М., 1990.

7. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. - Челябинск, 2008.

8. Каплан, А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением / А.И. Каплан. // Дефектология, 1982. - № 3.

9. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – СП-б, 1995.

10. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения/ Л.И. Плаксина. – М., 2008.

11. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М., 1998.

12. Подколзина, Е.Н. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания / Е.Н. Подколзина. - М., 2008.

13. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения / Л.А. Ремезова. – Самара, 2002.

14. Ремезова, Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие / Л.А. Ремезова. – Самара, 2004.

15. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М., 1997.

16. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебнометодическое пособие. - СПб: КАРО, 2007.

Просмотров работы: 140