ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ ТКАЧЕВЫХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ ТКАЧЕВЫХ

Олимпиева А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

«Нашей опорой всегда была родная земля, великие традиции русской художественной культуры. Мы благодарны судьбе за все это».

Братья Ткачевы

Произведения Братьев Ткачевых представляют собой своеобразную летопись русской истории, переломные моменты в жизни русского народа, русских деревень. Их творческий путь начался во время «оттепели» вместе с остальными художниками - шестидесятниками, но отличались братья, прежде всего, преданностью крестьянской теме. Их произведения, на которых изображены простые деревенские люди, тонкость деталей повседневной жизни − все это открывает зрителю черты высоко духовного и поэтического искусства.

Алексей (1922 г.р.) и Сергей (1925 г.р.) Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. Их путь в искусстве начался с посещения кружка изобразительного искусства в городском Доме пионеров. Первые уроки рисования и живописи получили у педагогов В.И. Влазнева и А.И. Масленко. Студенческие годы проходили в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова у выдающегося художника С. В. Герасимова. Всю сознательную жизнь братья трудились вместе.

Сергей Ткачев является художником ясно выраженной живописной манеры, стремиться к масштабным полотнам и написанию сюжетно развернутых работ. Алексей Ткачев − лирик, с тонкой душой. Манера его письма отличается изяществом и художественной красотой.

Основной темой творчества художников, являются образы русских женщин и деревенская жизнь. Глядя на их картины перед глазами проходит весь жизненный цикл человека с младенческих лет до старости. Подтверждение тому картина «Матери» (1961г.). Данное полотно выдержано в холодных зеленых тонах, пропитано хмуростью и тяжелой усталостью. Напряженные позы сидящих женщин повествуют о жизни предметным языком правды.

Тематика сельской жизни сближает братьев Ткачевых с актуальными в 1960-х−1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-«деревенщиков» (Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин,В. М. Шукшин), которые открыли новый взгляд на трагедии и жизнь людей без иллюзий и без прикрас. Ткачевы близки сельскому человеку по духу и образу мыслей, тонко понимали характеры деревенских людей, проявляли сочувствие сельским заботам и именно по этому являются художниками-«деревенщиками».

Ельцинские реформы в начале 1990-х годов оказали влияние на состояние деревень, что повлекло за собой существенные изменения в направленности содержания творчества Ткачевых. Картина «Старики» (1991) является отражением нищей и вымирающей деревни. Старик со старухой, сидящие на ступеньках обветшалого дома, передают реальность, создавая множество ассоциаций и перекличек как с прошлым, так и с современностью. Разорение страны, уничтожение трудового люда и итог жизни стариков, обозначенный в картине, все это не эпизод, а время, которое относится беспощадно ко всему. Пасмурная гамма виднеющегося вдали озера, пепельный цвет избы, опечаленный вид стариков и сам сюжет вызывают сочувствие к людям, к старости, к безысходной жизни.

Чувством одиночества пропитаны многие произведения Ткачевых. В картине «Один крест» (1992) ярко проявилось тоскливое ощущение конца. Может быть, старик сделал крест для родных, а возможно, для себя. Забота о достойных похоронах − черта русского народа. Христианское сочувствие растворяется в обычаях новой эпохи. Картина констатирует итог жизни деревенского человека.

Творчество Ткачевых часто подвергалось критике, так как полотна отражали некрасивых, а иногда до безобразия, деревенских жителей. Но перед художниками стояла задача показывать зрителю правду о деревенском труде и его последствиях. Так в триптихе «Семья Пакетовых» (1961 —1964) изображена огромная деревенская трудовая семья со множеством детей. Центром композиции является женщина, обветренное грубое лицо которой и рабочие натруженные руки не вызывают даже отдаленно ощущения прекрасного.

Завершается тема русской деревни картиной «Свадьба в Дуброво» (1988-1997). Данное произведение является конфликтным и конфликт двоякий. Первый конфликт выражен в сюжете, другой − драма времени. Свадьба в данном случае не празднична и радуются всего несколько человек. Невеста склонила голову и вид ее печален. Видимо, молодожены заключили узы брака не по собственному желанию. Женщины замерли в сокрушенных позах. Свадьба в данном случае не передает ощущения радости за молодых, праздничного гуляния, восторга, чем и отличается от схожих по тематике полотен.

Так же полотна «Ярый день» (1995), «Прачки» (1955-1957), «Детвора» (1973), «Субботний день» (1973) и «Пора сенокосная»(1975) отражают все краски деревенской жизни простого русского человека.

Творчество Сергея и Алексея Ткачевых − классика русского изобразительного искусства второй половины ХХ века, которое является важным документальным свидетельством отечественной истории, трудной судьбы русского народа. Произведения братьев-живописцев являются гордостью музейных собраний нашей страны: Третьяковской галереи, Русского музея, многих других. Их работы приобретают популярность за рубежом и становятся частью коллекции ценителей высокого искусства.

Братья Ткачевы - внесли неизгладимый вклад в искусство живописи. Это истинно русские художники, всем сердцем и душой любящие Россию, наш общий дом.

Список литературы

Братья Ткачёвы. Начало пути. URL: https://vk.com/doc336820190_494661304

Манин В. С. Братья Ткачевы. М.: «Белый Город», 2001. 51 с.

Музей Братьев Ткачёвых. URL: http://tkachov-musey.ru/

Соборное слово художников братьев Ткачевых. URL: https://cont.ws/@infobazasm/338794

Приложение

Алексей и Сергей Ткачевы

«Матери» (1961)

«Старики» (1991)

«Один крест» (1992)

«Семья Пакетовых» (1961 —1964)

«Свадьба в Дуброво» (1988-1997)

«Ярый день» (1995)

«Прачки» (1955-1957)

«Детвора» (1973)

6

Просмотров работы: 127