«Нашей опорой всегда была родная земля, великие традиции русской художественной культуры. Мы благодарны судьбе за все это».
Братья Ткачевы
Произведения Братьев Ткачевых представляют собой своеобразную летопись русской истории, переломные моменты в жизни русского народа, русских деревень. Их творческий путь начался во время «оттепели» вместе с остальными художниками - шестидесятниками, но отличались братья, прежде всего, преданностью крестьянской теме. Их произведения, на которых изображены простые деревенские люди, тонкость деталей повседневной жизни − все это открывает зрителю черты высоко духовного и поэтического искусства.
Алексей (1922 г.р.) и Сергей (1925 г.р.) Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. Их путь в искусстве начался с посещения кружка изобразительного искусства в городском Доме пионеров. Первые уроки рисования и живописи получили у педагогов В.И. Влазнева и А.И. Масленко. Студенческие годы проходили в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова у выдающегося художника С. В. Герасимова. Всю сознательную жизнь братья трудились вместе.
Сергей Ткачев является художником ясно выраженной живописной манеры, стремиться к масштабным полотнам и написанию сюжетно развернутых работ. Алексей Ткачев − лирик, с тонкой душой. Манера его письма отличается изяществом и художественной красотой.
Основной темой творчества художников, являются образы русских женщин и деревенская жизнь. Глядя на их картины перед глазами проходит весь жизненный цикл человека с младенческих лет до старости. Подтверждение тому картина «Матери» (1961г.). Данное полотно выдержано в холодных зеленых тонах, пропитано хмуростью и тяжелой усталостью. Напряженные позы сидящих женщин повествуют о жизни предметным языком правды.
Тематика сельской жизни сближает братьев Ткачевых с актуальными в 1960-х−1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-«деревенщиков» (Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин,В. М. Шукшин), которые открыли новый взгляд на трагедии и жизнь людей без иллюзий и без прикрас. Ткачевы близки сельскому человеку по духу и образу мыслей, тонко понимали характеры деревенских людей, проявляли сочувствие сельским заботам и именно по этому являются художниками-«деревенщиками».
Ельцинские реформы в начале 1990-х годов оказали влияние на состояние деревень, что повлекло за собой существенные изменения в направленности содержания творчества Ткачевых. Картина «Старики» (1991) является отражением нищей и вымирающей деревни. Старик со старухой, сидящие на ступеньках обветшалого дома, передают реальность, создавая множество ассоциаций и перекличек как с прошлым, так и с современностью. Разорение страны, уничтожение трудового люда и итог жизни стариков, обозначенный в картине, все это не эпизод, а время, которое относится беспощадно ко всему. Пасмурная гамма виднеющегося вдали озера, пепельный цвет избы, опечаленный вид стариков и сам сюжет вызывают сочувствие к людям, к старости, к безысходной жизни.
Чувством одиночества пропитаны многие произведения Ткачевых. В картине «Один крест» (1992) ярко проявилось тоскливое ощущение конца. Может быть, старик сделал крест для родных, а возможно, для себя. Забота о достойных похоронах − черта русского народа. Христианское сочувствие растворяется в обычаях новой эпохи. Картина констатирует итог жизни деревенского человека.
Творчество Ткачевых часто подвергалось критике, так как полотна отражали некрасивых, а иногда до безобразия, деревенских жителей. Но перед художниками стояла задача показывать зрителю правду о деревенском труде и его последствиях. Так в триптихе «Семья Пакетовых» (1961 —1964) изображена огромная деревенская трудовая семья со множеством детей. Центром композиции является женщина, обветренное грубое лицо которой и рабочие натруженные руки не вызывают даже отдаленно ощущения прекрасного.
Завершается тема русской деревни картиной «Свадьба в Дуброво» (1988-1997). Данное произведение является конфликтным и конфликт двоякий. Первый конфликт выражен в сюжете, другой − драма времени. Свадьба в данном случае не празднична и радуются всего несколько человек. Невеста склонила голову и вид ее печален. Видимо, молодожены заключили узы брака не по собственному желанию. Женщины замерли в сокрушенных позах. Свадьба в данном случае не передает ощущения радости за молодых, праздничного гуляния, восторга, чем и отличается от схожих по тематике полотен.
Так же полотна «Ярый день» (1995), «Прачки» (1955-1957), «Детвора» (1973), «Субботний день» (1973) и «Пора сенокосная»(1975) отражают все краски деревенской жизни простого русского человека.
Творчество Сергея и Алексея Ткачевых − классика русского изобразительного искусства второй половины ХХ века, которое является важным документальным свидетельством отечественной истории, трудной судьбы русского народа. Произведения братьев-живописцев являются гордостью музейных собраний нашей страны: Третьяковской галереи, Русского музея, многих других. Их работы приобретают популярность за рубежом и становятся частью коллекции ценителей высокого искусства.
Братья Ткачевы - внесли неизгладимый вклад в искусство живописи. Это истинно русские художники, всем сердцем и душой любящие Россию, наш общий дом.
Список литературы
Братья Ткачёвы. Начало пути. URL: https://vk.com/doc336820190_494661304
Манин В. С. Братья Ткачевы. М.: «Белый Город», 2001. 51 с.
Музей Братьев Ткачёвых. URL: http://tkachov-musey.ru/
Соборное слово художников братьев Ткачевых. URL: https://cont.ws/@infobazasm/338794
Приложение
Алексей и Сергей Ткачевы
«Матери» (1961)
«Старики» (1991)
«Один крест» (1992)
«Семья Пакетовых» (1961 —1964)
«Свадьба в Дуброво» (1988-1997)
«Ярый день» (1995)
«Прачки» (1955-1957)
«Детвора» (1973)
6