АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. АВТОРСКОЕ КИНО, КАК ОТРАЖЕНИЕ МИРА ХУДОЖНИКА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. АВТОРСКОЕ КИНО, КАК ОТРАЖЕНИЕ МИРА ХУДОЖНИКА

Майорова Д.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

«Тарковский напоминает мне поручика эпохи Тургенева – он очень симпатичный и ужасно обаятельный, но в то же время всё видит по-своему и практически неуловим. Его никогда нельзя «догнать», так как он всегда где-то в другом месте. Просто он такой есть. <…> Этого режиссера нельзя переделать, и прежде всего ему ничего нельзя втолковать, потому что он в любом случае переделает по-своему».

- «Беседы со Станиславом Лемом» (1981)

Артхаус – это вид кинематографического искусства, который не рассчитан на широкую аудиторию. Иные название артхауса – авторское, некоммерческое, элитарное или интеллектуальное кино, которое не стремится к кассовым успехам, но совмещает в себе жанры, позволяет автору экспериментировать и создавать «своё» видение мира, не вовлекаясь в погоню за гонорарами. В 50-х годам 20 века в США начинается разделение кино на развлекательное и интеллектуальное. Если развлекательное кино поддерживалось крупными киностудиями, то авторское кино являлось малобюджетным и создавалось для небольшой группы почитателей.

Андрей Арсеньевич был, безусловно, представителем артхауса, его работы не были рассчитаны на большую публику в виду того, что пласт проблем, поднимаемых в картинах автора, предполагает некий диалог со зрителем, а не праздное любопытство или развлечение. Тарковский был гением, который опережал свое время. Он родился в селе Завражье, будучи девятилетним мальчиком Тарковский увидел войну, что оказало огромное влияние на дальнейшее мировоззрение и творчество автора. Позже он говорил, что ненавидит войну больше всего в этой жизни, но именно его герои непосредственно оказываются в некотором состоянии противостояния: будь то война внутренняя или внешняя. Примечательно, что Андрей Арсеньевич указывал на то, что именно в таких состояниях отчетливо прослеживается характер человека, его истинные ценности и человеческие качества, его сила и слабость, уступит ли человек нависшим на него событиям или останется верным своим принципам. При этом, Тарковский объединяет в себе два явления, такие как реализм и идеализм. Именно потому что только художественное искусство способно объединить два эти явления, где сам человек – тот герой, который может достичь некого совершенства и абсолюта, будучи несовершенным. При этом почти все герои Тарковского слабые люди, чья сила произрастает из их слабости. Сегодня мы видим тенденцию и влияние творческого мышления Тарковского в работах таких режиссеров, как Ларс фон Триер, Андрей Звягинцев, которые также ставят своих героев в условия, где происходит внутренняя и внешняя трансформация.

Основные темы, которые закладывает Тарковский в фильмах – война в широком смысле и в частном (война одного человека), природа, как источник ресурса и некий абсолют, человеческие взаимоотношения, тема снов и воспоминаний.

Особое место в творчестве занимает трепетное отношение к природе, она становится как будто самостоятельным персонажем, который тоже имеет свои краски, «настроения» и характеристики. Но этот «персонаж» тесно связан со всеми людьми. В фильме «Зеркало» герой А. Солоницын произносит фразу: «Мы зависим от природы. Природа важнее нас, потому что мы – результат ее эволюции... Это единственное место, где нас ждет ощущение правды. Мы перестали верить природе, которая внутри нас».

Работы Андрея Арсеньевича глубоко экзистенциальны и меланхоличны. Меланхолия, как эстетическое понятие, которая проявляется в характере героев, в поэтике и пространственно-временном ощущении картины, в образах, которые навевают ностальгию, сонное видение и снотворное, действие, вводящее в состояние гипноза.

Отдельным явлением в кинематографической мысли Андрея Арсеньвича является его отношение к положению человека в мире. В своих работах он подчеркивает мысль, насколько важно человеку взять ответственность за свою жизнь, за те духовные ценности, присущие каждому из нас. Объясняет он это отсутствием идеалов и повсеместном стремлением людей лишь к материальным ценностям, что актуально и в наше время. Немаловажное место занимает его отношение к добросовестности и призыв к совести. По его мнение в каждом человеке должно проснуться чувство собственного достоинства, так как мы живем в непростое время, где нас затаскивает в водоворот повседневности и ощущениям выученной беспомощности. И самое важное для каждого из нас быть честным с самим собой и миром, и всегда идти вперед через развитие внутреннего и внешнего. И самое важное в искусстве в том, что важно не врать самому себе, не пытаться воспевать в кино одни ценности, а в жизни исповедовать другие, когда художник живет по одним категориям, а творит по абсолютно другим. Тарковский говорил, что «главная задача искусства – это разрешение духовного кризиса, царящего во всем мире». Речь как раз о тех идеалах, которые необходимы человеку для того, чтобы стать лучше, чище, «богаче» в отношении своих духовных ценностей. Так как единственный путь к развитию основан на гуманности и индивидуальности, а не к серому повторению шаблонов и деградации. Творчество Тарковского глубоко философично и автобиографично, ярким примером тому является фильм «Зеркало», вышедший на экраны в 1974 году. Публика не приняла картину с восторгом, а наоборот увидела в этом некий надлом автора в психологическом смысле. Фильм зеркало представляется как будто неким сном-воспоминанием автора о своем детстве, любимой матери и, большую роль здесь играют картины природы, которые часто нам запоминаются как некий идеалистичный образ, лишенный зла и бед. Детство человека – прекрасная пора, где мир воспринимается идеалистично, фантазийно, именно это вспоминает художник. Тарковский говорил, что эта работа даже не столько биографична, а автобиаграфична, даже сны, которые мы видим на экране –подлинно воссозданные из воспоминаний.

Большое место занимает честность и по отношению к себе и другим, где человек способен к саморефлексии, к возможности посмотреть на себя со стороны и оценить свое влияние на мир в целом, а не только на замкнутую систему под названием «мир отдельного человека». Поэтому философия Тарковского космологична, в своих интервью он делает акцент на то, что всё в мире взаимосвязано. Люди также влияют друг на друга, теряют контакт и возможность настоящего, одухотворенного общения друг с другом. Герой фильм «Солярис» не просто так произносит фразу: «-Наука? – Чепуха!... В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность… Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!» Не просто так название фильма «Солярис» изначально было «Контакт». В картине выражается острая социальная проблема, что люди перестали друг с другом говорить, общаться, забыли, насколько мы важны друг для друга. Тарковский не раз подчеркивал, что всё его кино о людях и о том, что они не одни и не одиноки в этом мире. «Они связаны бесчисленными нитями с прошлым и будущим, что каждый человек свей судьбой осуществляет связь с миром и всечеловеческим путем» - говорит Тарковский.

3

Просмотров работы: 103