ТВОРЧЕСТВО ОЛАФУРА ЭЛИАССОНА В РУСЛЕ ЭСТЕТИКИ МЕТАМОДЕРНИЗМА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТВОРЧЕСТВО ОЛАФУРА ЭЛИАССОНА В РУСЛЕ ЭСТЕТИКИ МЕТАМОДЕРНИЗМА

Лизяева М.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное искусство настолько многообразно и скоротечно, что искусствоведы мира не могут прийти к общему определению и общей трактовке каждого из современных направлений. В искусстве второй половины двадцатого века стилевой доминантой являлся постмодернизм, пришедший на смену модерну. Одни исследователи считают, что эпоха постмодернизма закончилась в 90-е годы двадцатого века, другие – что она трансформируется и принимает новые формы. Так, на рубеже XX и XXI века на смену постмодернизму приходит новое направление, объединяющее в себе черты и модернизма, и постмодернизма, и получившее название метамодернизм.

Ещё в 1995 году канадский теоретик литературы Линда Хатчеон заявила, что необходим новый ярлык для того, что придет после постмодернизма. Термин метамодернизм сформулировали в 2010 году голландский философ-теоретик Робин ван ден Аккер и теоретик медиа Тимотеус Вермёлен, и обозначили им изменения состояний культуры, которые произошли с 90-х годов XX века до нашего времени. По мнению исследователей, в 2000-х годах искусство претерпело изменения и обрело качества, которые уже не вписывались в рамки постмодерна. В 90-е годы во всех направлениях искусства – кино, театре, литературе, музыке – красной нитью прослеживалась ирония, критика и циничное отношение к окружающему миру, в то время как в нулевых в искусстве появляются нотки надежды и даже романтической чувствительности. На смену отстранённости искусства и едкой иронии пришли открытость и искренность выражения. По мнению Аккера и Вермёлена, эта чувствительность понимается как «информированная наивность», как реакция на недавние мировые события – глобальное потепление, финансовый кризис, политическую нестабильность и цифровую революцию. Приставка «мета» означает не только рефлексивную направленность и постоянные размышление, но и отсылает к платоновской «метаксии» - промежуточному состоянию, движению между двумя противоположными полюсами, а также за их пределами.

В отличие от постмордерна, в основное направление которого стабильно - многообразие интерпретаций одного и того же явления, ирония, эпатажность, фрагментарность и смешение «высокого» и «низменного», - метамодерн всё время раскачивается между модерном и постмодерном. Английский художник и фотограф Люк Тёрнер в своем «Манифесте метамодернизма» сформулировал тезисы, определяющие суть мира через призму метамодернизма:

Колебания — естественный порядок мира.

Нужно освободиться от инерции.

Движение возможно посредством колебания между положениями с диаметрально противоположными идеями.

Признание ограничений и тщетность любых попыток выйти за установленные границы.

Мир стремится к энтропии.

Новые технологии позволяют смотреть на мир с множества позиций.

Так же, как наука стремится к поэтической элегантности, художники могут искать истину.

Прагматический романтизм свободен от идеологической привязки.

Как ни парадоксально, но колебания и неопределенность стали константами современного мира. «Метамодернизм следует определять как непостоянное состояние между иронией и искренностью, наивностью и знанием, релятивизмом и правдой, оптимизмом и сомнением и за их пределами, в погоне за множеством разрозненных и неуловимых горизонтов. Мы должны идти вперед и колебаться», — завершает манифест Тернер. Эстетика метамодернизма воспевает понятия чистоты, пустоты, ирреальности, естественного и сверхъестественного, необъяснимость и глубину – то есть, фактически, отсылает к метафизике. Нонсенс постмодернизма – это ирония в соединении несоединимого, в метамодернизме же нонсенс отсылает к трансцендентному пространству.

Метамодернизм проявился в различных видах искусства, и особенно ярко показал себя в новом искусстве кинематографа. Широко распространился «детский стиль», но это совсем не кино для детей: в этом случае детство – это призма, через которую взгляд режиссёра падает как на сиюминутные, так и на глобальные проблемы. На смену постмодернистам Тарантино, Линчу, Альмадовару приходят метамодернисты, или, как их называют иначе, неоромантики - Уэс Андерсон, Спайк Джонс, Мишель Гондри, Жан-Пьер Жене и Ричард Кертис. Их искусство отличает отсутствие жестокости и цинизма, сами фильмы легки и позитивны, но при этом не лишены интеллектуальности и интертекстуальности.

В литературе метамодернизма, ярче всего представленной в творчестве Никки Каллена, господствуют честность и добрая ирония, открытость, соседствующая с всевосприятием. В ней человек, как и сам метамодерн, может существовать на двух полюсах сразу. Во главу угла становится человек с его субъективным опытом и психологизм.

Изобразительное искусство также стало плодородной площадкой для произведений метамодернизма. Одним из самых выдающихся творцов метамодернизма является датско-исландский художник Олафур Элиассон (род. 1967). Основная особенность его творчества состоит в том, что оно балансирует на стыке науки и искусства. Осязаемые пространства, в которые он помещает зрителя, способны влиять на него и способствовать, чтобы зритель воспринял концентрированную реальность иначе. Он выступает против пассивного восприятия искусства, побуждая зрителя активно участвовать в процессе. Творчество Элиассона вращается вокруг природы: он много путешествует по планете, с эстетической точки зрения изучая различные природные явления – ледники, водопады, линию горизонта. Зачастую главным «действующим лицом» его искусства является свет. Сам Элиассон рассматривает своё творчество как рефлексию, как ответ на чувства, вызванные природой. Художник работает преимущественно в жанре перфоманса, а помимо искусства занимается также архитектурой.

Творчество Олафа Элиассона тесно связано с экологией. Художник регулярно участвует в мероприятиях, посвященных изменению климата, и через свои перфомансы транслирует информацию о природных проблемах. Показательным примером является инсталляция «Ледяные часы». В 2014 году Элиассон привез из Гренландии 12 больших кусков льда, общей массой около 100 тонн. Художник разместил их на Ратушной площали Копенгагена в форме циферблата. Лёд медленно таял, напоминая людям о климатических изменениях. Спустя год художник повторил инсталляцию в Париже, а спустя четыре – в Лондоне.

В 2021 году Элиассон представил масштабную композицию в Версале. В Версальском дворце, в центре Большого Канала, до 30 октября был огромный фонтан-водопад. При взгляде с террасы Версаля фонтан пропорционален горизонту, а по мере приближения — возвышается над зрителем. Автор проекта хотел изменить основную концепцию Версаля: дворец, по мнению архитектора, должен не просто поглощать посетителей своим величественным великолепием, но и дарить силы для проявления ярких и потаенных чувств, желание открыться новому и неожиданному. Водопады уже выступали предметом его творчества: так, например, одна из самых известных его работ – это четыре рукотворных водопада, установленные в 2008 году в нью-йоркской бухте.

В своём творчестве Олафур Элиассон придаёт огромное значение свету и туману. Его первый световой эксперимент «Комната для одного цвета» (1998) предствлял собой коридор, оснащённый желтыми моночастотными лампами. Участники инсталляции оказываются в пространстве, заполненном одним единственным светом, который влияет на восприятие остальных цветов. Другая световая инсталляция была выполнена в 2002 году, и называлась «Комната для всех цветов на 360 градусов». Это была круглая световая скульптура, внутри которой участники теряли ощущение пространства и ощущали, что их поглощает интенсивный свет. Еще одна инсталляция, более поздняя – «Твой слепой пассажир» - была заказана датским музеем современного искусства «Аркен», и представляла собой тоннель длиной 90 метров. Сразу же при входе в тоннель посетителя окружал густой туман. При видимости всего в полтора метра, проходя по тоннелю, участники должны были задействовать все органы чувств, кроме зрения, чтобы ориентироваться в пространстве и среди других «пассажиров».

Одним из самых успешных его перфомансов является инсталляция «Проект погоды», которая была установлена в лондонской галерее Тейт Модерн в 2003 году, заполнив пространство Турбинного зала. Олафур использовал увлажнители для создания эффекта тонкого тумана с помощью сахара и воды, а также круглый диск, состоящий из сотен монохроматических ламп жёлтого цвета. Потолок зала был накрыт зеркалом, в котором люди могли видеть собственное отражение в виде крошечных черных теней, на фоне оранжевого светового массива, символизирующего солнце. Многие посетители выставки ложились на спину и размахивали руками. Искусствовед Брайан О’Догерти описал этот процесс, как «опьянённые собственным нарциссизмом зрители, размышляющие о себе, но при этом вознесённые в небо». Так же он отметил, что впервые увидел, как «чрезвычайно мрачное пространство, как гроб для гиганта, было максимально социализировано».

Ещё один проект Элиассона, связанный со светом, носит название «Ваш черный горизонт». Инсталляция была заказана британским архитектором Дэвидом Аджайе и демонстрировалась в 2005 году на острове Сан-Лораццо недалеко от Венеции. На территории монастыря был организован временный павильон для размещения выставки. Изнутри это была черная квадратная комната с одним единственным источником света – тонкой горизонтальной линией на уровне глаз зрителя, служащей разделением между верхней и нижней частью. Выставка была повторена в 2007 и 2008 году на острове Лопуд в Хорватии.

В мае 2011 году в датском городе Орхус открылся художественный музей ARoS Aarhus Kunstmuseum. На крыше музея расположилась работа Олафура Элиассона «Ваша радужная панорама», представляющая собой кольцо круглого коридора длиной 150 метров и шириной 3 метра, сделанный из стекла всех цветов спектра. Кольцо имеет диаметр 52 метра и установлено на колоннах высотой 3,5 метров. Посетители музея могут пройти по панораме, чтобы полюбоваться красотой города в самом разном цветовом сегменте.

Творчество Элиассона, связанное с природой, и особенно со светом, само по себе является рефлексией. Его детство пришлось на 70-е годы, когда в Исландии бушевал нефтяной кризис. Каждый день в 8 вечера в Исландии отключали электричество, оставляя лишь природный сумеречный свет окон. Ему удалось прочувствовать волшебное воздействие природного света на человека и уже во взрослом возрасте воплотить это в своём творчестве.

Список литературы

Лаур, А. Олафур Элиассон: искусство, формирующее реальность. URL: https://design-mate.ru/read/people/olafur-eliasson

Литература метамодернизма: стратегии и тактики идентификации. Культурный портал «LUDUS». URL: https://ludus.culturalresearch.ru/rubriki/art/literatura-metamodernizma-strategi/

Официальный сайт Олафура Элиассона. URL: https://olafureliasson.net/

Хрущёва, Н. Метамодерн в музыке и вокруг неё. М.: Рипол-Классик, 2020. 304 с.

Шевченко, Г. Метамодернизм для чайников. URL: https://portal-kultura.ru/articles/opinions/331444-metamodernizm-dlya-chaynikov/

Turner, L. Metamodernist Manifesto. URL: http://www.metamodernism.org/

5

Просмотров работы: 37