ИСТОРИЯ ФОТОИСКУССТВА. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИСТОРИЯ ФОТОИСКУССТВА. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ

Ермакова Д.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1822 году французским ученым Жозефом Нисефором Ньепсом было сделано первое устойчивое фотографическое изображение. Он установил на втором этаже своего дома новое им изобретение и сделал первую фотографию, где зафиксировал пейзаж за окном своего имения. После этого в истории развития фотографии стали появляться различные достижения. В 1839 Луи Дагером был сделан первый снимок людей, а Робертом Корнелиусом первое селфи, в 1840 году из обсерватории Нью-Йоркского университета было сделано фото Луны, а через пять лет зафиксировали изображение Солнца. В 1851 году появилась серия художественных работ, которую выполнил Джон Эдвин Майалл. Она была представлена в знаменитом Хрустальном дворце в Лондоне. На этих снимках Э. Майалл запечатлел изображения королевской семьи, размеры фото представляли собой визитные карточки. Возможно, он был первым фотографом, который считал себя представителем высокого искусства, а не человеком фиксирующим момент.

После выставки Э. Майалла другие авторы воодушевились на создание новых направлений фотоискусства. В это время появляются конкретные жанры портрет, пейзаж, натюрморт, выделяется направление экспрессионистического фото. Даже документальные образцы, представленные в газетах, получили свое переосмысление и возглавили ряд одних из величайших художественных фотографий XX века, которые выставлялись в значимых галереях 80-х годов.

Многие до сих пор спорят, можно ли считать фотографию за отдельный вид искусства? Конечно, когда появились первые фотоаппараты, сделать, а потом получить снимок скорее считалось за большой труд, чем за проявление творческой фантазии. Однако время неустанно бежит вперед и с каждым годом совершенство технического процесса достигало все новых и новых вершин, особенно большое значение сыграло появление в 1861 году цветной фотографии.

Обратимся к истории этого понятия. В первое время своего существования фотография не относилась к виду искусства, а представляла собой научно-технический процесс. Многие критики, художники и сами фотографы считали фотографию вспомогательным инструментов искусства подобно науке печати или стенографии. Однако рост сознания фото как искусства произошел благодаря выставкам, и вот на сегодняшний день – это «разновидность изобразительного искусства, в которой художник с помощью особых технических средств воплощает свой творческий замысел в виде изображений (снимков)» [6].

В своих первых работах фотохудожники активно использовали соединение принципов фото и живописи, придумав покрывать краской фотографию и проекцию со стеклянных позитивов на холст. Под этим же влиянием во второй половине XIX – начала XX вв. появляется направление пикториализма, где фото сближается с живописью и графикой. В начале истории пикториализма авторы снимков подражали живописному импрессионизму, применяя разфокусировку изображения, тем самым получая размытое изображение. В этом русле работали такие фотографы как Генри Пич Робинсон, Льюис Кэрролл. В России это направление представили Юрий Ерёмин, Алексей Мазурин, Сергей Лобовиков, Василий Улитин.

В начале XX века появляется направление конкретной фотографии, ее основателем считается Пол Стренд. Он первый сформулировал ее принципы. Прямая фотография или непосредственная фотография — это направление, основанное на отображении окружающей действительности в правдивой документальной манере, которое при обработке не должно трансформироваться. Для этого типа фото характерна подробная детализация и реалистичность в передаче цветовых оттенков. Одним из ответвлений конкретной фотографии считается документальное фото. Это направление ориентировано на изображение достоверного события.

В 1920-х годах на первое место выдвигаются фотографы Германии и России. Именно в этих странах появляется фотография «Нового видения». «Новое видение» представляет собой течение в художественной фотографии, связанное с использованием ракурсной съемки, абстрактных изображений и нестандартных фотографических техник. Это направление сформировалось под воздействием изобразительных приемов конструктивизма. Его представители исходили из того, что фотоснимки являются носителями нового сознания и новой художественной стратегии. В этот период истории фотография становится неотъемлемой частью практики художников европейского авангарда. Одними из самых ярких представителей были: Ласло Мохой-Надь, Беренис Эббот, Ман Рэй, Александр Родченко. В Советском Союзе в это время фотоискусство было связано с направлением социалистического реализма. Одним из известных автором был Наум Грановский.

К концу XX века фотоснимки стали предметом коллекционирования и это считается отдельной страницей в истории фотографии. С одной стороны это явление приобрело и закрепило за собой массовое распространение, с другой – стало цениться как антикварная вещь в виде сборников коллекционных изданий.

В XXI веке занятие фотографией, как за рубежом, так и в России является наиболее распространенным видом деятельности среди людей разных поколений. С появлением цифровых камер фотография стала доступна любому человеку. Сделать выразительное фото можно даже с помощью обычного смартфона. Но такой кадр будет редкой удачей фотографа. Невозможно таким образом поставить производство художественной фотографии на высокий уровень. Также необходимо вникать в тонкости работы фотоаппарата, на что тоже не каждый захочет потратить своё время. Из-за всего этого Интернет заполоняют фотографии, не вызывающие у зрителя никакого интереса. В качестве домашнего фото они вполне годятся, но не более того

Любой профессиональный фотограф обзаводится большим количеством техники. В некоторых случаях она требуется лишь для экономии времени. Техника и искусство фотографии в наше время стали неразрывно связаны. Главным помощником фотографа является компьютер, на нём обязательно будет установлен графический редактор, в котором снимки доводятся до совершенства. Ни одна фотокамера не делает безупречные кадры, поэтому от технических огрехов (размытости, зернистости, нарушения баланса цвета) следует избавляться.

В XXI веке появились новые жанры фотографии. К существовавшим уже видам добавляется уличное фото, репортаж, репродукция, макрофотография, ночная съемка, свадебная фотография, фотоохота. Разделяются между собой и сами фотографы по виду избираемого объекта в качестве экспозиции. Так появились фуд-фотографы, фотографы предметной съемки, фотографы путешественники, свадебные фотографы.

В современности так же существуют различные выдающиеся художники кадров, среди которых можно упомянуть Анри Картье-Брессон, Энни Лейбовиц, Стива МакКарри, Татьяну Михину, Ольгу Отченашину. Современный фотограф, используя традиционные параметры фотоаппарата, добавляет современные возможности фотошопа и светоотражателей, тем самым находя для каждого снимка новые ракурсы и возможности передачи света.

В наше время распространены всемирные выставки фотохудожников. В этом году в галерее классической фотографии открылась персональная выставка «Единство контрапункта» фотографа и художника, музыканта и композитора, режиссера театра и кино Стаса Намина. Экспозиция представляет собой более ста фоторабот, созданных Наминым в разные годы. Фотографии охватывают все темы, направления и техники его творчества — от монохромных снимков (первые сделаны «на пленку» еще в середине 1960-х) до работ с использованием Digital Art. С 21 октября по 7 ноября этого года уже прошла фотовыставка «Семеро по лавкам», автором ее является Александр Гилов. Эти работы являются своеобразным альбомом, просматривая который, каждый вспоминает своё детство. В экспозицию включены тридцать три детских портрета, снятые в разное время и в разных уголках мира. Как мы видим, тематика персональных выставок может быть совершенно любой: красоты природы, дети, хроника различных значимых событий, определенный аспект жизни и многое другое. Автор сам выбирает направление, которое для него наиболее интересно в данный момент. Как правило, увлечения именитых мастеров находят отклик в душах многих ценителей фотографии. Некоторые мероприятия интересны только специалистам в той или иной сфере, другие же рассчитаны на широкий круг зрителей различных возрастов.

Яркий пример тематической выставки, посвященной жизни, которая кардинально отличается от привычной суеты большого города, — авторский проект Алексея Мякишева «Колодозеро». Эта фотовыставка посвящена небольшому, но очень колоритному поселению в Карелии, его истории, жителям, красотам природы. Посетив экспозицию в центре фотографии, любой житель или гость Москвы сможет погрузиться в быт людей, живущих далеко от столичного шума и толчеи. В этот особый мир, созданный сплетением великолепной природы и искренней веры.

Еще один интересный фотопроект – «Новая Земля. От Ледника Розе до залива Абросимова». Посетив эту фотовыставку, можно увидеть воочию красоты Арктики, оценить ее суровость, силу и прелесть. Она будет интересна и взрослым, и детям, ведь это простейший и самый доступный способ наблюдать арктические пейзажи своими глазами в комфортной обстановке.

На сегодняшний день разрабатываются и осуществляются различные фото проекты. Татьяна Михина молодой фотограф, чьи работы сфокусированы на движении тел, работает с профессиональными танцорами из Большого театра, театра Станиславского и Немировича-Данченко. Фотограф Кевин Эбош является создателем проекта «Подбираясь ближе», где оригинальной идеей является передача натюрмортных изображений на черном фоне с ярко подчеркнутым контуром. Барри Костон представитель фотографов-путешественников и владелец выставки «Природа вещей» изображает предметы в своем первозданном виде.

Выставки в галереях современного искусства регулярно обновляются, постоянно появляются новые проекты и мероприятия, чтобы самый искушенный зритель всегда мог найти что-то подходящее и интересное для себя, чтобы новичок с легкостью приобщился к миру фотографии. Это замечательный способ проведения досуга и с интересом, и с пользой. Такие мероприятия расширяют кругозор, позволяют узнать много нового, необычного, увидеть привычный окружающий мир с абсолютно неожиданной стороны.

История фотографии насчитывает около 200 лет существования и в каждый период времени знаменуется своими жанрами и стилями. Именно в XXI веке, когда все люди активно пользуются социальными сетями, а именно Instagram, Facebook, Вконтакте фотография существует в двух вариантах как любительский и профессиональный тип. В современное время разнообразны виды и стили фотоискусства, и они появляются вплоть до сегодняшнего дня. Так уже развивается отдельное ответвление айфонографии, связанное с моделью телефонов Iphone. Фотография и фотоискусство навсегда укоренились в жизни современного человека, ведь каждый стремится запечатлеть самые сокровенные моменты своей истории, а великие делают из этого искусство.

Список литературы

1. Гройс Б. В потоке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 218 с.

2. Диалог искусств // Журнал московского музея современного искусства. Вып. 1, 2019. 148 с.

3. История фотографии от первого дагерротипа до первого поста в Instagram. URL: https://zakon.kz/4968631-istoriya-fotografii-ot-pervogo.html

4. Когда фотография становится искусством. URL: https://cameralabs.org/4931-kogda-iskusstvo-stanovitsya-nezabyvaemoj-fotografiej-52-primera

5. Уорд О. Искусство смотреть. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 176 с.

6. Фотография – искусство, доступное каждому. URLhttps://veryimportantlot.com/ru/news/blog/fotografiya

7. Фотография в искусстве от истоков до «айфонографии». URL: https://rosphoto.com/report/fotografiya_v_sovremennom_iskusstve_ot_istokov_do_ayfonografii-8079

8. Фотография как искусство. URL: https://nrtv.ru/article/iskusstvo/Fotografija-kak-iskusstvo

Приложение

Представитель направления конкретной фотографии Пол Странд «Базарный день, Лудзара, 1953 г.»

Татьяна Михина российский фотограф, член союза фотохудожников

Барри Костон английский фотограф «Всегда с цветами» (2018 г.) Выставка «Россия: далеко не черно-белая»

Стас Намин фотография с фотовыставки «Единство контрапункта»

7

Просмотров работы: 1425