МНОГОЛИКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ (2-Я ПОЛОВИНА XX – НАЧАЛО XXI ВВ.). ТВОРЧЕСТВО ИЛЬИ КАБАКОВА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МНОГОЛИКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ (2-Я ПОЛОВИНА XX – НАЧАЛО XXI ВВ.). ТВОРЧЕСТВО ИЛЬИ КАБАКОВА

Можегова В.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отечественный концептуализм 1970-х – 1980-х годов – достаточно яркое и последовательное его проявление, получившее признание во всем мире. Течение, которое стало новым этапом в развитии искусства XX века. Концептуалисты обращали свое внимание не на образы, а на идеи. Объединяя постмодернизм и структурализм, художники-концептуалисты значительно расширили восприятие произведения искусства и обозначили важную роль зрителя в интерпретации художественных объектов. Концептуализм в России возник и развивался в столице. Таким образом, он получил наименование «московский концептуализм».

Московский концептуализм продолжал традиции западного, но немного отличался. В СССР концептуализм был маргинализирован, сказывались отсутствие выставочных залов, неприятие и преследование со стороны власти, «железный занавес» и другие социокультурные реалии. Помимо этого, стоит отметить важную роль личности художника, или группы художников, которые были объединены под общим определением концептуалистов. Московский концептуализм – одно из наиболее интересных направлений в русском искусстве второй половины ХХ века. Достаточно сильное влияние на следующее поколение художников оказали представители московской концептуальной школы. В последние годы, интерес к концептуализму возобновился и это явление можно рассматривать уже в историческом аспекте. Сменился политический строй, вместе с ним полностью изменилась и культурная обстановка в стране. Появилось большое количество галерей, институт кураторства, художественный рынок. Все это позволяет осмыслить роль и место московского концептуализма в отечественной и мировой культуре.

Один из художников московского концептуализма является Илья Кабаков.

Илья Кабаков родился в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью он попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу. И в 1951 году и поступил на отделение графики в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, где занимался в мастерской у профессора Б.А. Дехтерева. Кабаков окончил институт в 1957 году.

С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгиз», и для журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», «Малыш». Именно книжная иллюстрация дала Илье Кабакову выход из академизма.

Творчество Ильи Кабакова

В 1965 Илья Кабаков начинает участвовать в выставках и делит свою мастерскую с одним из представителей сюрреализма Ю. Соостром. В ней собирались люди неофициальной культуры, для обсуждений и творческих дискуссий. Мастерская Ильи Кабакова сыграла большую роль в формировании московского концептуализма. Позже Кабаков записывал свои воспоминания о жизни арт-сообщества того времени («60-е – 70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве». Вена, 1999).

В серии «Душ» (1964) сначала появляется рисунок человека под душем, затем фигура становится «модулем» со своим окружением – появляются физические и математические формулы. В 1965 году эта серия была выставлена в Италии, и именно она поссорила его с советским правительством. На полотне изображен человек, стоящий под лейкой душа, но вода, которая льется из нее, не касается его. По мнению критиков, эта работа символизировала недостаток материальных ресурсов при коммунистическом режиме, и они окрестили Кабакова голосом антисоветского поколения. Но Кабаков, придерживаясь точки зрения, который высказал сам Самюэль Беккет, утверждал, что он просто изобразил человека, который постоянно чего-то ждет.

«Рука и репродукция Рейсдаля» (1965) – идея плохой вещи, в коробе – плохая репродукция и пластмассовая рука. Это та же эстетическая операция, что и у Дюшана – изменить конвенцию природы эстетического знака. Кабаков данной работой утверждает, что графическое мастерство возможно, но не нужно.

В 1970-е годы — член объединения художников «Сретенский бульвар» (Москва). Кабаков придумал новый жанр – альбом – набор листов с рисунками и текстами. И с 1970 по 1976 годы он рисует 55 альбомов для серии «Десять персонажей». Первым альбомом стал «Полетевший Комаров». Цикл, который впоследствии журналисты называли «концептуалистским комиксом», создавался специально для домашнего просмотра: это был неофициальный проект.

В 1972 году Кабаков создает работу «Ответы экспериментальной группы», говорят, что эта работа была самой первой при советском концептуализме. В ней уже нет никаких картинок, а только записанные фразы. Игра с языком — это чистый концептуализм, такой, каким он был в это время и на Западе. Но кабаковская работа тесно связана с окружавшей его советской культурой. Это пародия на эстетику объявлений, расписаний и таблиц. Местоимение «он» — это постоянно повторяющийся элемент во всех ячейках таблицы, и каждый раз моделируется какой-то отдельный «он». Текст вытеснил изображение, но оно не исчезло насовсем.

В 1980 году Кабаков сосредоточился на инсталляциях, в которых обыгрывал быт и жизнь коммунальных квартир, и для этого использовал обычный мусор. В 1982 году Кабаков создаёт одну из своих самых знаменитых инсталляций – «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году.

Впоследствии Кабаков стал называть такие проекты «тотальными инсталляциями». 1970-е, когда Кабаков запускает из самодельной катапульты маленького человека из коммуналки в Космос – это вообще-то расцвет позднесоветской фантастики: Тарковский снимает «Солярис», но вместе с тем это и время, когда советская идеология утрачивает свой утопический потенциал, а космос из стремительно вспыхнувшего будущего становится частью отживающей системы. Индивидуальный побег в космос совершается втайне, как личный проект, персональная утопия безымянного сумасшедшего. Комнатка улетевшего в космос решена в жанре документального свидетельства, завораживающий эффект остановленного времени. Зияющая дыра в потолке – знак разрыва, и Кабаков строит свою систему изобразительного пространства на разрыве между реальностью и мечтой – абсолютной белизной свободного сияния белого. Мушиные работы у Кабакова особенно часто встречаются в 80-х и 90-х. Борис Гройс считает, что в творчестве художника мухи играют роль ангелов. Но это скромные и ни на что не претендующие ангелы атеистической эпохи застоя. Муха Кабакова – знак ничтожности и тупой неизменности быта. Попадая в центр внимания двух случайных коммунальных соседей, она провоцирует их на разговор, который ничего не значит. Происходящее бессмысленно.

Интересные факты жизни Ильи Кабакова

Каждый раз, когда Кабаков берется за кисть и пишет маслом, он выдумывает себе персонажей или лирических героев. Например, таковой является серия картин «Праздники» (1987). Она как будто бы написана воображаемым соцреалистом-халтурщиком. Быт молодой семьи, уборка урожая, и другие сюжеты из советской иконографии будто бы сделаны для праздничного стенда в ДК. Но ощущения праздника нет, так как холсты пролежали в мастерской много лет и краски потускнели. Тогда этот воображаемый художник наивно украсил поверхность холстов цветными фантиками, надеясь оживить картины. Кабакову эти фантики, понятное дело, нужны, только чтобы сильнее обострить отчужденность от официальной советской живописи.

В 1987 году Кабаков получил первый зарубежный грант – от австрийского объединения Graz Kunstverein — и построил в Граце инсталляцию «Ужин».

Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры. В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов), и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.

С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский музей современного искусства, кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе. 1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.

Одна из ранних эмигрантских инсталляций Кабакова «Красный вагон» (1991) была сделана для дюссельдорфского Кунстхалле. Кабаков умело создавал тотальный образ необыкновенной и пугающей страны, из которой он прибыл. И его проекты для европейских и американских музеев рассчитаны именно на пересказ советского опыта западному зрителю. «Вагон» следовало читать как метафору трех ступеней развития советской культуры, как ее понимал Кабаков. На входе в вагон стоит сложная, напоминающая конструкции Лисицкого лестница, идущая в небо, — это стремящаяся в будущее утопия авангарда. Внутри вагона темно, вместо окон висят соцреалистические холсты и играют бравурные сталинские марши 30–40-х годов — это искусственная ширма социалистического реализма. А на выходе из вагона валяется груда мусора, оставшаяся от постройки вагона, — это послевоенные руины сталинской культуры.

Если «Человек, улетевший в космос» — это фантазия о побеге в прекрасное и свободное будущее, то «Туалет» (1992) — это уже ретроспективный взгляд из «нормального настоящего» в сюрреалистическое прошлое. Сравнение советской жизни с уютно обустроенным общественным сортиром — благодаря своей предельной понятности — пользовалось в западных музеях огромным успехом.

Получив на Западе ресурсы для конструирования целых миров, Кабаков дал волю своим демиургическим амбициям и немедленно сделался повелителем мух — «Жизнь мух» (1992). Он развил тему, которая встречалась у него до того только в рисунках, до настоящего монументального эпоса. Это было уже не одинокое маленькое насекомое, а целая мушиная цивилизация со своей историей и таинственными законами, по которым строились траектории полетов мух, способных образовывать в пространстве отдающие эзотерикой фигуры.

«Игра в теннис» (1996) – в теннис Кабаков играл два раза. В первый раз с художником Павлом Пепперштейном, концептуалистом младшего поколения. А второй раз — с философом Борисом Гройсом, который изобрел термин «московский романтический концептуализм». Оба были его давними друзьями и собеседниками. Работа, ясное дело, не про спорт, а про интеллектуальное соперничество и состязание остроумий. В теннис никто из участников играть не умел — зато в беседах об искусстве все были большие профессионалы. На черных досках мелом были записаны умные диалоги Гройса и Кабакова — а по итогам подач подводился счет.

Кабаков рассказывал, что, когда он рисовал детские иллюстрации на незнакомую тему — скажем, когда надо было изобразить эскимосский чум или какое-нибудь тракторное производство, — он представлял себе свой предмет так, как будто он смотрит на него сверху, из космоса. Затем, спускаясь в своем воображении все ниже, он мог уже рассмотреть и зарисовать детали. Привычка смотреть на все с точки зрения верховного существа осталась у Кабакова и в искусстве. Знаменитый «Табурет» (2001) сделан именно с этой позиции.

В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей». В июне 2004 года в Эрмитажев здании Главного штаба открылась выставка Ильи Кабакова и его жены Эмилии (они женаты с 1992 года) «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину». Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые, по словам Михаила Пиотровского, положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства. В декабре все того же 2004 года московская галерея «Стелла-Арт» показала девять инсталляций Кабакова, сделанных в 1994-2004 годах.

Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в нее была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.

Грандиозной персональной выставкой «Альтернативная история искусств» открылся в 2008 году «Гараж». Ее можно считать апофеозом кабаковского трикстерства. Все огромное пространство Бахметьевского гаража было отдано под тщательно сделанную ретроспективу трех выдуманных художников — Шарля Розенталя, Игоря Спивака и Ильи Кабакова, — от имени которых настоящий Кабаков наделал неимоверное количество огромных холстов, написал им подробные биографии и даже сочинил про них занудные искусствоведческие статьи. Со своей манией тотальной всеохватности в этом проекте Кабаков попытался объять всю логику развития советского искусства разом.

Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины ХХ века.

В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов). В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 445 тысяч долларов. Осенью 2008 года в Москве была показана самая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Экспозиция демонстрировалась сразу на на трех площадках: ГМИИ имени Пушкина, центр современного искусства «Винзавод» и центр современного искусства «Гараж».

Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «тотальная инсталляция».

Живёт и работает в Нью-Йорке (на Лонг-Айленде) с 1988 года. С 1989 года работает в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд. Леках, род. 1945, Днепропетровск).

Список литературы

Бобринская, Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. 216 с.

Кабаков, И. И. 60-е – 70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. М.: Новое лит. обозрение, 2008. 368 с.

Кабаков, И. И. Диалоги (1900–1994) / И. Кабаков, Б. Гройс. М.: Ad Marginem, 1999. 191 с.

10

Просмотров работы: 29