Введение: В современном мире всё более стремительно развивается тенденция роста числа подростков с девиантным поведением, распространения вредных привычек в раннем подростковом возрасте, увеличения семейных проблем, влияющих на психику ребёнка, рост подростковой преступности. Об этом говорит статистика: с начала 2021 года на 30% выросло количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, которые совершены несовершеннолетними, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В частности, дети фигурировали в 329 уголовных и 400 административных правонарушениях [5]. В связи с этим, данная тема является актуальной для нашего времени. Молодёжь всё менее активно перенимает социальный опыт старшего поколения, что приводит к потере этических ценностей и идеалов. Всё это оказывает существенное влияние на социализацию личности и на состояние общества в целом.
Сущность девиантного поведения
Важно отметить, что девиантное поведение наиболее характерно, в современном обществе, для подростков как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. Понятие отклоняющегося поведения означает социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Оно является синонимом девиантного поведения. Для более полного понимания этого понятия стоит рассмотреть его с точек зрения разных авторов.
В связи с тем, что моим направлением обучения является «Социальная работа», мне наиболее близки позиции Е.И. Холостовой и П.Д.Павленка – учёных и специалистов в области социальной работы.
Е.И.Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» [7].
По мнению, П.Д. Павленка девиантное поведение может трактоваться
в двух значениях: «Во-первых, как поступок деятельности человека, не соответвующий официально установленным или фактически сложившимся нормам в данном обществе; во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или сложившимся нормам» [6].
Л.А. Азарова и В.А. Сятковский имеют две точки зрения при рассмотрении понятия «девиантное поведение». Л.А.Азарова придерживается позиции медицинской нормы на оси «здоровье –предболезнь – болезнь». В.А.Сятковскому близка мысль, что отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция». Более правильно учитывать обе точки зрения, поскольку понятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер и является предметом изучения психологии, медицины, педагогики, социологии. Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (правилам, традициям и социальным установкам) [1;с 31].
По мнению Ю.А. Клейберга, девиантное поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в поступках, поведении (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций [3].
Согласимся с мнением Е.В.Змановской, что девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [2].
Таким образом, под девиантным поведением следует понимать такое отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение, которое наносит вред, как самому человеку, так и обществу в целом.
Типы и формы девиантного поведения
Выделяют следующие типы девиантного поведения:
Аддиктивное – форма поведения, заключающаяся в стремлении изменить своё психическое состояние с помощью каких-либо веществ, концентрации внимания на определенном виде деятельности (например, игровая зависимость);
Делинквентное – противоправное поведение, выраженное действиями человека и наносящее вред окружающим (например, хулиганство);
Поведение на базе гиперспособностей – отклоняющееся поведение человека, выраженное в его способностях, которые превышают среднестатистическую норму (одарённость);
Психопатологическое – отклоняющееся поведение на основе психических расстройств и заболеваний (например, галлюцинации);
Патохарактерологическое – отклоняющееся поведение человека, выраженное в патологических изменениях его характера (например, завышенная самооценка)[4].
В.Д. Менделевич выделяет такие формы девиантного поведения как:
Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.
Аутоагрессия (суицидальное поведение) – осознанная или неосознанная активность, нацеленная на причинение себе вреда в физическом и психическом плане;
Употребление опасных веществ, влияющих на психику человека;
Безнравственное и аморальное поведение и т.д. [4].
Вывод
Таким образом, в статье было рассмотрено понятие «девиантное поведение» с позиций разных авторов. Кроме того, приведены его возможные типы и формы.
Список литературы
Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. – 290 с.
Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. - Москва: Городец, 2016. – 385 с.
Статистические данные [Электронный ресурс] – URL: - http://krossbox.ru/trudovoe-pravo/2193-statistika-po-deviantnym-detyam-za-2021-god.html#statistika-po-deviantnym-detam-za-2021-god/ (дата обращения 04.02.2022).
Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; отв. ред. П.Д. Павленок. — Москва: ИНФРА-М, 2020. – 167 с.
Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М: «Дашков и К», 2017. – 220 с.