Еще сравнительно недавно термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная. Обучение подвержено изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста должно быть максимально ориентировано на становление его индивидуальности, развитие творческого мышления, личностных качеств и ключевых компетенций. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает студентов к современным методам работы с информацией, даёт возможность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач, профессионального и личностного развития. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств, формированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованию.
В виду того что, в настоящее время преподавание специальных дисциплин по ИЗО предусматривает большое количество метапредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала. В сложившейся ситуации преподавание любых дисциплин, в том числе и творческих, невозможно себе представить без использования компьютера. Эффективность применения информационных технологий на учебных занятиях не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает педагогу повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность. Принцип наглядности – это главное организующее положение всего целостного процесса педагогического воздействия и обучения. Значение принципа наглядности бесспорно и особенно важно в преподавании изобразительных дисциплин. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.
Одним из активных методов обучения, основанным на принципе наглядности и предполагающим использование компьютерных технологий, является создание и применение мультимедийной презентации. Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. Презентация тем эффективнее, чем в большей мере в ней используются возможности мультимедиа технологий. Их цель – за короткий срок донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Уникальность мультимедийной презентации заключается ещё и в том, что она может использоваться на всех типах занятий – на вводной и обзорной лекции, на комбинированном и практическом занятии, на семинаре и во внеурочной деятельности. С её помощью можно изучать новый материал, повторять и обобщать ранее изученное, формировать и закреплять практические умения и навыки, осуществлять контроль знаний и уровень сформированности ключевых компетенций, выполнять творческую деятельность.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебной работы, тем самым повышают интерес к исследованию и творчеству. Студенты сами с большим желанием создают и демонстрируют презентации. Дальнейшее использование презентаций, выполненных студентами в процессе формирования личного портфолио, выполнения и защиты курсовых и дипломных проектов, проведения уроков и воспитательных дел в ходе педагогической практики, позволяет повысить интеллектуальный уровень обучающихся, расширить их познавательные и творческие способности, сформировать общепрофессиональные и специальные компетенции. В исследовательской работе студент полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя знания.
Создание и использование мультимедийных презентаций имеет ряд преимуществ:
– служит одним из показателей эффективной методической работы преподавателя;
– позволяет создать условия для формирования учебно-поисковой самостоятельности студентов;
– повышает учебную мотивацию обучающихся за счет вовлечения их в процесс создания и применения мультимедийных презентаций в собственной профессиональной деятельности;
– дает возможность обмена опытом между студентом и преподавателем.
Таким образом, использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сформировать профессионально-значимые компетенции будущего специалиста, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность педагога.