ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ ANKI В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ ANKI В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ

Дубровина С.С. 1
1ФГБУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Anki (от яп. 暗記 — запоминание) – программа для облегчения запоминания слов, выражений и любой другой информации с помощью интервальных повторений [3].

Данную программу следует использовать для эффективного запоминания различной информации. В основу программы положены идеи активного запоминания и интервального повторения.

Активное запоминание включает в себя разбивку текста на смысловые части, придумывание заголовков для них, определение взаимосвязей, постановка вопросов. При таком виде запоминания, мы при виде вопроса – стараемся вспомнить ответ [1].

Вторая идея – интервальное повторение. Суть заключается в том, что информацию, которую мы запоминаем, необходимо со временем повторять через определенные, увеличивающиеся со временем интервалы. Они рассчитываются индивидуально и напрямую зависят от функционирования мозга [2].

При изучении школьных разделов биологии ученики сталкиваются с большим количеством терминов и понятий, которые необходимо знать и правильно применять. Кроме того, огромное количество учебного материала по биологии сопровождается множеством различных схем и рисунков, позволяющим лучше усвоить информацию. Программа Anki позволяет использовать изображения, звуковые и видеофайлы, а также научные формулы для активного запоминания биологической информации [4].

Данная программа позволяет реализовать эти возможности, поскольку, в системе интервальных повторений каждый раз, когда школьник отвечает на вопрос, он сообщает программе, как хорошо удалось вспомнить ответ. Программа использует этот отзыв для принятия решения о том, какое время следующего показа карточки является оптимальным, программа покажет эту карточку снова, чтобы ребенок смог освежить знания в памяти.

Именно на основе этих приёмов и строятся функции программы Anki. Основу базы данных программы составляет список записей. Каждая запись является набором полей со словами, определениями, произношениями и т. п., из которых по указанным в базе шаблонам автоматически создаются карточки. Поля могут содержать изображения, звуки (с версии 0.9.9.6 поддерживается запись), видео (с версии 0.9.9.8.2). Anki может делать так, чтобы разные карточки, сгенерированные из одной записи (например, «картинка → слово» и «слово → картинка»), не появлялись подряд (в версии 1.x время настраиваемо; с версии 2.0.21 они по умолчанию откладываются до завтра, отложенные можно вернуть заранее). Доступна для пользователя настройка и многих других переменных [3].

Программа представляет собой систему карточек – пара «Вопрос – Ответ». Например, при изучении основ ботаники, цитологии (на примере строения растительной клетки) можно увидеть такой вопрос: «Пигмент зеленого цвета?».После того, как учащийся подумает и решит, что ответ – «хлорофилл», нужно кликнуть по кнопке «Показать ответ». Далее требуется обратная связь для программы, необходимо отметить на сколько сложно было вспомнить ответ на вопрос, чтобы программа Anki рассчитала время, когда карточку следует показать снова. Для этого существуют кнопки оценивания успешности вспоминания ответа: «Снова» показывает карточку через минуту; «Трудно» через 6 минут; «Хорошо» через 10 минут; «Легко» через 4 дня (если используется кнопка «Легко», то карточка не показывается, как трудно воспроизводящаяся). Для составления карточек можно использовать так же фото, видео и аудио [3].

Так, учащимся с 5 по 9 классы при усвоении терминов, имеющих разные корни происхождения удобно использовать карточки Anki, которые помогут запомнить происхождение как целого термина, так и его смыслового корня. Школьники могут составить карточки с основными терминами (корнями), например, при изучении понятия «фотосинтез» используют перевод с греческого: «фото» – «свет» и синтез «соединение», а в термине «фотолиз», кроме известной части «фото» – «свет» добавляется «лиз» (лизис) «разрушение, разложение», с помощью таких средств возможно активное запоминание терминов и осмысленное формулирование биологических понятий, которые должны быть использованы учениками на протяжении всего школьного обучения. Особые сложности, учащиеся испытывают, когда изучают жизненные циклы разных представителей царств живой природы. Для лучшего запоминание массивной информации о процессах и явлениях в живых системах хорошо себя зарекомендовали схемы–опоры, благодаря которым можно, как изучать данные о развитии живого организма, так и закреплять, преобразовывать полученную информацию при решении новых, нетипичных заданий или задач.

Таким образом, данная программа позволяет грамотно и рационально организовать свою самостоятельную деятельность при изучении школьной биологии, добиться успехов при освоении активных приемов запоминании специфической научной информации, а также развитии грамотной биологической речи.

Программа Anki является бесплатной версией для компьютеров и Андроида, позволяет использовать фото, видео и аудио ресурсы, отличается лёгкостью в использовании. Для современных школьников, в век высокой информативности, особо актуальным становится способность быстро и эффективно запоминать, усваивать и применять новую информацию.

Список литературы:

1. Дудин, К. Б. Память, как у слона. Как быстро прокачать свою память, даже если вы регулярно забываете выключить утюг или закрыть дверь / К.Б. Дудин. – Текст : непосредственный // Издательство АСТ — Москва, 2019. — С. 8-284 – Текст : непосредственный. (дата обращения 15.10.2021).

2. Еремеева Г. Р. Метод интервальных повторений при изучении иностранного языка / Еремеева Г. Р., Баранова А. Р. // Научно-популярный журнал Scientific Journal - 2016. - № 7. - С. 1-5. – Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1828415928/Eremeeva_G._R.___Baranova_A._R._.pdf - 21.06.2016. – Текст : электронный. (дата обращения 20.11.2021).

3. Damien Elmes, перевод Дмитрий Михеев Руководство по ANKI // – 2018. – Режим доступа: https://lingvo2.ru/docs/anki/ – 2018-01-30. – Текст : электронный. (дата обращения 16.11.2021).

3. Damien Elmes, перевод Дмитрий Михеев Руководство по ANKI [Электронный ресурс] // 2018 https://lingvo2.ru/docs/anki/ (дата обращения 07.12.2021).

4. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. – Текст : непосредственный // Академия развития — Ярославль, 1996. — С. 5-240 – Текст : непосредственный. (дата обращения 10.12.2021).

Просмотров работы: 13