Компоненты и этапы организация помощи лицам с нарушениями речи в системе здравоохранении - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Компоненты и этапы организация помощи лицам с нарушениями речи в системе здравоохранении

Самарина И.Г. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Детям, имеющим нарушения речи, оказывается помощь как в образовательных учреждениях, так и в системе здравоохранения. В последнем случае она осуществляется в следующих учреждениях системы здравоохранения: логопедические кабинеты при детских поликлиниках; стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированные центры медицинских институтов; детские санатории; специализированные ясли для детей с речевыми нарушениям.

Система помощи включает в себя следующие компоненты: педагогическое, психологическое и логопедическое воздействие на ребенка.

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи осуществляется с учетом возраста ребенка. В процессе оказания педагогической помощи детям дошкольного возраста реализуются следующие разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование [2; с.154]. Педагогическая помощь школьникам оказывается как в специальных школах V вида, так и в школах общего типа. В зависимости от уровня развития речи и психофизиологических особенностей предоставляется вариативность выбора формы и содержания образования. Сущность педагогической помощи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи заключается в усвоение детьми языка как средства коммуникации и орудия познавательной деятельности. Далее, на этой основе, изучаются учебные предметы, преподаваемые в школе. Для овладения ими педагог подбирает определенные методики и приемы работы с детьми. Обучение в специальной школе направлено на обучения, развития и коррекции имеющихся у ребенка недостатков.

Логопедическое воздействие на ребенка с нарушением речи осуществляется с учетом его индивидуальных особенностей и уровня развития речи. Основной целью оказания логопедической помощи является коррекция звуковой стороны речи. К задачам логопедической помощи относятся следующие: развитие коммуникативных навыков устной речи; коррекция речевого нарушения; развитие фонематических процессов; развитие лексической и грамматической сторон речи; подготовка к обучению в общеобразовательной школе.

При организации логопедической работы используются следующие формы: индивидуальная, групповая и подгрупповая. Продолжительность проводимых логопедом занятий напрямую связана с степенью речевого нарушения, возрастом детей, их индивидуальных особенностей. Логопедические занятия планируются в соответствии с образовательными программами, которые отвечают требованиям государственного образовательного стандарта.

Психологическая помощь состоит из следующих элементов: психодиагностика и различные методы воздействия на пациента, такие как психокоррекция, психотерапия; психоконсультирование, психопрофилактику и другие [1; с.204]. Целью оказания психологической помощи является нормализация, насколько это возможно, отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизация механизмов психической адаптации, а также профилактика нервно-психических расстройств. Возможно также преодолениесенсорнхе и когнитивных недостатков, развитие правильного поведения у ребенка. Психологическую помощь, в зависимости от того каких средства используются специалистом, делится на игровую, двигательную, телесную, сказкотерапию, музыкотерапию и так далее. Данный вид воздействия на ребенка помогает преодолеть различные страхи и фобии детей, развивать личностные качества, активности и жениние участвовать в общественной.

При оказании помощи ребенку применяются различные виды деятельности. К ним относятся следующие: рисование, лепка, конструирование, театрализованная деятельность, моделирование и другие. для каждого из детей индивидуально подбирается тот или иной вид деятельности в зависимости от возраста, психофизиологических и индивидуальных возможностей. Рисование позволяет развивать общую и мелкую моторику, подготавливает ребенка к письму, развивает навык ориентировки на листе бумаги. Театрализованная деятельность формирует навык взаимодействия с окружающими людьми, развивает речь и когнитивные функции ребенка (память, внимание, мышление и другие). Лепка также способствует развитию мелкой моторики, воображения и прививает детям эстетические ценности. Все перечисленные виды деятельности имеют большое значение при работе с ребенком. С одной стороны, их выполнение интересно детям, с другой – способствует развитию различных навыков и умений.

Для детей и взрослых организуется здоровьесберегающая деятельность. При работе с детьми она включает в себя применение игровой системы, организацию учебно-воспитательного процесса, распределение уроков в расписании и другое. Использование игровой системы позволяет решать проблему мотивации, развития учащихся, их социализацию, а также включается элементы здоровьесбережения. В процессе игры через общение происходит формирование мировоззрение у детей, возникает потребность воздействия на мир, ребенок научается адекватно воспринимать все происходящее вокруг. Также, в процессе игры, задействованы различные группы мышц, что оказывает благоприятное влияние на здоровье. Планирование и распределение уроков в расписании осуществляется с учетом возраста детей, предотвращение усталости и большой нагрузки на детей.

Здоровьесберегающие деятельность по отношению ко взрослым людям включает в себя следующие основные компоненты: ведение правильного образа жизни, правильное питание, развитие двигательной активности и другие. Тот образ жизни, который ведут многие современные люди не соответствует здоровому образу жизни. Это связано с гиподинамией, большой загруженностью, утомляемостью, перенапряжение и другими факторами. Они негативно влияют на здоровье человека. К образу жизни предъявляются следующие требования: занятия спортом, правильное распределение дел в течении дня, снятие возникающих в течении дня стрессов. Также необходимо правильно питаться. В рацион человека должны входить все необходимые витамины. Все перечисленные требования будут благоприятно отражаться на здоровье человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходима помощь со стороны различных специалистов - педагогов, психологов и логопедов. Каждое из направлений помощи ребенку призвано решать определенные задачи и цели в зависимости от возраста, индивидуальных и психофизиологических особенностей ребенка. Также важно уделять должное внимание здоровьесберерающим технологиям. Они оказывают положительное влияние на человека.

В настоящее время лечебная педагогика выступает как наиболее интенсивно разрабатываемая научно-практической дисциплина. Она имеет важное значение при оказании помощи детям. Оказывать лечебно-педагогическую помощь необходимо как можно раньше. Это позволяет получить наиболее эффективные результаты работы. Также необходимо привлекать к участию в данной работе и родителей ребенка.

Лечебно-педагогический комплекс призван решать следующие задачи стимуляция и коррекции развития эмоциональной, познавательной сфер, психомоторики, речи и личности ребенка. Также он включает в себя организацию профилактической работы с детьми и их семьями. Его реализация осуществляется с учетом следующих принципов: необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку; системность; единство лечебного и педагогического процессов.

Лечебная помощь может оказываться в стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированные центры медицинских институтов; детские санатории и других организациях. В этих стационарах реализуется такая практика, как приглашение родителей на открытые занятия с детьми и ознакомление их с наиболее простыми приемами закрепления логопедической работы.

Лечебно- педагогическая работа проходит в несколько этапов [3; с.278]. Их выделено 4.

I этап - организационный. При поступлении детей в логопедическое учреждение следует познакомить родителей с особенностями режима стационара, рассказать о родительских днях, о сроках пребывания ребенка в стационаре, в общих чертах о содержании работы с детьми. В этот же период организуется родительский коллектив.

II этап – обучающий - предусматривает систему работы с родителями в процессе лечебно-педагогического воздействия на ребенка. С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях определенного речевого нарушения, о его причинах, лечении и предупреждении и об особенностях воспитания ребенка-логопата в семье.

III этап – завершающий - направлен на подведение итогов работы с родителями. Внимание персонала в этот период направлено на то, чтобы стимулировать и конкретизировать работу с ребенком в домашних условиях. Этот этап охватывает время перед выпиской ребенка из стационара.

IV этап является своеобразной диспансеризацией ребенка после лечения в стационаре.

Таким образом, можно сделать вывод, что оказание лечебно-педагогической помощи имеет важное значение. Ее применение позволяет решать задачи стимулирования и коррекции развития эмоциональной, познавательной сфер, психомоторики, речи и так далее. К процессу работы необходимо подключать и родителей ребенка. Так будут достигнуты более эффективные результаты работы. Лечебно-педагогическая работа осуществляется в несколько этапов: организационный, обучающий, завершающий и диспансеризация ребенка уже после проведенного лечения.

Список литературы:

Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. - М.,2000., 452с.

Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - 289с.

Просмотров работы: 340