Исходя из того, что речь представляет собой одно из основных средств общения людей, через нее осуществляется получение и передача различной информации, в особенности ту, которая имеет достаточную смысловую нагрузку или передает то, что не воспринимается органами чувств напрямую, мы можем утверждать, что в любой исторический период времени актуальна проблема развития речи и, в частности, её коммуникативная функция.
Коммуникация (лат. commutatio – изменение, перемена) – парадигматическая соотнесенность (корреляция) определенной единицы выражения с определенной единицей содержания.
Коммуникативная функция речи – функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического содержания».
В различных источниках научной лингвистической литературы коммуникация обозревается как «специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [2].
И.Н. Горелов предлагает следующее понятие коммуникативной функции речи: коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.
А.А. Реформатский определил три языковые функции. Первая функция – номинативная, или функция называния. Она функционирует в составе языка на уровне слов, которые могут называть вещи и явления действительности. Вторая функция –коммуникативная, так как язык и есть орудие общения.
Е.И. Пассов перечисляя функции языка выделил познавательную, в которой язык определяется средство познания, орудие мышления, аккумулятивную, в которой язык представлен как хранитель национальной культуры, коммуникативную, определяющую язык как орудие общения, выразитель отношения, эмоций, воздействия и т. п., личностно-образующая, в которой язык рассматривается как инструмент развития и воспитания. Ученый выделяет данные функции не только с точки зрения функционирования языка и речи, но и сопоставляет их с функциями культуры и раскрывает на этом уровне базовую роль языка в культуре, показывая его неразрывную связь с различными составляющими культуры, их содержательную и функциональную близость и единство.
Лингвист У. Стюарт также рассматривал функции языка и речи с точки зрения их коммуникативной направленности в культуре и социуме [3]. Основополагающими функциями он определил официальную функцию (использование языка в сфере политики и государственного управления), групповую функцию (использование языка в определенном языковом коллективе, этнической группе), функцию широкой коммуникации (функционирование языка как средства межнационального общения в пределах государства),
Отечественный лингвист В.А. Аврорин классифицирует функции языка по такому критерию как соотнесенность со средами и сферами общения (межнационального, регионального, хозяйственной деятельности, общественно-политической деятельности, быта, науки, религиозного культа и т. д.). Он понимал коммуникативную функцию языка как его назначение быть средством обеспечения социального взаимодействия. Это его общая функция. Но выделяются и частные коммуникативные функции. Так язык может использоваться исключительно в одной сфере (например, бесписьменный диалект – только сферу семейно-бытового общения, классический арабский язык в мусульманских странах – только сферу ритуального общения), или может реализовываться и в нескольких сферах общения (например, литературный язык, используемый в официальной, семейно-бытовой сферах и в сфере религиозного общения).
Также Ч. Фергюсон определил ведущей функцией языка коммуникативную, называя ее функцией общения. Он составил наиболее содержательную классификацию, в которой указал, что коммуникативная функция используется для обмена информацией между людьми [3].
Аналогичного мнения об коммуникативной функции как основной функции языка придерживался и А. Брудный, Он придерживался мнения, что данная функция проявляется в четырех своих разновидностях: инструментальная, синдикативная, функция самовыражения и трансляционная. Инструментальная функция определяется основной рабочей функцией общения, заключающаяся в передаче информации. Функция объединения – синдикативная – целью которой является выявление и укрепление общности между людьми в рамках больших и малых групп, направленных на преодоление социальных проблем. Синдикативной функции схожа с функцией самовыражения, ориентированной на взаимопонимание и контакт. И наконец, ведущую роль имеет трансляционная функция общения – функция передачи информации. А. Брудный акцентирует внимание на ее значении в обучении и воспитании.
В психолингвистической литературе коммуникативная функция освещается как центральная функция речи, которая реализуется через выражения мысли (сообщения) и воздействия на себя и на собеседников. Воздействие представляет собой первичную форму коммуникативной функции речи. То есть, речь используется людьми в первую очередь для влияния на сознание, поведение, мысли и чувства, окружающих посредством речи.
Из центральной – коммуникативной функции речи вытекают такие ее качества, как общественная обусловленность, активность, намеренность, интенциональность. Речь в человеческом обществе только и могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого-либо результата. Высказывание не реализуется без намерений, без активности, без интенций.
Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах – сообщения и воздействия на себя и на других [2].
Если брать ее в абстракции от указанного выше единства общения и обобщения, то эта функция является, по нашему мнению, в сущности, функцией регуляции поведения. Ничего другого в понятии «коммуникации» не содержится; другой вопрос, что эта регуляция может быть непосредственной и опосредствованной, реакция на нее — моментальной или задержанной. В речевой деятельности эта функция выступает в одном из трех возможных вариантов:
1. как индивидуально-регулятивная функция, то есть как функция избирательного воздействия на поведение одного или нескольких человек;
2. как коллективно-регулятивная функция – в условиях так называемой массовой коммуникации (ораторская речь, радио, газета), рассчитанной на большую и не дифференцированную аудиторию;
3. как саморегулятивная функция – при планировании собственного поведения.
С точки зрения психологических наук, рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи – коммуникативная (функция общения) и речемыслительная (функция мышления). Помимо этого, коммуникативную функцию делят на функции побуждения к действию и сообщения. Речь благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и отношения между ними, становится средством, формой выражения мыслей. [4].
В психологическом словаре под коммуникативной функцией речи подразумевают использование речи для сообщения другим различной информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания.
В. Гудонис, Б.П. Пузанов в своих исследованиях указывали, что коммуникативная функция речи характеризуется присутствием в речи сообщения и побуждения к действию. Взаимодействуя с другими людьми, человек помимо транслирования им своих мыслей, знаний, желаний и эмоционального состояния, также и воздействует на них [1].
С психологической точки зрения С.Л. Рубинштейна, можно выделить 3 стороны коммуникативной функции речи: информационная – представляется в виде передачи знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения; выразительная – связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения; волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий замыслу говорящего.
При организации речевой деятельности ребенка необходимо развивать три ее функции: коммуникативную, когнитивную и регулирующую. Б.Ф. Ломов, в зависимости от выполняемой роли, выделил три группы коммуникативных умений: информационно – коммуникативную, регуляционно – коммуникативную, аффективно – коммуникативную [5].
1) Группа информационно – коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (получать и снабжать информацией о себе и других вещах; выражать просьбу, приветствие.); ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты).
2) Группа регулятивно – коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседников; доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; применять свои знания, индивидуальные умения при решении совместных задач.
3) Группа аффективно – коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Исходя из вышерассмотренного, мы можем утверждать, что коммуникативная функция речи с точки зрения лингвистики рассматривается как использование языка и речи для передачи какой-либо информации, а также для социокультурного взаимодействия с окружающими людьми; в психолингвистике коммуникативная функция является функцией, осуществляющей сообщение информации другим людям и воздействие на них, то есть направлена на достижение определенного результата; в психологическом аспекте коммуникативная функция речи также как и в психолингвистике рассматривается как функция передачи каких-либо данных и воздействия на окружающих людей, но помимо этого рассматриваемая функция также является механизмом мыслительной деятельности.
Литература
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351, [1] с, – (Высшая школа).
Дрофа С.Ю. К проблеме классификации функций языка // ОНВ. 2015. №3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-klassifikatsii-funktsiy-yazyka (дата обращения: 28.10.2021).
Коломийченко, Л.В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Текст] / под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной. − Пермь: Перм.гос.гуман-пед.ун-т, 2013 − 300 с.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. Воронеж: МОДЭК, 1997 – 384 с.