Особенности речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР

Иволгина О.И. 1, Артеменкова Л.Ф. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Ребенок с нормальным психофизическим развитием в дошкольном возрасте овладевает новыми видами деятельности. Расширяется круг общения и усложняется взаимодействие с окружающими его людьми. Основным мотивом активного овладения и использования речевой деятельности выступает общение со сверстниками или взрослыми, познание нового и способность посредством речи воздействовать на других. При этом у детей с ЗПР речевая и познавательная деятельности недостаточно хорошо развиты [5].

ЗПР нередко выявляется у детей на первом году обучения в школе. Основным расстройством у большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в структуре речевого дефекта является несформированность речевой деятельности, что в дальнейшем приводит к нарушению мотивации речевой деятельности и к недоразвитию лексической стороны речи. Следствием этого являются проблемы в обучении и коммуникации.

По мнению В.В. Лебединского, задержка психического развития представляет собой замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Ученые Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и другие подчеркивали, что выделенные выше особенности влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Р.И. Лалаева отмечала, что у детей с ЗПР присутствуют нарушения импрессивной и экспрессивной, устной и письменной речи, недостаточность отраженной и спонтанной речевой деятельности.

Мотивация к речевой деятельности у детей с ЗПР характеризуется недостаточным представлением окружающего мира, не пониманием значений предметов и явлений, несформированностью планирующей и коммуникативной функции речи. Кроме того, нарушено понимание речи.

Л.И. Божович выделила два вида мотивов, которые имеют одинаковую побудительную силу. У детей с ЗПР нарушается как ведущий мотив, отвечающий за познание, потребность в общении, способность делится новыми открытиями с другими людьми, так и второстепенный мотив, который связан с эмоциями и взаимоотношениями с окружающим миром в более широком значении [1].

О.Л. Леханова отмечала, что дети с ЗПР не могут правильно сформировать мысль и поэтому перед речевым высказыванием они замолкают. В этом случае помощь приходит от взрослого. Ребенку нужно подсказать слово или задать направляющий вопрос. Из-за частых остановок после каждого слова у ребенка теряется смысл. Он не может вербально выразить свое сообщение, вследствие чего появляется речевая беспомощность в своем высказывании. Речевая активность снижена, языковая способность не формируется.

У детей с ЗПР низкий уровень понимания своих мотивов, они не могут выявить и осознать цель, что в дальнейшем не может привести к исполнению действия. У ребенка мотив сильно зависит от ситуации, часто сменяется и характеризуется низким уровнем осознанности.

Отсутствие мотивации к общению, невозможность ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость ведет к нарушению речевой деятельности, так как не происходит развитие речи и взаимодействие с окружающим миром.

Формирование словарного запаса зависит от соматического состояния ребенка, условий его жизни, общего и психического развития.

С.В. Зорина утверждала, что у детей с ЗПР не сформирована лексика, а значит активный и пассивный словарный запас бедный и неточный. Все это приводит к несформированности речевой деятельности. Дети могут узнать предмет, но назвать его правильно неспособны. В речи преимущественно используют существительные и глаголы. Остальные части речи употребляются редко. Проявляются трудности в подборе антонимов и синонимов, заменяют слова описанием ситуации или действием, а также употребляют чаще всего качественные прилагательные [4].

Проявляется неумение выделять части предметов, форму, величину, цвет. В речи используют такие наречия, как (оттуда, там, сюда) вместо слов, обозначающих пространственные отношения. Основные цвета (синий, красный, желтый) могут называться правильно, но другие оттенки вызывают затруднение (фиолетовый, коричневый). В речевой деятельности отсутствуют такие оттенки, как шоколадный, малиновый, лимонный из-за замедленного формирования семантических полей, неточности восприятия, анализа и низкой продуктивности запоминания.

Глагольный словарь по мнению Т.А. Матросовой сужен, в связи с этим происходит неточное использование глаголов (убирает – собирает). Большинство глаголов, означающих эмоциональное состояние, способы передвижения, не присутствуют в речи. У детей с ЗПР отмечается низкая способность к дифференциации глаголов по родам прошедшего времени и глаголов множественного и единственного числа. Глаголы имеющие приставки присутствуют в малом количестве. Не осознавая смысла приставки, беря во внимание лишь значение корня, дети в большинстве случаев подменяют глаголы с приставками бесприставочными (приехал – ехал, подошёл – шёл). Понимание сути глаголов даётся довольно таки тяжело. Дошкольники неверно используют схожие по значению слова (закрывает – прикрывает). Фактор, определяющий минусы морфолого-синтаксического оформления высказываний, есть ни что иное как сложности в овладении значениями глаголов как грамматических, так и лексических [3].

В речи у детей с ЗПР преобладают слова существительные с конкретным значением. Слова абстрактного значения вызывают большие сложности. Отсюда недостаточный запас слов, обозначающих общие понятия, в то же время мало слов, конкретизирующих эти понятия, раскрывающих их суть.

Уровень освоения обобщающими понятиями снижен. Он описывает процесс образования лексической системности и семантических полей. Данные сложности непосредственно связаны с малой развитостью способности к синтезу и анализу, навыка обобщать исходя из существенных признаков предметов.

Исходя из результатов исследований, характерными чертами лексики детей с задержкой психического развития являются: бедность словарного запаса; неточное, недифференцированное употребление слов; трудность активизации словарного запаса; более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным; ограниченный запас слов; дефицит глагольной лексики.

Исследования связной речи Н.Ю. Боряковой показали, что первостепенным, основным элементом в речевом развитии ребёнка является семантика. У детей с ЗПР основой структуры речевого дефекта являются недостатки семантической части речи. Поэтому непосредственно на смысловом этапе идёт подготовка семантической структуры и программирование речевых конструкций, по этой причине особые проблемы у детей с ЗПР проявляются на уровне связной монологической речи [2].

В.И. Лубовский, подчеркивает, что у детей с ЗПР присутствует слабость регуляции действий, которая указывает на неполную сфомированность планирующей и регулирующей функции, оказывающих влияние на умение к построению связанных между собой высказываний. Непроизвольность и неосознанность построения высказываний присуща детям с ЗПР. Они не предоставляют полного ответа на вопрос, часто при ответе главная мысль спутывается с другими мыслями и рассуждениями. Для ребёнка будет легче совершить определённые действия имея чёткую инструкцию нежели, дать словесный отчёт о выполненном.

В процессе игровой деятельности происходит возникновение контекстной речи параллельно с ситуативной и формирование планирующей функции речи. В связи с этим она является ведущей в дошкольном возрасте. Но в случае, когда присутствует задержка психического развития игровая деятельность обладает незрелостью, что замедляет образование более совершенных форм речи.

На всех стадиях формирования высказывания (мотив – замысел – внутреннее программирование – грамматическое структурирование – внешняя речь) у детей с ЗПР проявляются трудности. Присутствует смысловое несоответствие элементов высказывания, их деформация, путаность в изложении, большое количество ошибок в морфолого-синтаксическом оформлении текста. Рассказам свойственна бедность языкового оформления и неточностью логической связности. Дети очень часто при пересказе, делают акцент на второстепенных деталях.

Пересказы являются наиболее доступной формой речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Пересказы в зависимости от уровня дефекта неоднородны. Одни пересказывают на уровне детей с нормальным психофизическим состоянием, другие испытывают трудности в правильном выстраивании предложений. Это говорит о том, что у них нарушено программирование текста [2].

Составление рассказа по серии сюжетных картинок не сформировано. Ребенок недостаточно понимает связь между картинками, не может установить причинно-следственные поступки, их мотивы. Во время рассказа дети часто меняют логическое направление, не соотносят нынешнюю картинку с прошлой.

Особенно сложно им дается самостоятельное составление рассказа по картинке с сюжетом, описание объекта, устное сочинение на предложенную тему. Часто попытка описать картинку, сводится к перечислению представленных на ней объектов.

Речи дошкольников с ЗПР присуща ситуативность, которая характеризуется частым использованием указательных и личных местоимений, мимики, жестов, а также усиливающих повторений. Все это приводит к несформированности внутреннего программирования.

Таким образом можно сделать вывод, что дошкольникам с ЗПР присущи особенности речевой деятельности. К ним относятся несформированность мотивационной функции, которая приводит к непониманию целей мотивов и невозможности донести информацию окружающим; низкий словарный запас, включающий чаще всего существительные глаголы бытового характера и не неспособность к программированию высказывания из-за чего страдает связная речь, а именно монологическая. Необходимо провести коррекционную работу по всем направлениям, чтобы в дальнейшем не было трудностей в обучении и коммуникации.

Литература

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.

Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). – М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. – 200 с.

Зорина С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2006. – № 3. – С. 20-26.

Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. света, 1989. – 64 с.

Просмотров работы: 326