Лингвистические, психолингвистические и психологические аспекты изучения речевой деятельности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Лингвистические, психолингвистические и психологические аспекты изучения речевой деятельности

Иволгина О.И. 1, Артеменкова Л.Ф. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В лингвистике речь, по мнению М.Р. Львова, определяется как вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц (слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, которые часто поддерживаются невербальными средствами, а именно жестами, мимикой и другие). Исходя из сути предыдущего определения у термина речь существует такой синоним, как речевая деятельность – процесс употребления языка в любой другой человеческой сфере деятельности [6].

Исследованием речевой деятельности занимались такие лингвисты, психолингвисты и психологи как В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, Л.С Выготский, Л.В. Щерба и другие.

М.Р. Львов и В.Г. Горецкий отмечали, что речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в общественной жизни, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речь является общением посредством языка – сигнальная система, которая совершенствовалась веками и может передавать любые оттенки сложнейшей мысли.

С лингвистической стороны Л.В. Щерба определил аспекты языковых явлений. Речевая деятельность являлась первым аспектом. Под ней понимались процессы говорения и понимания. Вторым аспектом языка он считал языковую систему, включающую в себя словарь и грамматику. Третьим аспектом был языковой материал, т. е. совокупность языковых явлений, которые были сказаны и поняты в конкретной ситуации в течение определенного периода жизни определенной социальной группы.

В концепции Л.В. Щербы три аспекта тесно связаны между собой, что доказывает отношение между речевой деятельностью и языковым материалом.

По мнению И.А. Зимней речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный процесс выдачи или приема сформированной мысли посредством языка, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например, общественно-производственную (трудовую), познавательную [3].

Речевая деятельность направлена на коммуникацию, мы пытаемся передать наши чувства, знания, потребности другим людям. Из этого можно сделать вывод, что наша речь может быть, как устной, так и письменной. Следовательно, выделяется четыре вида речевой деятельности в зависимости от того, принимаем мы ее или же сами воспроизводим.

Первая форма – это говорение. Она используется, когда передается информация с помощью языка другому человеку или группе лиц. Вторая форма – это слушание, то есть восприятие речи на слух. В это время слушающий должен быть сконцентрирован на говорящем. Третья форма – это письмо, которое включает в себя информацию как в печатном виде, так и от руки. И последней является чтение, то есть восприятие зафиксированной информации на бумаге. Таким образом можно сделать вывод, что все виды речевой деятельности тесно связаны друг с другом.

А.А. Леонтьев обобщил фундаментальные положения ученых в концепцию порождения, восприятия речи и составил модель из этапов.

Сначала появляется подэтап, он включает в себя – мотивацию и мысль. Далее у человека появляется первый этап – внутреннее программирование, то есть будущее высказывание (субъект, тема). Второй этап – грамматико-семантическая реализация внутренней программы. Третий этап – моторное программирование (кинестетическая программа). На заключительном этапе происходит звуковая реализация высказывания.

По мнению А.А. Леонтьева, отличительными особенностями речевой деятельности являются:

• Предметность деятельности. Она определяется тем, что речевая деятельность, по образному выражению А.А. Леонтьева, протекает «с глазу на глаз с окружающим миром».

• Целенаправленность, которая означает, что деятельность характеризуется конечной, а каждое действие является промежуточной целью, достижение которой обычно заранее планируется субъектом.

• Мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в действительности любое действие делится на несколько мотивов.

• Иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц.

• Фазная («горизонтальная») организация деятельности [4].

Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, включая в себя учение о потребностно-мотивационной сфере человека, выстраивает триаду "потребность-мотив-деятельность". Деятельность, в том числе и речевая, всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя. Мотивация – процесс формирования мотива. Мотив – это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет её на удовлетворение определенной потребности. При этом в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности.

Для объяснения причин поведения человека используются термины «мотивация» и «потребность». Анализируя структурные компоненты потребностно-мотивационной сферы, В.Д. Шадриков выделяет мотивы, потребности причём, мотивация, по его словам, обусловлена потребностями.

Психолингвистом А.М. Шахнаровичем было выявлено формирование программы высказывания на этапе однословного предложения. То есть речевое высказывание детей было взаимосвязано с действительностью.

Исследователем были выделены этапы развития предикативности:

1) слово-предложение и ситуация не расчленены, характерно использование жестов;

2) этап смыслового синтаксирования – соединение элементов ситуации без выражения связи между ними;

3) соединение элементов ситуации с помощью интонации;

4) развернутое грамматически структурированное высказывание.

А.Р. Лурия считал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово – это система кодирования, а речь представляет собой систему синтагм. Процесс порождения речи состоит из пяти этапов: 1) мотив; 2) замысел; 3) внутренняя речь; 4) формирование глубинно – синтаксической структуры; 5) внешнее речевое высказывание [5].

Т.В. Ахутина выделила три уровня программирования речи. Первый уровень – это внутреннее (смысловое) программирование. Второй уровень – это грамматическое структурирование. Третий уровень – это моторное высказывание.

Каждому уровню свойственны индивидуальные операции. Для внутреннего программирования свойственны семантические единицы. Для грамматического уровня – лексические единицы, которые взаимодействуют друг с другом посредствам правил грамматики и для моторного высказывания – выбор звуков.

Л.С. Выготский разработал систему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы:

1) мотивация, намерение;

2) мысль;

3) опосредование мысли во внутреннем слове;

4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы;

5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи [1].

В любой деятельности существуют три направления. В процессе порождения речи мотивация является главным звеном. За ним у человека появляется – цель. Л.С. Выготский писал, что любая деятельность рождается из потребности. Например, человек хочет есть. Мотивом для него будет голод, а целью – поглощение пищи. Третьим направлением является само исполнение мысли и цели.

Н.И. Жинкин, продолжая работу Л.С. Выготского, предположил, что в сознании человека существует универсальный предметный код (УПК) состоящий из схем и чувственных образов.

Сначала у человека появляется наглядно-образное мышление. Он замечает и запоминает предметы, что приводит к установлению связи. Взрослый человек может говорить ребёнку на любом языке, но влиять на мыслительные операции это никак не будет. Поэтому код называется универсальным.

Различают две фазы порождения речи:

1) довербальную стадию речи (появление у человека замысла);

2) вербальную стадию, когда личностные смыслы обретают словесное выражение [2].

К основной структуре речевой деятельности, также относится результат. Это проявляется в реакции на продукт коммуникации других людей, что приводит к ответной речевой деятельности.

Результатом деятельности слушания и чтения является понимание смысла высказывания и говорение. Исходом говорения является ответное (вербальное или невербальное) действие другого участника речевого общения

В связи с этим, результатом продуктивных видов коммуникативной деятельности является восприятие речи другими людьми. Именно в таком понимании результат деятельности говорения (в том числе применительно к собственной речи) должен использоваться в логопедической работе.

Методический аспект рассмотренного выше концептуального положения о главенствующей роли предмета речи в ее психологическом содержании состоит в следующем. Выделение предмета речевой деятельности – мысли с психологической стороны и предмета логопедической работы – формированием семантики.

Речевая деятельность людей, направленна на коммуникацию, передачу информации разными формами. Также – это активный процесс понимания и воспроизведения высказывания в ходе общения.

В связи с этим можно выделить категориальный аппарат речевой деятельности. Мысль – является предметом; язык – средством; речь –способом; ответная реакция – результатом (человек может как понять говорящего, так и проявить непонимание); высказывание – продуктом.

Благодаря процессу речевой деятельности человек развивается, познает новое и приобретает необходимые ему знания, умения и навыки. Для благотворного развития речевой деятельности необходимо правильное формирование всех выделенных ранее этапов и уровней. Если в каком-либо звене происходит сбой, то появляются психические и речевые нарушения.

В заключении можно сказать, что речевая деятельность изучалась многими лингвистами, психолингвистами и психологами. Главным ее определением является то, что процесс направлен на общение, развитие и передачу информации. Речевая деятельность, как и любая деятельность, имеет свои определенные цели, этапы и уровни. А также благоприятное развитие речевой деятельности является обязательным компонентом для полноценного и успешного развития личности ребенка.

Литература

Выготский Л.С. Мышление и речь. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 576 с.

Жинкин Н.И. Исследование внутренней речи по методу центральных речевых помех // Изв. АПН РСФСР. – М.,1960. – 113 с.

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.

Лурия А.Р. Язык и сознание. – СПб.: Питер, 2020. – 448 с.

Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 248 с.

Просмотров работы: 388