СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СКАЛОЛАЗНОГО ЦЕНТРА В ГО-РОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СКАЛОЛАЗНОГО ЦЕНТРА В ГО-РОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Лазуков И.М. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Потребность в спорте и активном образе жизни исторически были для человека необходимостью. В связи этим, вопрос физического воспитания приобрёл особую значимость. Важнейшими задачами физического воспитания стали: общее укрепление здоровья, гармоничное развитие, формирование основ здорового образа жизни, а также разработка и внедрение наиболее эффективных средств и методов развития двигательных возможностей. Особую роль при этом играет применение рациональных двигательных режимов и физических упражнений.

Множество программ регионального и федерального значения, направленных на поддержание и развитие спорта в России, подчеркивают важность данной потребности, а также говорят о дефиците спортивных объектов по стране. На помощь в реализации муниципальным и ведомственным спортивным объектам очень часто приходят коммерческие, позволяющие, как правило, наиболее оперативно решать задачи физкультурного, спортивного и социального развития населения. Коммерция же в основной своей массе «заточена» на извлечение прибыли, зачастую упуская важную социальную составляющую. Коммерциализация спорта привлекает все больше компаний, формируя из них профессиональных участников рынка, которые могут упустить нравственность в угоду корпоративным идеалам.

Детская и взрослая социализация в рамках сообществ, развитие общества для реализации своих спортивных амбиций, укрепление физического и психического здоровья человека, развитие многих жизненно важных навыков и мышления, поддержка и реабилитация людей с ограниченными возможностями – задачи, решающие полностью или частично многие спортивные сообщества. В данном реферате, в качестве инструмента по решению этих вопросов, будет предложено скалолазание как один из трендов спортивной направленности последних лет и набирающий все большую популярность, где значимость воспитания социальных навыков наиболее выражена.

Возможности, которые имеет определенный спортивный объект, для развития и пропаганды здорового образа жизни, формирования молодежной культуры и реализации сферы услуг в городе и районах с их дефицитом, подтверждают актуальность данной работы.

Цель исследования – определить социальную значимость скалолазного центра.

Методы исследования: анализ существующих социальных проблем и описанных в литературе методов решения проблем, возможного подключения скалолазных центров к их решению.

Нами выделены для рассмотрения три социальных проблемы:

Низкий уровень физической активности среди взрослого населения;

Пониженный уровень культуры и социализации детей и молодежи среди не занимающихся в кружках и секциях, недостаточный уровень спортивного развития и физической культуры;

Низкий уровень развития скалолазания как профессионального спорта в целом по России и в Свердловской области, в частности.

Социальная проблема: низкий уровень физической активности среди взрослого населения. По информации Всемирной Организации Здравоохранения, физическая активность – это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии. Термин «физическая активность» относится к любым видам движений, в том числе во время отдыха, поездок в какие-либо места и обратно или во время работы. Улучшению здоровья способствует как умеренная, так и интенсивная физическая активность. Доказано, что регулярная физическая активность способствует профилактике и лечению неинфекционных заболеваний, таких как болезни сердца, инсульт, диабет и некоторые виды рака. Она также помогает предотвратить гипертонию, поддерживать нормальный вес тела и может улучшать психическое здоровье, повышать качество жизни и благополучие.

Физическая активность каждого четвертого взрослого человека в мире не соответствует международным рекомендуемым уровням физической активности. До пяти миллионов случаев смерти в год можно было бы предотвратить, если бы население мира было более активным физически. У людей, которые недостаточно физически активны, на 20%‑30% выше риск смертности по сравнению с теми, кто уделяет достаточно времени физической активности [1].

Статистика, опубликованная на официальном сайте ВОЗ, выглядит пугающе:

более четверти взрослого населения мира (1,4 миллиарда взрослых) недостаточно физически активны;

во всем мире приблизительно у каждой третьей женщины и каждого четвертого мужчины отсутствует достаточный для сохранения здоровья уровень физической активности;

уровни недостаточной физической активности населения в странах с высоким уровнем дохода в два раза выше, чем в странах с низким уровнем дохода;

с 2001 года уровни физической активности во всем мире не повысились;

в период с 2001 по 2016 г. в странах с высоким уровнем дохода распространенность недостаточной физической активности увеличилась на 5% (с 31,6% до 36,8%).

В 2018 г. в качестве одной из глобальных целей Всемирная ассамблея здравоохранения провозгласили снижение уровня недостаточной физической активности на 10% к 2030 году.

Нельзя не сделать вывод о том, что высокий уровень недостаточной физической активности среди взрослого населения, и его тенденция к увеличению, являются актуальной и серьезной проблемой как в мире, так и в Российской Федерации.

Одной из актуальных задач отечественного здравоохранения, сформулированных в «Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025», стало «развитие системы мер по снижению рисков для здоровья населения и формирования здорового образа жизни у граждан Российской Федерации». Эта идея предусматривает наряду с развитием соответствующих отраслей медицины, также «стимулирование сознательной, целенаправленной работы самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, чтобы здоровый образ жизни стал естественной потребностью» [2].

Одним из ключевых показателей здорового образа жизни может являться и правильное сбалансированное питание. Согласно данным официальной статистики ожирения в мире насчитывается около 1,9 млрд. человек, страдающих избыточным весом. Среди них более чем 640 млн. человек имеют чрезмерную полноту. Проблема лишнего веса у россиян в последнее время ставится наряду со многими серьезными заболеваниями. По данным официальной статистики ожирения в России уже насчитывается 24,9 % от общего населения страны. Существенной причиной того, что количество людей, страдающих ожирением, начинает заметно увеличиваться, является низкий уровень физической активности.

При всем этом нужно упомянуть, что общество показывает высокую степень готовности к борьбе за свое здоровье при наличии достаточной материальной базы с возможностью выбора того или иного варианта проведения досуга, спорта и активного отдыха.

Основные способы решения проблемы. В качестве способов решения возникающей социальной проблемы может рассматриваться множество вариантов активных видов спорта, развлечений и фитнеса, представленных на рынке спортивных и развлекательных услуг в различных форматах. Потребитель данных услуг может подобрать себе занятие по своему вкусу. Однако для успешного решения проблемы вид физической активности должен обладать определенными характеристиками:

Сбалансированность нагрузок и низкая травмоопасность;

Система самомотивации, благодаря которой выбранным видом активности не надоедает заниматься;

Интегрируемость в повседневную жизнь, комфорт при занятиях;

Коммуникативные аспекты занятий, в том числе возможность находить себе компанию для совместных увлечений.

Значимость скалолазного центра для решения проблемы. Скалолазание – это как раз тот вид спорта и активного отдыха, который сочетает в себе все вышеописанные качества. Занятие скалолазанием представляет из себя преодоление различных маршрутов при помощи своей силы, ловкости и сообразительности. Разнообразие маршрутов, и, следовательно, движений, которые необходимо совершить, и нагрузок при них, обеспечивают равномерными нагрузками каждую мышцу опорно-двигательного аппарата. При этом развивается не только сила и выносливость, но и ловкость, гибкость, улучшается чувство равновесия, повышается мастерство владения своим телом. Благодаря этому происходит не только общее оздоровление организма на фоне занятия спортом, но и уменьшается вероятность получения случайных травм в будущем. Например, на скользком тротуаре гораздо легче удержать равновесие, если опорно-двигательный аппарат к этому готов. Занятия скалолазания производятся с собственным весом, это значит, что вероятность травмироваться от неправильных и избыточных нагрузок очень низкая.

Скалолазание – увлекательный вид спорта. Тренировочный процесс состоим из пролазов множества трасс. Подходя к трассе, человек видит цель – преодолеть трассу, долезть до верха. Преодолевая трассу, достигая цели, он получает удовольствие, и это мотивирует его на достижение следующей цели – преодолении следующего маршрута. И так, поэтапно, человек с интересом движется от простых трасс к более сложным, концентрируясь на промежуточных целях, а не на монотонной физической нагрузке. Благодаря различным активностям скалолазание хорошо вписывается в повседневную жизнь. Комфорт современного скалолазного центра позволяет на пару часов зайти на тренировку в свободное от работы время. Выезды на скалы в выходные дни позволяют интересно и с пользой провести время.

В рамках скалолазного центра возможен вариант сотрудничества с компаниями, сотрудники которых ведут малоподвижный образ жизни ввиду особенностей работы. Включение услуг скалолазного центра в «социальный пакет» компании предоставит сотрудникам возможность увеличить свой уровень физической активности, что приведет не только к общему оздоровлению, но и, как следствие, к повышению продуктивности. Ко всему прочему, скалолазный центр формирует вокруг себя сообщество людей, увлеченных скалолазанием, которое постоянно расширяется. Формат посещения скалолазного центра подразумевает общение, тренировки проводятся в группах. Посетители, выбирающие формат посещения без тренера, тоже предпочитают заниматься скалолазанием в компаниях, которые формируются на скалодроме. Как правило, люди внутри такого сообщества ведут более здоровый образ жизни и регулярно занимаются спортом.

Социальная проблема: пониженный уровень культуры и социализации детей и молодежи среди не занимающихся в кружках и секциях, недостаточный уровень спортивного развития и физической культуры. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова упомянуто: «Спорт – составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма». В мире существует около 500 видов спорта. Спорт, как правило, направлен на достижение целей и получение наград, а физическая культура на оздоровление и воспитание. «Физическая культура – совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.» [3].

О том, что уровень физической культуры среди детей и молодежи недостаточен, говорит многое: и резко возросший за последнее время (и продолжающий возрастать) процент детей до 18 лет с избыточной массой тела, и высокая распространенность вредных привычек среди подростков, и общий уровень культуры. Особенную актуальность эта проблема приобретает и из-за реалий современного мира: малоподвижный образ жизни, сосредоточение интересов на интернете, социальных сетях и всевозможных гаджетах, высокая популярность фастфуда, и т.д.

Важная часть образа жизни – регулярная физическая активность. Многочисленные эпидемиологические исследования подтвердили, что она положительно влияет на снижение смертности и заболеваемости. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 80% подростков во всем мире испытывают недостаток физической активности.

Известный отечественный исследователь проблем спорта и здорового образа жизни Н.П. Любецкий отмечает, что сохранение и укрепление здоровья россиян выступает в качестве одной из главных стратегических задач устойчивого развития страны. Что касается основ индивидуального здоровья, то они закладываются в семье, в наиболее ранние периоды жизни ребенка, что обуславливает необходимость привития детям установок на активное и бережное отношение к своему здоровью. Для этого необходимо раньше формировать у детей представление о здоровье как основополагающей жизненной ценности в комплексе с личной ответственностью за состояние собственного здоровья. Осуществление данной задачи возможно исключительно в рамках здорового образа жизни, представляющего собой индивидуальную систему разумного поведения человека, базирующуюся в первую очередь на ценностях физической культуры и спорта [4].

Помимо физической активности для детей и подростков важны и социальные навыки, получаемые путем пребывания в детских садах, школах, различных кружках и секциях. Чем более социальный образ жизни человек ведет в детский и подростковый периоды, тем проще ему будет социализироваться во взрослой жизни.

Основные способы решения проблемы. Возникающая проблема решается развитием физической культуры среди детей. Здесь мало посещения уроков физкультуры в школе, которые зачастую не вызывают особого интереса среди детей и подростков. Решение проблемы лежит в выборе ребенком или подростком спортивного направления, которое ему по душе, и в создании различных секций, в которых внимание уделяется не только спорту, но и развитию физической культуры.

Огромное множество детских спортивных секций предлагает рынок практически любого крупного города сегодня. Выбор родителей заниматься той или иной активностью своему ребенку возникает иногда практически с младенчества. Люди все чаще стараются записать своих малолетних детей на всевозможные курсы и спортивные секции, решая, что будет полезным и важным в будущей жизни своих детей. Подростки производят уже более осознанный выбор в пользу той или иной спортивной секции. Выбор все также падает на популярные виды спорта в каждой стране, каждом конкретном регионе и городе.

Значимость скалолазного центра при решении проблемы. При выборе детской школы скалолазания на скалодроме родители могут получить массу плюсов для своего ребенка, которые в дальнейшей жизни будут способствовать его здоровому физическому развитию, приобрести навыки мышления и принятия решений, социальную подготовку, и при необходимости спортивную подготовку для участия в спортивных состязаниях. Подростки также могут начинать активно заниматься скалолазанием даже в более позднем возрасте, чем дети и при этом добиваться хороших спортивных результатов в спорте высоких достижений, в том числе на национальных и международных первенствах и чемпионатах.

Методики обучения и воспитания детей и подростков отличаются, и как правило дети, занимающиеся с раннего возраста и, имеющие базовую подготовку показывают чуть более высокие результаты. В то же время, при правильном настрое и работе тренеров с подростком можно раскрыть его потенциал настолько, что его результаты не будут уступать даже тем сверстникам, которые занимаются более продолжительный период времени, о чем свидетельствуют результаты многих современных спортсменов, выступающих в этом виде спорта. В качестве примера можно привести мастера спорта по скалолазанию международного класса Алексея Рубцова, который пришел в этот спорт в достаточно позднем возрасте 20 лет. Тем не менее он добился значительных результатов на Российской и международной аренах скалолазание, а также получил путевку на Олимпийские игры 2020 в Токио, где скалолазание было представлено впервые.

Основными преимуществами скалолазания являются навыки, приобретаемые во время занятий этим видом спорта, такие как:

постановка цели (человек понимает куда ему надо попасть и каким образом это сделать);

решительность (за время прохождения маршрута человек неоднократно сталкивается с различными ситуациями, требующими принятия оперативного решения для выбора того или иного варианта прохождения маршрута);

уверенность в себе (тренируясь на простых маршрутах и проходя их, человек получает чувство самоудовлетворения от выполненной задачи, таким образом переходя от простых маршрутов к более сложным, человеку и более трудные задачи не будут казаться невыполнимыми);

общение и социализация непосредственно (скалолазание не командный вид спорта, но во время тренировок все участники процесса стараются поддерживать друг друга как одна семья и всегда поощрительно относятся к достижениям товарища по команде, что формирует «чувство локтя» и веру в людей);

отсутствие страха публики (во время обучения скалолазанию, как и во многих видах спорта, проходят периодические аттестации, фестивали и соревнования, на которых дети показывают свои умения при большой аудитории, что закаляет характер и учит сконцентрироваться на главном даже во время некомфортных условий);

расширение кругозора и эрудиция (выездные мероприятия школы скалолазания, включающие посещение соревнований и фестивалей, а также мероприятия, направленные на посещение естественного рельефа скал, нередко проводятся в различных городах и даже странах, что позволяет детям и подросткам сформировать более широкое мировоззрение и представление об окружающем их мире);

логическое мышление (этот навык один из самых важных при занятиях скалолазанием, поскольку до того, как приступить к прохождению маршрута, участник изучает его и моделирует все движения на каждом из участков, представляя их у себя в голове, и зачастую правильное моделирование в совокупности с должной физической подготовкой позволяет пройти маршрут без особых сложностей и не затрачивая на него дополнительные попытки);

сила и ловкость (безусловно не последние навыки для тех, кто занимается скалолазанием, и они позволяют реализовывать намеченные маршруты, формируются в ходе занятий со своим собственным весом);

чувство баланса (также один из самых важных навыков как в скалолазании, так и в жизни, которую можно сравнить со скалой, где постоянно приходится балансировать, стоя на ногах и перемещая вес своего тела к вершине маршрута).

Тренируя и развивая данные навыки, человек становится не просто сильным и ловким, он учится логично и рационально думать, рассуждать, принимать решения и нести ответственность за них, становится социально раскрепощенным и эрудированным. При этом совершенно не важно, будет ли ребенок выступать на международной арене или нет, он все равно разовьет в себе личностные качества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Социальная проблема: низкий уровень развития скалолазания как профессионального спорта в Свердловской области и в целом в стране. Основой спорта высоких достижений безусловно можно считать хорошую материальную базу для формирования различных спортивных навыков, наличие выдающихся спортсменов и возможности для передачи их опыта будущим поколениям. После утраты советского наследия спортивные объекты по всей стране переживали не самые лучшие времена, а некоторые и вовсе не дожили до наших дней. Сегодня существует множество муниципальных и федеральных программ и проектов, нацеленных на улучшение, поддержку и строительство текущих и новых спортивных центров. Только фактически, в зависимости от федеральных субъектов, не всегда существует возможность получить возможность для полноценной эксплуатации этих спортивных объектов. Ярким примером является скалодром, располагающийся во Дворце игровых видов спорта города Екатеринбурга. Скалодром не предусматривает вариантов коммерческого посещения, и дорогой тренажер простаивает, теряя свою современность и актуальность.

Также и система мотивации и развития спортсменов оставляет желать лучшего. Помимо возможности полноценно тренироваться, в городе нет скалолазного центра для проведения городских и областных соревнований по некоторым видам скалолазания, что не позволяет в полном объеме удовлетворять амбиции молодых и перспективных спортсменов, все чаще ищущих возможности для самореализации в других регионах РФ. В качестве примера можно привести большое количество спортсменов, покинувших состав команды Свердловской области за неимением возможности полноценно тренироваться, и сейчас выступающих за команды Тюменской области, города Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежской области и других, где финансирование и материальная база для тренировок намного сильнее.

Основные способы решения проблемы. К способам решения данной задачи можно отнести как формирование законодательной базы, так и развитие и поддержку комплекса экономических мер для спортивных организаций коммерческого типа. Оказание существенной материальной поддержки для специализированных коммерческих организаций позволило бы создать необходимую и конкурентную платформу для воспитания профессиональных спортивных кадров.

В настоящий момент в России сформирована достаточно большая база спортивных экспертов, готовых передавать свой неоценимый опыт участия в международных стартах. Формирование современных технических и организационных условий для полноценного проведения тренировочного процесса позволит значительно ускорить процесс передачи знаний.

Значимость скалолазного центра при решении проблемы. Коммерческие скалолазные центры играют в данном вопросе решающую роль: они формируют вокруг и внутри себя сообщество, которое будет стремиться к развитию скалолазания в регионе. При недостаточной поддержке вида спорта муниципалитетом, коммерческие скалолазные центры берут на себя часть нагрузки в развитии скалолазания как профессионального спорта. Детские школы скалолазных центров воспитывают молодых и талантливых спортсменов. На базе коммерческих скалолазных центров могут проводиться официальные соревнования с присвоением спортивных разрядов.

Развитие скалолазного сообщества позволит также привлекать все большее количество инвесторов и спонсоров в данный вид спорта. Наличие средств позволит формировать большую материальную базу для оплаты труда спортсменам и тренерам, а также финансировании большего числа мероприятий, что будет способствовать дальнейшему развитию скалолазания.

Социальная проблема: слабая система реабилитации и восстановления после травм. Количество реабилитационных и социализирующих центров при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата и прочих, ограничивающих возможности, ограничено. Сама социализация после подобных травм, приводящим к инвалидности также проходит для людей достаточно болезненно и продолжительно. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует людям с ограниченными возможностями придерживаться высокого уровня физической активности, и даже стараться его увеличивать.

Основные способы решения проблемы. Проблема решается открытием новых реабилитационных центров. Также помощь в решении данной проблемы может быть получена от различных спортивных и неспортивных коммерческих учреждений, чья деятельность близка к данной сфере. Существуют фонды психологической поддержки и тематические центры реабилитации.

Значимость скалолазного центра для решения проблемы. Скалолазание как часть реабилитационной и социализирующей системы для людей с ограниченными возможностями здоровья может иметь большое значение, благодаря своему равномерному характеру нагрузки, интересности и возможности работы в команде. На сегодняшний день данное направление мало развито. В рамках скалолазного центра могут быть созданы группы для взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также может производиться поиск и обучение соответствующих специалистов. Данная практика уже применима в крупных городах России и активно работает за рубежом.

Подводя итоги исследования, можно отметить, что нами были рассмотрены социальные проблемы, в решении которых скалолазный центр может принимать самое непосредственное участие. Для работы с проблемой малоподвижного образа жизни у взрослого населения, приводящей к ухудшению здоровья, могут быть реализованы различные форматы организации тренировочного процесса, рассчитанные как на индивидуальные, так и на групповые посещения. Любой из вариантов, в совокупности с должной внутренней мотивацией неизменно приведет к ощутимым результатам в пользу укрепления здоровья и развития социальных навыков.

Проблема социализации и развития молодежи также успешно решается силами грамотного построения тренировочных и обучающих процессов в рамках школы скалолазания. Дети и подростки ведут активный образ жизни, развиваются физически, овладевают навыками логического мышления и укрепляют свое психическое и психологическое здоровье. Общение в рамках секции дополнительного образования также помогает значительно развить социальные навыки.

Формирование здоровой конкурентной среды среди коммерческих залов стимулирует рост качества предоставляемых услуг, их многообразие и полноту, что является одним из ключевых факторов в разностороннем развитии спортсмена. Возможность проведения официальных городских и областных соревнований придаст скалолазанию дополнительный импульс в развитии и привлечет большее количество людей.

Для групп людей с ограниченными возможностями здоровья скалолазание может являться отличной возможностью для прохождения как медицинской, так и социальной реабилитацией, что доказывает международная практика.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой социальной значимости скалолазания и скалолазных центров. Популяризация скалолазания как вида спорта и активного отдыха, а также открытие большего количества скалолазных центров может принести большую пользу населению.

Литература

Сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity

Приказ Минздрава России от 30.03.2013 г. № 175 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/23/stranitsa-967/strategiya-razvitiya-meditsinskoy-nauki-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 329-ФЗ от 04.12.2007 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/

Любецкий Н.П. Социально-зрелая личность – миф или реальность в эпоху глобализации / Н.П. Любецкий, А.А. Князев. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2014. – 271 с.

Просмотров работы: 71