Человек с малых лет познает окружающий его мир с помощью основных инструментов познания. Это и слух, и зрение, и осязание, и обоняние, и, конечно же, вкус. Но лишь человек обладает еще одним самым важным и мощнейшим инструментом ориентации в окружающей среде или мире – мышлением. Именно поэтому роль мышления в жизни человека очень велика.
По мнению психологов, мышление носит не только биологический характер. Его развитие также зависит от самого общества, в котором живет человек, так как существует взаимосвязь между трудом и речью. А это наблюдается исключительно в человеческом обществе. С развитием общества усложняется и мышление.
Мышление — это процесс выработки умозаключений, совершая над ними логические операции [7]. Именно поэтому у него выделяют следующие операции: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизацию, обобщение и сравнение.
Мышление является доминирующей функцией в системе психических межфункциональных связей детей младшего школьного возраста. Оно выделяется в центр психического развития ребенка, когда наступает начало школьного обучения [3] и становится определяющим в системе других психических функций. Уже под его влиянием мышление приобретает произвольность.
Особенности мышления младших школьников:
для младших школьников свойственно обладать однолинейным сравнением, то есть дети находят различия либо общие признаки;
своеобразие мышления детей проистекает не только в операциях, присущих мышлению, но и в протекании мыслительного процесса;
дети активно пользуются логическими операциями, используют понятия и др;
формируется словесно-логическое мышление.
В младшем школьном возрасте важное значение имеет развитие мыслительных операций (обобщение, сравнение, различение существенных и несущественных признаков и др.). В том случае, если мыслительная операция не сформировалась полноценно, процесс обучения осложняется.
Развитие мышления является достаточно сложным процессом. В моделировании учебно-воспитательного процесса на уроках имеют быть различные технологии обучения, игровые ситуации и тому подобное. Это даст возможность создать среду для благоприятного развития ребенка.
Учитывая особенности мыслительной деятельности младших школьников, были выведены рекомендации для педагогов психологического образования, а также педагогов начального общего образования.
1. Отбор учебного материала (комплексных упражнений доступных ученикам данного уровня умственного развития), осуществляет учитель, учитывая особенности урока, его тематику, место в структуре занятий.
2. Формирование упражнений на основе комплексного подхода осуществляется с опорой на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся класса, уровень сформированности у них познавательных процессов, при этом нужно широко применять дифференцированные задачи.
3. Формирование мышления учащихся в процессе обучения будет эффективным, если педагог использует различные формы и виды работы, которые обеспечивают развитие мышления.
4. Использование на уроках различных заданий (анаграммы, правда-ложь, ребусы и др.).
Литература:
Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. – 144с.
Демидова, Т.Е. Формирование умений логического мышления у младших школьников на уроках математики / Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская // Начальная школа плюс до и после. – 2013 - №10. – С.10 – 15
Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д Марцинковская. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС. 2007 – 176 с.