ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Козихина М.В. 1, Леус Э.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья – сложное образование, состоящее из различных подструктур и отношений. Одним из ключевых компонентов семьи являются детско-родительские отношения (ДРО), как система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребёнок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы. ДРО имеют полисубъектный характер и включают в себя не только отца и мать в качестве субъекта этих отношений, но и ребенка, исходя из этого определяют родительские отношения к ребенку и детские отношения к родителям [4].

Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях могут отличаться из-за внутрисемейной деформации, в частности структурной, которая в свою очередь будет влиять на ребенка. Структурная деформация семьи — это нарушение ее целостности, чаще связанное с отсутствием одного из родителей [2].

В психологии «неполная семья» понимается как форма, возникающая в результате разрушения привычной структуры семьи: отец, мать и дети. При возникновении такой формы, при разрушении первичной структуры, исследователи в первую очередь изучают состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком. «С психологической точки зрения, – отмечает А. Б. Синельников, – показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей» [4].

Дети из неполных семей реже, чем из полных, имеют позитивное представление о своих родителях. Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют очевидную специфику и существенно отличаются от жизни в полной семье. Даже если мать(отец) пытается восполнить отсутствие отца(мать) и делает все возможное, чтобы совместить обе родительские позиции, материнскую и отцовскую, она (он), в принципе, не может реализовать их одновременно и в полной мере, поэтому ребенок может оценивать такое отношение как негативное или безразличное по отношению к себе, особенно если этот ребенок в подростковом возрасте. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца (или матери) лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. В неполной семье распространены такие стили воспитания как гипопротекция, или пониженное внимание к ребенку, и неустойчивый тип [1].

Кроме того, рассматривается множество подходов для классификации неполных семей:

- по полу родителей (материнские и отцовские),

- по количеству поколений (однопокаленные и многопокаленные),

- по форме институирования (семьи матерей, не состоящих в браке; семьи вдовых и разведенных),

- по факту наличия или отсутствия в семье второго родителя (семьи вдовых, где отец или мать умерли; семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери; семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда; семьи разведенных) [5].

Полная семья - это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей) [5]. Опираясь на исследования А.А. Бодалёва, Ю. Алёшиной, В.Н. Дружинина, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др. исследователей, состав полной семьи определяется целостностью супружеской пары, детьми и, нередко, родителями супругов.

Pодительское oтношение — это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Исходя из этого определения, можно выразить ряд направлений для анализа отношения родителя к ребенку:

- реальное взаимодействие родителей с ребенком (стиль родительского воспитания);

- отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним (родительская позиция);

- отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительская установка) [4].

Первой частью родительского отношения в детско-родительских отношениях выступает стиль родительского воспитания. Э.Г. Эйдемиллер выделил 4 типа воспитания [5]:

- либеральный - попустительское отношение к ребенку, при котором родители не обеспечивают необходимую для ребенка воспитательную среду отсутствием участия в процессе воспитания,

- авторитарный - желание родителей для ребенка является законом, не поддающимся никаким обсуждениям,

- гиперопека - основывается на ограничениях, характерна для родителей, которые безмерно заботятся о своих детях,

- демократический - самый оптимальный, когда родители выражают и проявляют заботу о дисциплине и не препятствуют проявлению самодостаточности, уважают взгляды ребенка.

Второй немаловажной частью родительского отношения в ДРО выступает родительская позиция. Осознанное родителем представление о способах взаимодействия с ребенком и отношение к нему.

Полноценная и корректная классификация родительской позиции представлена А.С. Спиваковской, которая рассматривает родительскую позицию, используя понятие «родительская любовь», и приводит 8 типов этой любви; в основе классификации использованы пары «симпатия-антипатия», «близость — дальность», «уважение-неуважение» (табл. 1) [3].

Таблица 1 – Классификация родительских позиций (А.С. Спиваковская)

Тип родительской любви

Описание в соответствии с критериями

Описание характера воспитания

Действенная любовь

Симпатия, уважение, близость

«Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь

Симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком

«Смотрите, какой прекрасный у меня ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость

Симпатия, близость, но отсутствие уважения

«Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Действенная жалость

Симпатия, близость, но отсутствие уважения

«Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Отвержение

Антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция

«Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение

Антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция

«Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование

Антипатия, неуважение, близость

«Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ

Антипатия, большая межличностная дистанция

«Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Следующий значимый компонент родительских отношений — родительские установки. Это стереотипное представление о способах взаимодействия и воспитательных подходах, основанное на внешних и внутренних факторах. Родительские установки представляют собой неосознанную родителем структурную часть его отношения к ребенку. Родительские установки включают три элемента [3]:

- когнитивный (познавательный) — система знаний и ценностных ориентаций, рассматриваемых как достоверные;

- аффективный (эмоциональный) — оценка родителями ситуации воспитания;

- поведенческий (конативный) — намерение вести себя определенным образом.

Активность ребенка во взаимоотношениях со взрослыми проявляется в образе родителя в глазах ребенка и образе семейного воспитания, а также ребенок может проявлять ответную реакцию на действия родителя. Ответная реакция может быть, как принятие, так и непринятие ролей, которые ему навязывают родители, ребенок или соответствует родительским ожиданиям, или нет. Ответ ребенка зависит от соответствия заявленных родителями требований его Я-концепции. Значение образа родителя и ребенка во взаимоотношениях детей и родителей заключается в ориентировке в этой системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении требуемых условий гармоничного формирования ребенка.

Таким образом, проанализировав теоретические представления о детско-родительских отношениях, можно сказать, что они являются сложным процессом, включающим в себя не только родительское воздействие и его представление о ребенке и воспитании, но и ответ ребенка на это воздействие и его представления.

В данной работе предпринята попытка эмпирического изучения подростков из неполных семей с целью выяснить, действительно ли у подростков в неполных семьях склонность к агрессивным и депрессивным состояниям потенциально выше, чем у подростков из полных семей. Эмпирическое изучение проводилось путем сравнительного анализа состояний лиц, живущих в полных и неполных семьях.

В исследовании приняло участие 40 человек: по 20 подростков из полных семей и неполных семей в возрасте 15-18 лет. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Особенности проявления детско-родительских отношений и эмоциональной сферы подростков (виды агрессии и депрессивные состояния) в неполных семьях характеризуются проявлением всех видов агрессии и показатели этой агрессии у детей из неполных семей значительно выше, чем у подростков из полных семей.

2. Уровень депрессии у подростков в неполных семьях значительно выше. Что касается детско-родительских отношений, то в полной семье преобладают позитивные отношения, в то время как в неполных семьях значительно высок уровень враждебности и автономности в отношениях с родителями.

Таким образом, детско-родительские отношения в полных и неполных семьях различаются и имеют свою специфику, которая в свою очередь влияет на уровень агрессии и депрессии.

Список литературы:

1. Дружинина, Н. Ю. Детско-родительские отношения в неполных семьях [Текст] \ Н. Ю. Дружинина \\ Современные тенденции развития клинической психологии. Материалы научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 42-47.

2. Малыш Л. В., Черты детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях [Электронный ресурс] \ Л. В. Малыш \\ Наука и образование: проблемы и перспективы. – 2018. - С. 290 – 296.

3. Солынин, Н. Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78305/ (дата обращения: 19.03.2021).

4. Харина, Е. В. Влияние типа родительского отношения на развитие личности ребенка [Электронный ресурс] \ Е. В. Харина \\ На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра. – 2020. – С. 223- 228.

5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

Просмотров работы: 336