Семья – сложное образование, состоящее из различных подструктур и отношений. Одним из ключевых компонентов семьи являются детско-родительские отношения (ДРО), как система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребёнок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы. ДРО имеют полисубъектный характер и включают в себя не только отца и мать в качестве субъекта этих отношений, но и ребенка, исходя из этого определяют родительские отношения к ребенку и детские отношения к родителям [4].
Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях могут отличаться из-за внутрисемейной деформации, в частности структурной, которая в свою очередь будет влиять на ребенка. Структурная деформация семьи — это нарушение ее целостности, чаще связанное с отсутствием одного из родителей [2].
В психологии «неполная семья» понимается как форма, возникающая в результате разрушения привычной структуры семьи: отец, мать и дети. При возникновении такой формы, при разрушении первичной структуры, исследователи в первую очередь изучают состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком. «С психологической точки зрения, – отмечает А. Б. Синельников, – показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей» [4].
Дети из неполных семей реже, чем из полных, имеют позитивное представление о своих родителях. Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют очевидную специфику и существенно отличаются от жизни в полной семье. Даже если мать(отец) пытается восполнить отсутствие отца(мать) и делает все возможное, чтобы совместить обе родительские позиции, материнскую и отцовскую, она (он), в принципе, не может реализовать их одновременно и в полной мере, поэтому ребенок может оценивать такое отношение как негативное или безразличное по отношению к себе, особенно если этот ребенок в подростковом возрасте. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца (или матери) лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. В неполной семье распространены такие стили воспитания как гипопротекция, или пониженное внимание к ребенку, и неустойчивый тип [1].
Кроме того, рассматривается множество подходов для классификации неполных семей:
- по полу родителей (материнские и отцовские),
- по количеству поколений (однопокаленные и многопокаленные),
- по форме институирования (семьи матерей, не состоящих в браке; семьи вдовых и разведенных),
- по факту наличия или отсутствия в семье второго родителя (семьи вдовых, где отец или мать умерли; семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери; семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда; семьи разведенных) [5].
Полная семья - это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей) [5]. Опираясь на исследования А.А. Бодалёва, Ю. Алёшиной, В.Н. Дружинина, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др. исследователей, состав полной семьи определяется целостностью супружеской пары, детьми и, нередко, родителями супругов.
Pодительское oтношение — это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Исходя из этого определения, можно выразить ряд направлений для анализа отношения родителя к ребенку:
- реальное взаимодействие родителей с ребенком (стиль родительского воспитания);
- отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним (родительская позиция);
- отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительская установка) [4].
Первой частью родительского отношения в детско-родительских отношениях выступает стиль родительского воспитания. Э.Г. Эйдемиллер выделил 4 типа воспитания [5]:
- либеральный - попустительское отношение к ребенку, при котором родители не обеспечивают необходимую для ребенка воспитательную среду отсутствием участия в процессе воспитания,
- авторитарный - желание родителей для ребенка является законом, не поддающимся никаким обсуждениям,
- гиперопека - основывается на ограничениях, характерна для родителей, которые безмерно заботятся о своих детях,
- демократический - самый оптимальный, когда родители выражают и проявляют заботу о дисциплине и не препятствуют проявлению самодостаточности, уважают взгляды ребенка.
Второй немаловажной частью родительского отношения в ДРО выступает родительская позиция. Осознанное родителем представление о способах взаимодействия с ребенком и отношение к нему.
Полноценная и корректная классификация родительской позиции представлена А.С. Спиваковской, которая рассматривает родительскую позицию, используя понятие «родительская любовь», и приводит 8 типов этой любви; в основе классификации использованы пары «симпатия-антипатия», «близость — дальность», «уважение-неуважение» (табл. 1) [3].
Таблица 1 – Классификация родительских позиций (А.С. Спиваковская)
Тип родительской любви |
Описание в соответствии с критериями |
Описание характера воспитания |
Действенная любовь |
Симпатия, уважение, близость |
«Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». |
Отстраненная любовь |
Симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком |
«Смотрите, какой прекрасный у меня ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». |
Действенная жалость |
Симпатия, близость, но отсутствие уважения |
«Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». |
Действенная жалость |
Симпатия, близость, но отсутствие уважения |
«Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». |
Отвержение |
Антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция |
«Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». |
Презрение |
Антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция |
«Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям». |
Преследование |
Антипатия, неуважение, близость |
«Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» |
Отказ |
Антипатия, большая межличностная дистанция |
«Я не хочу иметь дела с этим негодяем». |
Следующий значимый компонент родительских отношений — родительские установки. Это стереотипное представление о способах взаимодействия и воспитательных подходах, основанное на внешних и внутренних факторах. Родительские установки представляют собой неосознанную родителем структурную часть его отношения к ребенку. Родительские установки включают три элемента [3]:
- когнитивный (познавательный) — система знаний и ценностных ориентаций, рассматриваемых как достоверные;
- аффективный (эмоциональный) — оценка родителями ситуации воспитания;
- поведенческий (конативный) — намерение вести себя определенным образом.
Активность ребенка во взаимоотношениях со взрослыми проявляется в образе родителя в глазах ребенка и образе семейного воспитания, а также ребенок может проявлять ответную реакцию на действия родителя. Ответная реакция может быть, как принятие, так и непринятие ролей, которые ему навязывают родители, ребенок или соответствует родительским ожиданиям, или нет. Ответ ребенка зависит от соответствия заявленных родителями требований его Я-концепции. Значение образа родителя и ребенка во взаимоотношениях детей и родителей заключается в ориентировке в этой системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении требуемых условий гармоничного формирования ребенка.
Таким образом, проанализировав теоретические представления о детско-родительских отношениях, можно сказать, что они являются сложным процессом, включающим в себя не только родительское воздействие и его представление о ребенке и воспитании, но и ответ ребенка на это воздействие и его представления.
В данной работе предпринята попытка эмпирического изучения подростков из неполных семей с целью выяснить, действительно ли у подростков в неполных семьях склонность к агрессивным и депрессивным состояниям потенциально выше, чем у подростков из полных семей. Эмпирическое изучение проводилось путем сравнительного анализа состояний лиц, живущих в полных и неполных семьях.
В исследовании приняло участие 40 человек: по 20 подростков из полных семей и неполных семей в возрасте 15-18 лет. В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Особенности проявления детско-родительских отношений и эмоциональной сферы подростков (виды агрессии и депрессивные состояния) в неполных семьях характеризуются проявлением всех видов агрессии и показатели этой агрессии у детей из неполных семей значительно выше, чем у подростков из полных семей.
2. Уровень депрессии у подростков в неполных семьях значительно выше. Что касается детско-родительских отношений, то в полной семье преобладают позитивные отношения, в то время как в неполных семьях значительно высок уровень враждебности и автономности в отношениях с родителями.
Таким образом, детско-родительские отношения в полных и неполных семьях различаются и имеют свою специфику, которая в свою очередь влияет на уровень агрессии и депрессии.
Список литературы:
1. Дружинина, Н. Ю. Детско-родительские отношения в неполных семьях [Текст] \ Н. Ю. Дружинина \\ Современные тенденции развития клинической психологии. Материалы научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 42-47.
2. Малыш Л. В., Черты детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях [Электронный ресурс] \ Л. В. Малыш \\ Наука и образование: проблемы и перспективы. – 2018. - С. 290 – 296.
3. Солынин, Н. Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78305/ (дата обращения: 19.03.2021).
4. Харина, Е. В. Влияние типа родительского отношения на развитие личности ребенка [Электронный ресурс] \ Е. В. Харина \\ На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра. – 2020. – С. 223- 228.
5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.