Право на педагогическую деятельность и требования к применению профессиональных стандартов в организациях высшего образования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Право на педагогическую деятельность и требования к применению профессиональных стандартов в организациях высшего образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Теоретическаяосноваисследованияпредставленатрудами в области правового регулирования образовательной деятельности и соблюдения прав и социальных гарантий педагогическим работниковтаких ученых,какЕ.В.Буслов,С.Ю.Головина,Н.П.Дацко,В.С.Куров, С.А.Ларюшкин, Л.Б.Першина, Е. А. Сахарова.

Нормативную основу исследования составляют Конституция РоссийскойФедерации,ТрудовойкодексРоссийскойФедерации(далее ТК РФ),Законобобразовании.

Современная образовательная система, как известно, подвержена постоянным реформам, прежде всего, в контексте управления человеческим ресурсом (персоналом организации).

Известное изречение «кадры решают все» в настоящее время имеет еще большую актуальность, поскольку персонал является ключевым и самым ценным ресурсом любой организации, в том числе и ВУЗа. Это вызывает необходимость формирования целостной концепции кадрового менеджмента образовательной системы.

Проблемными остаются не только многие вопросы применения профстандартов, но и научного осмысления, их роли и предназначения в кадровом менеджменте. Различия наблюдаются уже в подходах к пониманию профстандартов – узком, как нормативный документ, и широком, как детализированная система, определяющая минимальные требования квалификации работников для конкретных должностей.

Понятие профессионального стандарта определено в статье 195.1 Трудового Кодекс РФ.

В декабре 2012 года был принят Федеральный закон 236-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс и другие законы, регулирующие порядок разработки и применения профессиональных стандартов.

С 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам.

Алгоритм внедрения профстандартов состоит из 7 этапов.

На первом этапе следует ответить на вопрос: имеются ли действующие законы и нормативные правовые акты, определяющие требования к квалификации, относящиеся к области профессиональной деятельности организации? Например, для образовательного учреждения установлены профессиональные стандарты в образовательной сфере.

Второй этап связан с изучением реестра профессиональных стандартов на предмет наличия профстандарта, применяемого для конкретной должности в организации.

По итогам первого и второго этапа можно составить список профстандартов, применяемых в организации.

Далее необходимо привести локальные нормативные акты организации в соответствии с профстандартами, применяемыми в организации. Затем нужно внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры работников.

Работа по документальному внедрению профстандартов завершена. Каковы дальнейшие действия? Должен ли работодатель автоматически увольнять работников, имеющих несоответствие по стажу и образованию?

Ответ – нет. Введение стандартов не предполагало увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности.

Внедрение профессионального стандарта также не может быть основанием для изменения условий заключенного трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ.

Устранение несоответствия в части образования работника возможно путем подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников в соответствии со статьей 196 ТК РФ. Причем решение о направлении на учебу принимается работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Профессиональные стандарты для сферы образования – основа для формирования ФГОС и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Однако Приказом №832н от 26.12.2019 года Минтруда и соцзащиты Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» отменен. Основная причина отмены – необходимость создания условий для привлечения в образовательный процесс по направлению ВО ведущих специалистов, преподавателей. Поэтому в учреждениях высшего образования профстандарты обязательны только для специалистов и рабочих, которые не ведут педагогическую работу, за исключением педагогов среднего профессионального образования.

Для лиц, не исполнивших введение и применение профстандартов, за нарушение трудового законодательства в части обязательности применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Список литературы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4171.

Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 12.12.2021).

Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 29.11.2018) "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" // Собрание законодательства РФ, 28.01.2013, N 4, ст. 293.

Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, N 27 (часть III), ст. 4484.

Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 (ред. от 17.08.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.07.2017.

Просмотров работы: 4