ВОСПИТАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВОСПИТАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Кондрашкина О.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

До сегодняшнего дня нет однозначного ответа на вопрос о том, как определить воспитанность школьников. Воспитанность – это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Это не только отношение к труду, людям, обществу, но и поведение, общие знания, духовные ценности. Главное, чтобы между перечисленными свойствами была согласованность. В педагогической психологии нет точных формул измерения воспитанности, о воспитанности человека мы можем лишь приблизительно судить, используя трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов. Что же считать критериями воспитанности?

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Условно их можно подразделить на важные (статистические) показатели и на критерии, которые помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

По способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

В работе А.К. Марковой обращается внимание на согласованность этих двух аспектов воспитания. Автор выделяет два уровня воспитанности:

Высокий уровень воспитанности: широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Низкий уровень воспитанность: слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе [3, с.182].

Эффективность воспитания – еще один критерий который говорит нам о том, готов ли и способен ребёнок к самовоспитанию. Если он не хочет и всячески противится воспитанию, отторгает самовоспитание, то навряд ли нам удастся добиться воспитанности высокого уровня.

Уровень воспитанности – степень сформированности системы личностных качеств в соответствии со сформированным в обществе представлением об идеальной личности и по отношению к ним. Уровень воспитанности определяется развитостью таких качеств, как духовно-нравственные, интеллектуальные, трудовые, эстетические, физические. Определить уровень воспитанности возможно на основе определенных оценочных показателей, не забывая отталкиваться от возраста ребёнка и его личностных качеств.

1. Поведение ребенка в семье:

Степень интереса к делам и проблемам семьи;

Вежливое обращение по отношению к членам семьи;

Реакция на замечания в семье;

Проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;

Проявление заботы о младших членах семьи;

Выполнение данных поручений и обязанностей в семье.

2. Поведение ребенка в школе:

Внимательность в процессе учебной деятельности;

Старательность при выполнении домашних заданий;

Трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;

Проявление ответственности при выполнении общественных дел;

Бережное отношение к материальным средствам обучения;

Адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;

Соблюдение дисциплины на переменах.

3. Отношение к старшим по возрасту:

Вежливое и уважительное общение со старшими;

Выполнение поручений и просьб старших;

Оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

4. Отношение к сверстникам:

Активное участие в коллективной деятельности;

Готовность к бескорыстной помощи;

Стремление не подвести членов коллектива;

Стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.

5. Поведение в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;

Бережное отношение к природе.

6. Отношение к себе:

Соблюдение личной гигиены;

Аккуратность и бережливость к личным вещам;

Самокритичность;

Выполнение режима дня;

Правдивость, честность, принципиальность.

Архипенко Я.И. предлагает проводить диагностику по данным критериям в начале и конце учебного года. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню [1].

Определение уровней воспитанности — это тестирование, в котором рассматривается поведение воспитанника в определенной ситуации и говорит нам о наличии или отсутствии определенных качеств обучающихся.

Но только тестированием уровень воспитанности не определяется. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии в педагогике используются сравнительно мало; в последние десятилетия не принято было говорить о тех проблемах (точнее, невоспитанности), которые обнаруживаются при использовании этих критериев. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели. Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности (коллектива), а лишь для отдельных — нравственных, трудовых, эстетических и т. д. качеств, которые в отрыве от других качеств, движущих мотивов и конкретных условий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы [2].

В качестве способа оценки воспитательного процесса выступает мониторинг, который помогает определить перспективные направления развития личности или предупредить развитие негативных процессов. Результаты мониторинга позволяют оценить эффективность форм, способов, приемов воспитательного воздействия, определить соответствие воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мы считаем, что лучше человеческих поступков ничто не может подтвердить воспитанность, однако тесты, различные методики необходимы для определения уровня воспитанности. Без изучения уровней воспитанности невозможно конкретизировать цели воспитания. Наблюдение за школьниками, их действиями, межличностными отношениями выявляет мотивацию поступков, можно проанализировать, почему именно такой стиль поведения выбрал ученик в сложившейся ситуации. Основываясь на наблюдениях можно избежать в будущем возможных ошибок в воспитании.

Список литературы:

Архипенко Я.И. Оценка уровня воспитанности школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_ vospitaniya/ocenka_urovnya_vospitannosti_shkolnikov/

Диагностика воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/9508425/page:4/

Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 4-е изд., перераб., доп. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 320 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468

Просмотров работы: 599