Аннотация: Статья посвящена проблеме стрессоустойчивости студентов с разным функциональным состоянием организма. Была проведена кардиоинтерваография, для выявления функционального состояния сердечно – сосудистой системы, а также анкетирование для определения уровня тревожности у студентов.
Ключевые слова: Стресс, стрессоустойчивость, студенты, вариабельность ритма сердца, сердечно – сосудистая система.
Введение. С началом обучения в вузе студент попадает в новые для него условия обучения и общения: новые режим труда, новый коллектив осваиваются новые профессиональные умения и знания, усиливается процесс самовоспитания и самообразования. Такой процесс изменения, называется психофизиологическим явлением, которое приводит студента к нервным срывам и стрессовым реакциям, а, следовательно, к снижению успеваемости, появлению трудностей в общении с преподавателями, однокурсниками и родителями [2,4].
Для студентов очень важно иметь крепкое психическое здоровье, которое определяется состоянием благополучия, реализацией своего потенциала, плодотворной работой и борьбой со стрессом. Стресс в свою очередь вносит свое негативное влияние в развитии студента, приводит его в состояние эмоционального напряжения и плохой работоспособности.
Формирование стрессоустойчивости очень важный процесс для человека, ведь ее в современной психолого-педагогической науке определяют, как «характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности» [1].
Эффективность работы человека во многом зависит от его функционального состояния, под воздействием эмоциональных нагрузок могут начать развиваться различные психофизиологические нарушения и нервно – психологические расстройства, при этом степень функциональных и патологических изменений обусловлена устойчивостью к стрессу [3].
Результаты. Исследование проводилось в 2021 году, в весенний период. Количество респондентов – 26 человек, 18 девушек и 8 юношей, обучающихся в Северном (Арктическом) федеральном университете, различных курсов и направлений. При проведении кардиоинтервалографии для исследования вегетативного обеспечения деятельности использовалась ортоклиностатическая проба. Выполнение исследования разбито на два этапа: в положениях респондента лежа и стоя. В покое в горизонтальном положении регистрируют кардиоинтервалограмму покоя. Затем испытуемый медленно, без лишних движений встает, сразу же в вертикальном положении производят регистрацию КИГ в ортостатическом состоянии. Уровень личностной и ситуативной тревожности определялся тестом Ч.Д Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханин [5]. В ходе исследования были получены следующие результаты. Личностная тревожность: у 54% студентов умеренная, у 46% – высокая, низкой тревожности не наблюдается. Ситуативная тревожность: у 12% студентов была выявлена низкая тревожность, у 50% – умеренная, у 38% – высокая ситуативная тревожность. Нет значимых различий параметров кардиоинтервалографии по уровню ситуативной тревожности, но присутствует по личностной тревожности. По уровню личностной тревожности (ЛТ) участники исследования были разбиты на две группы: 1 – с умеренной ЛТ, 2 – с высокой ЛТ
Индекс напряжения, отражающий степень централизации в управлении сердечным ритмом, рассчитывается по кардиоинтервалграфии, с помощью специальной формулы. По данным исследования одинаковое число респондентов испытывают как напряжение физиологических функций, так и не имеют такого.
Устанавливалась значимость изменений параметров ВРС от фона к ортостату у студентов с разным уровнем личностной тревожности. В первой группе у студентов с умеренной личностной тревожностью, при ортостатической пробе ЧСС возрастала на 28%, VLF увеличилась на 23%, LF – на 66%, %VLF – на 381%, %LF – на 45%. Во второй группе с высокой личностной тревожностью, при ортостатической пробе показатель ЧСС увеличился на 29%, VLF – на 53%, LF – на 35%, %VLF – на 105%, %LF – на 48%.
Выводы. 1. Результаты исследований уровня стрессоустойчивости демонстрируют, что по личностной тревожности у 46% студентов - высокая, у 56% - умеренная, низкой тревожности не выявлено. Высокая ситуативная тревожность была обнаружена у 38% студентов, умеренная у 50%, низкая у 12%.
2. Установлено, что представленность студентов с нормальным и напряженным функциональным состоянием по индексу напряжения равнозначна.
3. Выявлено, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности ортостатическая проба вызывала более выраженное повышение VLF-составляющей спектра, при этом вклад низкочастотной составляющей (LF) оказался сниженным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Мурзина С.М. Психология и топология личности студента [Текст] / Мурзина С.М. // Педагогика и психология. – 2008. – с.1 – 8.
2 Личность студента [Электронный ресурс] // Психология и педагогика. – Режим доступа: https://studme.org/126939/pedagogika/lichnost_studenta
3 Б. Р. Мандель. Психология стресса: учебное пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/122652/
4. Н. Б. Карабущенко, М.Б. Стефанишина. Особенности преодоления стресса студентами – психологами [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/519059/
5 Исследование тревожности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vsetesti.ru/228/
1Научный руководитель: Чуб Игорь Сергеевич – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова.