На данный момент проблемой является увеличение числа наземного транспорта. Так как это приводит к различным загрязнениям антропогенного характера. Одним из таких считается шумовое загрязнение. Оно негативно воздействует на здоровье людей и животных, порождает различные проблемы, связанные со слухом и нарушением нервной системы.
Для улучшения качества городской среды необходимо рассматривать различные мероприятия по снижению не только выбросов отработанных газов автотранспорта, но и шума. Одним из направлений снижения шума от проезжей части является возведение механической преграды для создания зоны звуковой тени, в которой находятся жилые постройки. В качестве преграды для шума могут рассматриваться зеленые насаждения, рядовые посадки. Особенно остро в современный период стоит вопрос озеленения вообще и правильно спланированного озеленения. По городу можно наблюдать ликвидацию многорядных рядовых посадок вдоль дорог и устройство жиденьких посадок рябин и ряда других древесных видов, выполняющих декоративную, эстетическую функцию, но не справляющихся с санирующей функцией, а с функцией защиты от шума тем более. Данная работа позволит обратить внимание на проблему озеленения в городе и определит актуальность различных посадок вдоль дорог для защиты жилой зоны города от шума.
С целью изучения уровня шума на территории города Архангельск были проведены замеры на расстоянии 6 м от ближайшей полосы проезжей части на высоте 1,3 м в 14 экспериментальных точках (рис. 1). Измерения проводились в течение 5 минут с промежутком в 60 секунд на Троицком проспекте.
Рисунок 1 – Карта-схема г. Архангельск с нанесением точек измерений
Объекты были выбраны с разными характеристиками: участок с полным отсутствием деревьев, однорядная посадка деревьев, двурядная посадка деревьев, а также участок с групповой посадкой елей.
Средний показатель на участке с отсутствием каких-либо зеленых насаждений перед дорогой составил 73 дБ. Где минимальный уровень шума составляет 69,1 дБ, а максимальный 75,7 дБ. Для данной характеристики было выбрано 3 участка, на каждом из которых производилось по 5 замеров.
Средний показатель участка с однорядной посадкой деревьев 70,8 дБ. Где максимальный уровень шума 74,1 дБ, а минимальный 68,4. Для этой характеристики было выбрано 4 участка.
Для двурядной посадки деревьев средний показатель составил 66 дБ. Максимальный показатель на данном участке 71 дБ, а минимальный 60,9 дБ. Для характеристики выбрано было 5 участков.
Средний показатель уровня шума на участке с групповыми посадками елей составил 61,45 дБ. Представленная характеристика измерялась на 2 участках.
В таблице 1 представлены данные по снижению уровня шума. Исходя из результатов исследования можно сделать вывод о том, что лучшей преградой для шума является ель. Для наглядности на рисунке 2 приведена столбчатая диаграмма изменения уровня шума в зависимости от характеристик. Также с елью был проведен еще один эксперимент для того, чтобы выяснить длину её шумовой тени. Для этого мы измерили уровень шума перед деревом со стороны дороги, и за ним. В результате этого получилось, что шум со стороны дороги составил 75–70 дБ, а уже за елью он был 60–63 дБ и вновь увеличиваться он начал лишь на расстоянии 15 м.
Таблица 1 – Снижение уровня шума уровня шума относительно участков с полным отсутствием насаждений
Посадка зеленых насаждений |
Снижение уровня шума в дБ |
Однорядная посадка деревьев |
2,2 |
Двухрядная посадка деревьев |
7 |
Групповая посадка елей |
11,55 |
Рисунок 2 – Диаграмма изменения уровня шума
Уровень звука на дорогах города Архангельск достаточно высокий однорядные посадки практически никак не влияют на изменения показателей, немного лучше с этим справляются двурядные посадки. Трехрядных посадок вблизи Троицкого проспекта найти не удалось.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Абрашкина, А. С. Снижение уровня шумового загрязнения с помощью живых изгородей / А. С. Абрашкина, А. И. Довганюк // Вестник ландшафтной архитектуры. – 2016. – № 7. – С. 3–5.
Иванов, Е. С. Влияние звука на растения, животных и человека / Е. С. Иванов, А. В. Гришаев // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. – 2012. – № 2(14). – С. 13–17.
Минина, Н. Н. Методика расчета шума автотранспорта / Н. Н. Минина // Вестник МГСУ. – 2011. – № 3–1. – С. 117–127.
Ю. А. Гордеев, А.А. Кулагин. Зависимость шумозащитных свойств зеленых насаждений от времени года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-shumozaschitnyh-svoystv-zelenyh-nasazhdeniy-ot-vremeni-goda (дата обращения: 1.12.21).
Токарева, Т. Г. Шумозащитные свойства древесных растений и их использование в озеленении / Т. Г. Токарева, Р. В. Леонтьев // Грани познания. – 2018. – № 4(57). – С. 63–66.
1Научный руководитель – Тюкавина Ольга Николаевна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биологии, экологии и биотехнологии САФУ имени М.В. Ломоносова.