Игровые обучающие ситуации как средство развития у младших школьников познавательной самостоятельности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Игровые обучающие ситуации как средство развития у младших школьников познавательной самостоятельности

Белякова Ю.В. 1, Макарова О.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества большое значение придаётся самостоятельности подрастающего поколения. Речь идёт о самостоятельности, которая имеет не бытовую основу, а познавательную. Это значит, что член социума умеет мыслить – анализировать, сопоставлять и сравнивать, выделять общее и особенное, разделять главное и срочное.

В развитии познавательной самостоятельности ведущую роль играет общее образование. С самого первого (школьного) уровня у младших школьников формируются универсальные учебные умения. Обязательность их формирования и развития закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (2009, 2021 гг.).

В указанных стандартах познавательная самостоятельность понимается как качество личности, которое выражается в проявлении инициативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания через познавательную деятельность [3].

Более подробно умения, которые относятся к познавательной самостоятельности, раскрыты в требованиях к результатам освоения учениками образовательной программы.

В целом проведённый нами теоретический анализ позволяет трактовать познавательную самостоятельность как комплекс, который включает в себя ряд умений: умение ставить цели, проявлять инициативу, применять в деятельности усвоенные компетенции, способность действовать в рамках свободного выбора.

На основании анализа работ по формированию и развитию познавательной самостоятельности у учеников младших классов можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными являются те игровые методы и приемы, которые направлены на развитие познавательного интереса, инициативы, творческих способностей, а также повышение внутренней мотивации к обучению [1]. Особое значение имеет определение формы обучения. Наиболее продуктивными, считаем коллективно-распределительную и дискуссионную формы обучения.

Исходя из определения психологических и методических особенностей формирования и развития познавательной самостоятельности у младших школьников, мы предположили, что наиболее эффективным средством будут игровые обучающие ситуации. Поясним.

На основе анализа научных работ (С.Н. Николаева, И.А. Комарова) игровая обучающая ситуация (ИОС) рассматривается нами как полноценная, специально организованная сюжетно-ролевая игра или её фрагмент. Основная цель ИОС – сделать более интересным и увлекательным изучение материала учебных предметов. Занимательность условного мира игры обусловлена положительной модальностью отношения ученика как к форме (игра), так и к её содержанию, что позволяет активизировать познавательные психологические процессы ученика. Другой положительной стороной ИОС является то, что она способствует использованию знаний в новой – игровой ситуации, то есть ученик получает возможность заинтересованной практической реализации учебного содержания в деятельности [2].

Игровые обучающие ситуации обеспечат формирование и развитие у учеников познавательной самостоятельности, если будут нацелены на обучение детей проведению анализа, сравнению, поиску общего и особенного и т.п. элемента. Разноплановое, но близкое ученикам содержание уроков окружающего мира позволяет организовывать самые разные игровые обучающие ситуации. Их подбор следует осуществлять с учетом готовности и расположенности учеников к игровой форме, желания и потребности проявлять самостоятельность. Систематическое применение ИОС на уроках позволяет поступательно повысить сложность умственных действий, расширить возможности самостоятельной познавательной деятельности. Как показал анализ методической литературы, наиболее эффективными ИОС можно считать моделирование реальной жизненной ситуации, превращение, ИОС с литературными персонажами.

Нами, для развития самостоятельности младших школьников 2А класса был разработан и внедрен в образовательный процесс ГБОУ НАО «Средней школы пос. Искателей» специальный комплекс игровых обучающих ситуаций. Его цель – содействие развитию у учащихся 2А класса познавательной самостоятельности.

Приведём примеры трёх игровых обучающих ситуаций на уроках.

«Моделирование реальной жизненной ситуации»

Тема урока по окружающему миру: «Комнатные растения».

Формируемые умения познавательной самостоятельности: построение логической цепи рассуждений, составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Погружение в ИОС начинается с проблемной ситуации: «Оказывается в нашем городе недавно открылся новый цветочный магазин. С открытием цветочного магазина у нас появилась большая возможность незабываемо поздравить своих родных и друзей. Как купить любимый мамин цветок, например, фиалку? Как заказать доставку букета по адресу бабушки? Что нужно сделать, если хочется составить и купить букет из разных цветов? Как получить сведения о цветах: о их названии, свежести, стойкости в букете, цене?». После беседы и вывода о том, что пока эти действия не выполнялись, учитель предлагает детям разделиться на группы и проиграть каждую ситуацию по ролям. Проверка выполнения задания – инсценировка игровых ситуаций с последующим обсуждением того, какие познавательные умения пришлось применить в ходе подготовки.

«Превращение»

Тема урока по окружающему миру: «Дикие и домашние животные».

Формируемые умения познавательной самостоятельности: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Погружение в ИОС начинается с беседы о том, кто такой зоолог, чем занимаются зоологи, как ведут наблюдение зоологи. Далее предлагается попробовать себя в роли зоологов, работая в группах. Одна группа зоологов будет изучать жизнь диких животных и отправится в командировку в Ненецкий государственный природный заповедник, а другая группа отправится в крестьянско-фермерское хозяйство семьи Никитиных в село Тельвиска. Ученикам в разных частях класса предлагаются видеозарисовки о животных. Ученики, принимая позу наблюдателей (чтобы не спугнуть животных), собирают материал. 1 группа – ученики, рассматривая по видеоматериалам животных, наблюдают за их поведением в природе, группируют их по типу питания (травоядные и хищные), отбирают картинки из предложенного учителем материала, записывают названия животных в нужный столбик таблицы, а затем каждый член группы представляет «своего» животного по плану: показ картинки, название животного, как себя ведёт в природе, чем питается. 2 группа определяет значение животных в жизни человека: распределяет животных из видеофрагмента в две группы: животные, которые приносят пользу человеку и животные, которых человек держит ради удовольствия. Деятельность группы организуется также, как и впервой группе. Дополнительно детям можно предложить творческое задание на превращение в животного: «Задумайте животного, картинку с ним переверните так, чтобы изображение было скрыто, изобразите, инсценируйте этого животного, а мы угадаем, кого вы загадали»; спрашивают по 2 человека от каждой группы. Затем идёт обсуждение того, какие познавательные умения пришлось применить, чтобы успешно справиться с заданием.

«ИОС с литературными персонажами»

Тема урока по литературному чтению «Внеклассное чтение «Басни И.А. Крылова».

Формируемые умения познавательной самостоятельности: свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей.

Погружение в ИОС начинается со слов: «Часто в жизни случается, когда нужно дать характеристику кому-либо. Сегодня мы будем работать как психологи (врачи, артисты и т.д.). У нас сегодня в гостях герои басен И.А. Крылова. Чтобы дать им характеристику, определить из каких басен они к нам пожаловали, выберите из текста фрагменты, в которых показаны те или иные черты характера персонажей. Составьте характеристику, заполняя пропуски в карточках своими словами или словами автора». Комментарий. Для работы выбираются по два персонажа с разными характерами из одной басни или из разных басен, например, Стрекоза и Муравей, Лебедь и Рак и т.п. В предлагаемой карточке дана матрица., по которой составляется характеристика. В пропуски нужно вставить положительные и/или отрицательные характеристики, которые описаны в басне, а затем добавить собственное аргументированное мнение. Так, например, характеристика Муравья может получиться неоднозначной. С одной стороны, он серьёзный, умный и трудолюбивый. Серьезный, так как умеет принимать решения. Умный, так как имеет опыт и понимает, что для того, чтобы выжить, нужны еда и жилье, а для этого нужно трудиться летом. С другой стороны, Муравей может показаться безжалостным и беспощадным – Стрекоза ведь умрёт без помощи… Главное при разборе ситуаций, чтобы дети аргументировали свои мнения, демонстрируя умения познавательной самостоятельности.

Разработанный комплекс ИОС требовал экспериментальной проверки. Наше исследование включало в себя проведение формирующего и контрольного экспериментов по внедрению ИОС в образовательный процесс начальной школы. Представим результаты экспериментов.

На первых двух уроках с применением игровых обучающих ситуаций дети чувствовали смущение, неохотно принимали участие в игровых ситуациях, в особенности во время рефлексии. Так, например, во время проигрывания ситуаций на общение (тема «Учимся общаться с окружающими»), дети не были самостоятельными, ждали поддержки со стороны учителя – одобрения, подсказок и т.п. При анализе умений познавательной самостоятельности вообще замолкали и не вступали в беседу до тех пор, пока учителем не было показано, какие умения использовали ученики. Третий и четвертый уроки показали, что ученики более охотно принимают участие в решении проблемных ИОС, выбирают из предложенного списка те умения, которыми обеспечивается их познавательная самостоятельность, аргументируют свой выбор примерами деятельности. На последующих уроках познавательная самостоятельность стала стремительно развиваться - ученики интересовались до уроков, будут ли сегодня интересные самостоятельные задания, легко погружались в проблемные ситуации, вступали во взаимодействие в группах для решения поставленных задач. При проведении рефлексии дети активно рассказывали о своих эмоциях и успехах. Выбор познавательных умений происходил без поддержки справочного материала (список умений). Дети и сами отмечали, что стали лучше понимать, как у них «появляются знания и умения».

Таким образом, по результатам формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно говорить об эффективности применения комплекса игровых обучающих ситуаций для развития познавательной самостоятельности.

Список литературы

Колесникова, А.Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста / А.Я. Колесникова // Молодой ученый. – 2020. – № 29. – С. 146-147.

Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д, 2008. – 136 с.

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 07.01.2021).

Просмотров работы: 42