ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА СПОРТИВНЫЙ ОБЪЕКТ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА СПОРТИВНЫЙ ОБЪЕКТ

Кузьмина В.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экскурсионная деятельность — необходимый компонент туристской индустрии. Теоретическими исследованиями данной отрасли занимались следующие учёные: Б.Е. Райков, В.А. Гердт, Н. П. Анциферов, Б. В. Емельянов, А. С. Скобельницына, А. П. Шарухин, Г. П. Долженко, Н. М Хуусконен, Т. М. Глушанок и др.

По ГОСТу Р-54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» экскурсия — услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или тургруппами, заключающуюся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки [1].

Основополагающим элементом экскурсионного обслуживания является экскурсовод, который является квалифицированным профессионалом, помогающим потребителям услуги: посмотреть объекты показа, узнать достоверную информацию о них, ощутить события, относящиеся к конкретному объекту, историческую роль объекта показа в формировании культуры или природы, освоить навык самостоятельного наблюдения и анализа объектов.

Экскурсионная классификация, принятая в середине семидесятых годов двадцатого столетия Центральным советом по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, группирует экскурсии по различным признакам: содержание, состав и количество участников, место проведения, способ передвижения, продолжительность, форма проведения [2]. В современных условиях целесообразно добавить ещё один критерий – формат проведения (онлайн, оффлайн, гибридный).

Любая экскурсионная услуга обладает следующими функциями: организация досуга с развлекательно-познавательными целями; получения и усвоение новой информации; формирования интересов; расширение кругозора.

На сегодняшний день прослеживается неразрывная спортивной и туристической индустрий. Уже 25 октября 1999 года МОК (Международный Олимпийский Комитет) и ВТО (Всемирная Туристическая Организация) подписали Соглашение о сотрудничестве, давая начало взаимодействию двух отраслей на высоком международном уровне.

Анализируя взаимосвязь спортивной индустрии и индустрии туризма, мы можем выделить ряд предпосылок роста популярности ознакомительных экскурсий на спортивные объекты:

Активная популяризация спорта через культуру, СМИ (создание кино о спорте, введение цензуры на показ алкогольной и табачной продукции, мода на движение ЗОЖ);

Повышенный спрос на спортивные программы и прямые трансляции соревнований, для удовлетворения которого растёт количество тематических каналов на телевидение (Eurosport, Матч ТВ, Матч Арена и др.) и в интернете. Спорт традиционно является одним из самых смотрибельных направлений на ТВ. По данным российских каналах «Россия 1» и «Первый», процент зрителей во время спортивных трансляций увеличился на 3,9% и 0,8% соответственно, из чего мы можем сделать вывод, что люди любят смотреть спорт.

Повышение известности профессиональных спортсменов в мире. Благодаря своей популярности они имеют большое влияние на миллионы людей, что используют крупные бренды, приглашая атлетов в свои рекламные кампании. Кроме того, знаменитый спортсмен может стать мотивом для посещения того или иного соревнования, что служит отличным способом привлечения людей. Одним из самых известных примеров такого феномена является Анна Курникова. Не смотря на не самые выдающиеся спортивные достижения, спортсменка всегда привлекала толпы болельщиков на трибуны, а её контракты с известными компаниями, такими как промышленный концерн по производству спортивной одежды, обуви и инвентаря «Adidas», интернет-транснациональная компания «Terra Lycos», производитель экипировки для бадминтона, тенниса и гольфа «Yonex» и производитель швейцарских часов «Omega», достигали рекордных сумм. Так, после подтверждения участия Анны на турнире женской теннисной ассоциации «WTA» в Новой Зеландии в 2002 году, цены на билеты поднялись на 10-15%[3].Вне всяких сомнений, Курникова стала главным событием турнира, даже несмотря на то, что на тот момент занимала лишь 71 строчку в мировом рейтинге и среди её соперниц были более успешные имена. После того, как Анна покинула турнир, трибуны заметно поредели.

Увеличение спроса на товары и услуги, связанные с конкретными видами спорта, спортивными мероприятиями и командами (спортивное снаряжение, одежда, обувь и аксессуары). Это связано с прежде всего с такими факторами как:

увеличение количества видов спорта;

улучшение качества и техническое совершенствование спортивного снаряжения;

развитие доступности массового спорта;

проникновение спортивной одежды в повседневную моду;

усиление ассоциаций и явного отождествления спортивных товаров со спортивными клубами, командами, спортсменами, крупнейшими соревнованиями.

Ориентируясь на изменения спроса, можно ожидать соответствующую реакцию со стороны производителей товаров. По последним подсчётам объём рынка спорттоваров в мире составляет 2 млрд долларов США в год [4]. Более 70% всей продукции производится в Китае, а основная доля потребления приходится на США и европейские страны.

Спорт становится брендом территории. Одним из самых ярких примеров является Канада, думая о которой многие сразу вспомнят о хоккее. Любимая игра приносит, в среднем, 11,2 млрд долларов США в год, при этом большая часть приходится на внутренний и международный туризм – 47,1% (расходы туристов на гостиницы, транспорт и др., целью приезда которых было посещение хоккейных матчей или других объектов, связанных с хоккеем, а также возможность поиграть или потренироваться на родине этого вида спорта) и расходы зрителей 40,5% (покупка сувениров, приобретение абонементов, оплата стоянки и др.) к такому выводу пришел канадский исследователь бизнеса в сфере спортивной индустрии Норм О`Рэйли, работающий на кафедре спортивного администрирования университета Огайо [5].

Сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений. Спортивные мероприятия сегодня – это шоу. Постановка программ с выступлениями музыкантов, певцов и других артистов эстрада, проведением различных конкурсов с участием болельщиков и спортсменов давно стало неотъемлемой частью спортивных мероприятий. Например, на всех матчах хоккейного клуба СКА (Санкт-Петербург) проводится развлекательная программа, которая включает в себя лазерное и световое шоу, выступления известных музыкантов, фигуристов и многое другое. Всё это делает событие незабываемым, а болельщики приходят на стадионы вновь и вновь. Стоит отметить тот факт, что спортивные объекты часто используются для проведения различных абсолютно не спортивных мероприятий: концертов, театральных представлений, флэш-мобов, дебатов политических оппонентов и др., что в свою очередь повышает

Екатеринбург обладает большим количеством спортивных объектов. Эти зоны городского пространства реально могут стать очень прибыльным ресурсом для всего города, в особенности актуально в современной ситуации, ведь эксперты прогнозируют, что восстановление туристической отрасли начнётся именно с внутреннего туризма. Поэтому, мы считаем, что новые туристические услуги, такие как экскурсии на спортивные городские объекты, способны стать одним из существенных факторов развития внутреннего и въездного туризма в регионе. На региональном рынке экскурсионных услуг представлено несколько организаций, которые разрабатывают экскурсии спортивной тематики (ООО «Уральский туристический центр «ЮВА», ГАУ СО «Екатеринбург Арена», KIDStour, Праздникс, Оператор внутреннего туризма «Уралец», Турагентство «Коктейль – Тур», Туроператор «Королевство путешествий», Музей истории спорта Свердловской области, Музей спортивного общества «Динамо», Волонтёрская организация «Volural», Волонтёрская организация «Ural Music Volunteer Crew» и др.). Главными критериями при выборе экскурсионной услуги являются: объект посещения, цена, продолжительность экскурсии, возрастные ограничения.

Самыми посещаемыми спортивными объектами Екатеринбурга, судя по предложениям турорганизаций являются: Екатеринбург Арена, ДИВС, Динамо, Дацюк Арена. Самой распространённой экскурсионной услугой является экскурсия на Екатеринбург Арену, осуществляется самим спортивным учреждением и подрядчиками. Цены на групповые пешеходные экскурсии варьируются от 200 р. до 1500 р., автобусные групповые экскурсии от 400 р. до 1550 р. Продолжительность пешеходной экскурсии остаётся в пределе: 45 мин – 1,5 ч., автобусной 3 – 3,5 ч. Примечательно, что практически все сайты не имеют маркетинговой стратегии, приятного интерфейса, современного оформления.

Целью анкетирования было выявление необходимых для целевой аудитории особенностей проведения ознакомительной экскурсии на спортивный объект. Всего на анкету ответило 127 человек. Гендерный состав выборки: 72 мужчины, что составляет 56,7 % от общего числа респондентов и 55 женщин, что составляет 43,3%. Основная часть анкетируемых была из Свердловской области: 102 человека, что составляет 80,3%.

Возраст опрошенных ранжируется от 14 до 60 лет (60 чел. было в возрастной категории «20-25 лет», что составляет 47%), значит наш опрос был проведён на внутреннем молодёжном сегменте.

Для лучшего составления портрета потенциальных потребителей услуги мы сформулировали несколько вопросов о социальном положении. Следует отметить тот факт, что образование является одной из ключевых составляющих сегментирования социальной группы. 85,8% опрошенных имеют высшее образование.

76,4% респондентов ответило, что не посещают спортивные мероприятия. Возможной причиной является пандемия коронавируса. Однако, часть респондентов посещают мероприятия с завидной регулярностью (30 человек, что составляет 23,6%, из них около двух процентов посещают спортивные мероприятия ежемесячно).

Большинство респондентов не посещали спортивные объекты Екатеринбурга (69 респондентов, что составляет 54,3%). Таким образом, только 45,7% опрошенных уже посещали здания спортивной индустрии. Респондентам предлагалось указать роль, в которой они уже посещали спортивный объект: 12% «болельщик», 8,6% «Экскурсант», 7,8% «Работник индустрии спорта», 6,2% «Профессиональный спортсмен», 10,2% «Другое». Таким образом, около четверти опрошенных, посетивших спортивные объекты тесно взаимосвязаны со спортивной индустрией.

Респондентам предлагалось указать спортивные объекты, которые они уже посещали. Три самых популярных спортивных объекта: 15% ДИВС, 10% Екатеринбург «Арена», 7% КРК «Уралец». Как уже было отмечено выше, на ДИВС и Екатеринбург «Арена» предлагаются экскурсионные услуги.

82,6% респондентов хотели бы посетить ознакомительную экскурсию на спортивный объект (48% «Возможно», 34,6% «Да»). Таким образом, большинство опрошенных являются потенциальной целевой аудиторией. 79% респондентов по составу участников предпочли бы групповую ознакомительную экскурсию. 63% опрошенных отметило, что по форме проведения классическая экскурсия подошла бы им лучше всего. 57% респондентов выделило, что наиболее комфортная временная продолжительность составляет тридцать-сорок минут. Для 82% опрошенных комфортным ценовым сегментом при проведении групповой экскурсии стала бы стоимость от 300 до 500 руб., для 73,3% респондентов комфортным ценовым сегментомпри проведении индивидуальной экскурсии была бы стоимость от 500 до 700 руб.

Респондентам предлагалось указать причину, по которой их не привлекает экскурсионная услуга на спортивный объект: 13% «не интересуюсь спортом, спортивными объектами», 3% «отсутствие времени», 3% «отрицательная репутация заведения», 2% «стоимость экскурсионного билета».

Для выявления основных средств привлечения целевой аудитории был сформулирован ряд вопросов. 50,5 % опрошенных отметили, что в программе ознакомительной экскурсии их больше всего привлекла бы возможность ознакомиться с историей спортивного объекта и различными артефактами. 24% респондентов привлекла бы возможность полюбоваться архитектурой спортивного сооружения. 13% опрошенных хотели бы во время ознакомительной экскурсии на спортивный объект наблюдать за тренировочным процессом. 12% респондентов хотели бы в экскурсионной программе на спортивный объект узнать о легенды о спортивном сооружении, суевериях спортсменов, различных спортивных ритуалах.

Стоит отметить тот факт, что основными «мотиваторами» для посещения ознакомительной экскурсии на спортивный объект являются «рекомендации друзей» (30,2 %), «популярность услуги (раскрученность в СМИ, соц. сетях)» (29,7%).

Для обеспечения максимального комфорта, для предотвращения дискомфортных ситуаций во время предоставления услуги был задан вопрос: «Что может вызвать дискомфорт на экскурсии?». 71,4% опрошенных ответило отсутствие увлекательного рассказа. Таким образом, основополагающей экскурсии на спортивный объект является увлекательный рассказ профессионального экскурсовода. Стоит отметить тот факт, что основным качеством экскурсовода, по мнению респондентов, является харизма (61 чел., что составляет 58,1%).Таким образом, качество оказания экскурсионной услуги напрямую зависит от личности экскурсовода.

Наиболее привлекательные спортивные объекты Екатеринбурга: 26,8% «Екатеринбург Арена», 15% «ДИВС», 13,4% «Академия единоборств РМК», 12,6% «Дацюк Арена», 11,8% «Гольф-клуб». Совместив с предыдущими ответами, мы получили список самых популярных объектов Екатеринбурга: Екатеринбург Арена (присутствует в двух списках), ДИВС (тоже присутствует в двух списках), Академия единоборств РМК, Дацюк Арена, Гольф-клуб.

Потенциальная целевая аудитория выглядит следующим образом:

В первую очередь, следует рассчитывать на внутренний молодёжный сегмент,

Потенциальной целевой аудиторией являются люди, которые имеют высшее образование, интересуются спортивной индустрией, спортом,

Вероятные потребители, в основном, не будут болельщиками. То есть, потенциальная целевая аудитория – люди, которым просто интересно проникнуться атмосферой спортивного объекта, узнать историю появления и развития спортивного учреждения, посмотреть изнутри архитектуру спортивного сооружения.

По результатам проведённого опроса, мы пришли к нескольким выводам. Во-первых, спрос на ознакомительные экскурсии на спортивные объекты есть. Во-вторых, учреждениям индустрии спорта и туризма стоит поработать над маркетинговым продвижением экскурсионных услуг на спортивные объекты. В-третьих, потенциальные площадками для внедрения экскурсионной услуги являются Академия единоборств РМК, Гольф-клуб. Внедрение услуги ознакомительной экскурсии обладает рядом преимуществ (дополнительный доход спортивного объекта,сопутствующая реклама других услуг спортивного объекта,возможность улучшить имидж,возможность поднять престиж профессии тренера и инструктора). Таким образом,услуга ознакомительной экскурсии на спортивный объект может стать востребованной на рынке экскурсионных услуг, если будет иметь следующие технологические особенности: пешеходная (по форме передвижения), групповая (по составу участников), классическая экскурсия (по форме проведения) продолжительностью 30-40 минут и стоимостью от 300-500 руб. В экскурсионной программе акцент стоит сделать на историю спортивного объекта и различные артефакты.Основополагающей ознакомительной экскурсии на спортивный объект является увлекательный рассказ профессионального харизматичного экскурсовода

Список литературы

ГОСТ Р-54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»

Емельянов, Борис Васильевич. В помощь экскурсоводу [Текст] / Б. Емельянов. - Москва : Профиздат, 1976. - 111 с.

Бич, Дж. Маркетинг спорта: учебник / Под ред. Дж. Бича, С. Чедвика; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. C. 154.

Добринин Е. Активный рост рынка спортивных аксессуаров: оценка, анализ, прогнозы [Электронный ресурс] // New Retail. – URL: https://new-retail.ru/business/aktivnyy_rost_rynka_sportivnykh_aksessuarov_otsenka_analiz_prognozy1855/ (дата обращения: 12.12.2021).

Here`s exactly how much hockey is worth to Canada`s economy [Site] // Canadian business. – URL: https://www.canadianbusiness.com/economy/canada-size-of-hockey-economy/ (mode of access: 05.12.2021).

Просмотров работы: 48