РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

Соколовская И.А. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие образования на современном этапе в значительной степени обусловливается тенденциями интернационализации и ростом роли международного сотрудничества, что делает его одним из наиболее эффективных инструментов политического и экономического влияния в мире, вследствие чего значительно усилилась конкуренция в привлечении молодежи к профессиональной подготовки в университетах разных стран. Россия обладает значительным образовательным потенциалом и является активным участником международного рынка образовательных услуг, причем важным направлением интеграции национальной системы образования в международное образовательное пространство является обучение иностранцев в высших учебных заведениях страны и совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для зарубежных стран с целью укрепления и развития международных связей.

В этом контексте чрезвычайно важной становится проблема обучения иностранных граждан в вузах Российской Федерации. Специфика адаптации иностранных студентов к обучению в университетах обусловлена когнитивными и коммуникативными особенностями специалистов разных профилей. Привлечение иностранных студентов является важной частью образовательного процесса во всем мире, в том числе и в России. Решение проблем, связанных с размещением иностранных студентов, повышает престиж образовательных учреждений и, как следствие, престиж России за рубежом. Адаптация иностранных студентов к новым социальным и культурным условиям при поступлении в вуз является ключевым фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.

Целью данной практики является разработка мероприятий по адаптации иностранных студентов в российских высших учебных заведениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Провести анализ проблемной области, определить понятие и сущность адаптации, рассмотреть ее виды;

Проанализировать факторы, обуславливающие наличие проблемы;

Разработать мероприятия, направленные на улучшение адаптации иностранными студентами и обосновать их целесообразность и эффективность.

Объектом исследования является процесс адаптации иностранных студентов. Предмет исследования – разработка мероприятий по улучшению адаптации иностранных студентов в российских вузах.

Привлечение иностранных студентов является важной частью образовательного процесса во всем мире, в том числе и в России. Решение проблем, связанных с размещением иностранных студентов, повышает престиж образовательных учреждений и, как следствие, престиж России за рубежом. Адаптация иностранных студентов к новым социальным и культурным условиям при поступлении в вуз является ключевым фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.

Адаптация – понятие многозначное: во-первых, это процесс приспособления к ситуации в связи с изменениями её характеристик. Во-вторых, это результат данного процесса, то есть приспособленность к изменившимся обстоятельствам жизни. В-третьих, это действия субъекта адаптационного процесса, связанные с его работой над собой в целях приспособления. Наконец, в-четвёртых, это работа с объектом адаптации, которую осуществляют люди, его окружающие.

Адаптация понимается как сложный, многосоставной процесс приспособления иностранного студента к условиям новой среды, что зависит от множества факторов. А.Д. Гладуш и Г.Н. Трофимова процесс адаптации подразделяют на несколько этапов: превентивный (до приезда в страну), начальный (первый месяц пребывания в стране) и основной (все дальнейшее время пребывания в стране) [5].

К превентивному этапу относится знакомство абитуриента с информацией о вузе через его представителей, посредством Интернета и т.п. Особую роль в эффективности адаптации на этом этапе играет сайт вуза с благожелательным к пользователю интерфейсом и профессионализм его представителей или посредников в контактах между вузом и абитуриентом. Начальный этап, который длится примерно один-полтора месяца, даёт иностранному студенту возможность начать вхождение в новую языковую, социокультурную и учебную среду, усвоить основные нормы интернационального коллектива, выработать собственный стиль поведения, преодолеть физиологический, психологический, языковой и другие барьеры. На протяжении всего периода пребывания в стане стабильность поведения и ощущение комфорта будет постепенно увеличиваться. На динамику данного процесса влияют такие факторы как социально-бытовые условия, психологический климат в коллективе, так и множество других факторов [7].

По мнению Казанцевой А.А. полноценная адаптация иностранных студентов в образовательное пространство вуза включает этапы, которые представлены на рисунке 1.

Источник: [8]

Рисунок 1. Основные этапы процесса адаптации иностранных студентов

Существует несколько форм адаптации, которые затрагивают различные сферы человеческого существования: физиологическая, психологическая, социальная, культурная и др. Рассмотрим основные виды адаптаций в рамках данного исследования:

1) Социальная адаптация — процесс, когда индивид активно приспосабливается к социальной среде, ее условиям; вид взаимодействия личности с социальной средой; адаптация личности к общению с новым коллективом. Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

2) Психологическая адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом. Психологическая адаптация индивида в группе неизбежно требует умения и готовности психологически "подстраиваться" к окружающим, проявляя при необходимости взаимопонимание и уступчивость, сдерживая эмоциональные порывы, совершая те или иные поступки вопреки собственным эгоистическим тенденциям [4]. Очень важным фактором, влияющим на состояние здоровья человека является адаптированная психическая деятельность. Показателем психической «нормы» является способность индивида поддерживать здоровье, необходимое для активной жизнедеятельности или повышать его.

Основные показатели психологической адаптации - это достаточно высокий уровень самооценки и невысокий уровень тревожности, позитивный эмоциональный настрой и удовлетворённое душевное состояние.

3) Психофизиологическая адаптация на уровне организма как целого, результатом которой являются меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.). Одно из свойств организма – перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Нарушение адаптивных процессов приводит к отклоняющему поведению, психической дезадаптации и физиологическому проявления стресса.

К объективным показателям психофизиологической адаптации следует отнести динамику заболеваемости и травматизма. Важнейшими субъективными показателями психофизиологической адаптации являются утомляемость, самочувствие, настроение, работоспособность. Под физиологической адаптацией понимается изменение биологических механизмов регуляции жизнедеятельности в целях сохранения благоприятного физического самочувствия [3]. С точки зрения физиологии, различают срочную и долговременную адаптацию. Студенты являются группой повышенного риска и болеют чаще, чем представители других социальных групп того же возраста.

Структурные компоненты адаптации иностранных студентов представлены на рисунке 2.

Источник: [6]

Рисунок 2. Структура компонентов адаптации иностранных студентов

Сегодня одним из основных показателей конкурентоспособности ВУЗа становится его открытость и привлекательность для иностранных абитуриентов, преподавателей, аспирантов, ученых; возможность предоставлять качественные условия для занятий научной и преподавательской деятельностью и, конечно, условия получения высшего образования и документов, котирующихся в разных странах мира. Все вышеперечисленное можно охарактеризовать таким выражением как «интернационализация вуза».

Трудности, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы исследователи разделяют на объективные (обусловленные новым содержанием обучения, общения, взаимодействия), субъективные (связанные как с психологически эмоциональными особенностями адаптанта (неуверенностью, тревожностью и т.д.), так и с его начально-психологическими особенностями (способностью к изучению отдельных дисциплин, уровнем обученности и обучаемости) и педагогические трудности (недостаточная разработанность теории и практики учебно-воспитательного процесса, неготовность и даже нежелание некоторых преподавателей учитывать возрастные, этнические и индивидуальные особенности студентов) [1, 2].

Успешность процесса адаптации студентов-иностранцев в конце концов существенно влияет на их дальнейшее взаимодействие с интеллектуальной и социокультурной средой университета. Ускорение адаптационного процесса способствует стабилизации психоэмоционального и физического состояния студентов-иностранцев; улучшает усвоение новых знаний; формирует готовность к обучению в университетах. Управляемая и организована адаптация иностранных студентов влияет на осмысление ими значимости выбранного направления обучения и будущей профессии; осознание новых социальных ролей, формирование новых личностных качеств студентов-иностранцев [3].

Особенности адаптации иностранных студентов проявляются в том, что они находятся в другой психологической и социокультурной ситуации, которую можно охарактеризовать следующими моментами:

- иная языковая среда;

- иная культурная (менталитет) и политическая среда;

- иная межличностная среда и нормы общения;

- иные традиции обучения;

- иные климатические и географические условия;

- иная архитектурная среда;

- иные традиции в бытовом самообслуживании;

- иные традиции в одежде, питании;

- фактор удаленности от родных и близких.

Также было составлено дерево проблем адаптации (рисунок 3).

 

Возможны разны формы получения образования

(дистанционное, онлайн)

Необходимы программы по адаптации

Нужны наставники и тьюторы для адаптации к обучению в России

 

Иностранные студенты испытывают трудности адаптации в вузах России

 

Трудно завести знакомства и найти новых русских друзей

Программа обучения очень сложная (новые учебные курсы, методики преподавания и т.д. )

Учебная нагрузка большая (мало свободного времени)

 

Чужая социокультурная среда (традиции, кухня, образ жизни и т.д.)

Отсутствие практики и жизненного опыта длительного проживания за рубежом

Низкий (нулевой) уровень русского языка, языковой барьер

Рисунок 3. Дерево проблемы адаптации иностранных студентов

При анализе трудностей обучения и освоения учебной программы студенты также отметили сложную программу обучения. Необходимо ее адаптировать для иностранных студентов, а также предоставлять услуги наставников и преподавателей, владеющих китайским языком для улучшения процесса коммуникации (таблица 1).

Таблица 1 – Формулировка проблемы, описание и обоснование ее следствий и причин

 

Проблемы адаптации

Причина

Следствие

Как устранить

1

Проблемы коммуникации

Студенты поступают в ВУЗ с нулевым уровнем русского языка

Языковой барьер, трудности коммуникации,

Усовершенствовать систему набора иностранных студентов

2

Социокультурные и бытовые проблемы

У иностранных студентов нет опыта жизни и учебы за рубежом

Отсутствие русских друзей, культурный конфликт

Проведение культурных мероприятий, помощь наставника

3

Учебные проблемы

Разные системы, образования (иностранные студенты не сдают ЕГЭ и т.д.)

Трудности понимания программы обучения, отсутствие профессиональных знаний и компетенций

Адаптировать программу обучения

4

Психологические проблемы

Отсутствие опыта длительного проживания за рубежом, трудно завести русских друзей

Тоска по дому, одиночество, оторванность

Создать благоприятный психологический климат, помощь наставника

В таблице 2 представлен эскиз персоны пользователя – иностранного студента.

Таблица 2 – Эскиз персоны потенциального студента

 

Поведение:

 

Русский язык очень трудный, поэтому необходимо интенсивное изучение

Испытывает сложности в освоении учебной программы

Испытывает трудности в общении с преподавателями

Много общается с другими иностранными студентами из своей страны

Доброжелательный, открытый

Ни с кем не вступает в конфликты

Характеристики, черты

Задачи и цели

Студент Ким Чханмин, 22 года

Приехал из город Пхохан в провинции Кёнсан-Пукто (Южная Корея)

Изучает психологию в МГУ им. Невельского

Обучается на договорной основе

Проживает в съемной квартире

Оканчивает обучение в 2024 г.

Любит корейскую, русскую кухню

Владеет восточными единоборствами

Коллекционирует цитаты и мудрые мысли

Испытывает много трудностей:

- учеба

- общение, русский язык

- самооценка

- деятельность

- адаптация

Необходимо улучшить коммуникацию с преподавателями и студентами, а также с персоналом общежития

Лучше воспринимать обучающий материал

Улучшить уровень адаптации и интеграции

Для улучшения адаптационной среды иностранных студентов в вузах был изучен опыт нескольких вузов. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что в разных российских университетах процесс адаптации и интеграции иностранных студентов протекает не только в учебное время, но и в свободное от занятий, что способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. Таким образом, на основе проведенного анализа в области адаптации и интеграции иностранных студентов, можно составить мероприятия, которые можно внедрить в вузе. Все мероприятия можно подразделить на 3 блока:

- мероприятия в области социокультурной адаптации (таблица 3);

- мероприятия в области психологической адаптации (таблица 4);

- мероприятия в области межкультурной адаптации (таблица 5).

Таблица 3 – Мероприятия в области социокультурной адаптации

Мероприятия

Предложения по реализации

Сроки

Ответствен-ность

1

Организация прибытия и расселения 1 курса

Организованная встреча и оперативное расселение.

Выбор провайдера мобильной связи .

По факту прибытия

Центры привлечения и адаптации иностранных студентов

2.

Ознакомление с правилами и требованиями проживания в общежитии

Информирование студентов по основным вопросам проживания в гостиничном комплексе и пребывания в общежитии

Администрация общежитий и учебных корпусов

3.

Ознакомление с правилами и требованиями образовательного процесса

Проведение первичных информационных встреч с целью знакомства со структурой ВУЗа, условиями и требованиями образовательного процесса, правилами внутреннего распорядка

Руководство вуза, отделы по УВР, кураторы студенческих групп

4.

Организация культурно-досуговой деятельности иностранных граждан

Организация экскурсий по университету и городу, вовлечение в культурно-досуговую и общественную жизнь университета

В течение года

Центры привлечения и адаптации иностранных студентов

5.

Консультации педагогов и наставников для иностранных студентов

Обсуждение проблемных вопросов, связанных с преодолением трудностей обучения и адаптации иностранных студентов

Регулярно

Руководство структурных подразделений, преподаватели, кураторы, тьюторы

6.

Содействие профессиональной адаптации иностранных студентов

Участие иностранных студентов в научно-исследовательской, проектной деятельности, программах и проектах, содействие прохождению учебной, производственной и преддипломной практик

В течение года

Деканаты, кафедры

Таблица 4 – Мероприятия в области психологической адаптации

Мероприятия

Предложения по реализации

Сроки

Ответственность

1.

Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие социально-психологичес-кой и личностной компетенции

Психологическое консультирование и диагностика, разрешение личностно-ориентированных проблем, развитие коммуникативных навыков, проведение индивидуальных и групповых встреч по вопросам организации учебной деятельности, социально-бытовых проблем, преодолению проблем межкультурной адаптации, сохранению психического и физического здоровья, повышения эффективности уровня межкультурного взаимодействия.

По запросу

Педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги

2.

Языковое сопровождение иностранных граждан

Языковое сопровождение психолого-педагогической деятельности при решении индивидуальных пробоем иностранных граждан

По мере необходи-мости

Педагоги, кураторы, тьюторы

3.

Профилактика правонарушений и нарушений правил проживания в общежитиях

Ознакомление с правилами проживания на русском и на родном языке, организация встреч с представителями правопорядка

Структурные подразделения, отделы по УВР, администрация общежитий

4.

Организация и поддержание контакта с родственниками иностранных студентов

Общение с родственниками в случае возникновения проблемных ситуаций и вопросов, отправка благодарственных писем за высокие результаты в учебной и/или внеучебной деятельности

Деканаты, кураторы, тьюторы

Таблица 5 – Мероприятия в области межкультурной адаптации

Мероприятия

Предложения по реализации

Сроки

Ответственность

1.

Формирование толерантного отношения к представителям зарубежных стран, укрепление духа интернационализма

Проведение мероприятий, отражающих национальные традиции, историю и культуру студентов зарубежья.

Организация встреч с представителями зарубежных посольств и консульств.

Организация выставок зарубежной литературы

В течение года

Центры

привлечения и адаптации иностранных студентов

2.

Содействие формирования толерантного отношения представителей зарубежных стран к менталитету, культуре и национальной психологии РФ

Организация экскурсий с целью ознакомления иностранных граждан с историей, культурой и традициями русского народа.

Организация встреч с представителями русской политики, культуры, искусства.

Организация выставок русской литературы

По мере необходи-мости

Центры

привлечения и адаптации иностранных студентов, кураторы, тьюторы

3.

Проведение занятий с элементами тренинга, практических занятий, психологического консультирования

Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий по межкультурной адаптации для иностранных студентов на базе школ и структурных подразделений

Преподаватели, кураторы, тьюторы

4.

Вовлечение иностранных студентов в стипендиальные программы ВУЗ

Разработка и реализация новых стипендиальных программ и конкурсов, ориентированных на иностранных граждан

В течение года

Вуз, партнеры, представители зарубежных посольств и консульств

В рамках обозначенных мероприятий возможна также индивидуальная помощь и поддержка для иностранных студентов в виде тьюторское сопровождения тьютора. Для реализации этого мероприятия необходимо подготовить кураторов и тьюторов, которые на протяжении года будут помогать иностранным студентам по их индивидуальному запросу.

Список использованных источников

1. Антасюк В.И. Анализ факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны для получения высшего образования за рубежом. Как ДВФУ может привлечь иностранных студентов?// Известия Восточного института. – 2016. – №2 (30). – C. 65-77.

2. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах // Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов. – М., 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=295

3. Батраева О.М., Савельева О.В., Ширяева Е.В. Адаптация иностранных студентов в техническом вузе: программа педагогической поддержки (из опыта работы) // Высшее образование сегодня. – 2016. – №3. – С. 36-39. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/401000

4. Богомолов А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности// СПЖ. – 2008. – №28. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnyy-podhod-k-otsenke-adaptatsionnogo-potentsiala-lichnosti

5. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. – М.: РУДН, 2008. – 146 с.

6. Дацишин П.Т., Николаенко О.А., Стельмощук П.О. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе// International Scientific Review. – 2016. – 2 (12). – С. 218–220.

7. Иванкина Л.И., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям вуза// Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 51 c.

8. Казанцева А. А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. №10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze

Просмотров работы: 688