РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГНЕВОМ У ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГНЕВОМ У ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ»

Морозова Т.Н. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью такой человеческой эмоции как гнев. Интерес к феномену гнева появляется уже в классической психологии как попытка проникнуть в истоки его возникновения и переживания, описать способы проявления, выражения, объяснить его психологическую природу.

Попытки раскрыть сущность гнева и описать его значение в психике человека осуществлялись в рамках различных подходов и направлений.

В рамках интеллектуалистических подходов эмоции гнев – это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт, считавший, что гнев – аффективная непроизвольная реакция, возникающая рефлекторно для самозащиты [2].

Этой же позиции придерживался В. Вундт, определял гнев как эмоцию, которая характерна любому человеку, независимо от его культурной принадлежности, мировоззрения, социального положения и статуса и возникающую в тех ситуациях, когда на пути к достижению цели возникает какая-либо преграда [1]. В эволюционной теории Ч. Дарвина эмоции – это приспособительные механизмы, сходные у человека и животных. Указывал, что внешне гнев проявляется одновременно на психологическом и соматическом уровне, что обусловливает адекватность реагирования в ситуациях опасности и эффективность самозащиты [3].

В органической теорий эмоций, предложенной У. Джеймсом, а впоследствии Г. Ланге показано, что восприятие возбуждающего факта (печальное известие, опасность и т.п.) непосредственно рефлекторным путем вызывает телесные изменения (давление, дыхание, мимика), а наше чувствование (ощущение) этих изменений есть эмоция [4, 6], т.е. эмоции возникают в результате телесных изменений во внутренних органах. По мнению У. Джеймса, эмоции отражают проявление телесных процессов в сознании как комплекс внутренних ощущений. Гнев определяется как «переживание интенсивных ощущений, которые вызваны рефлекторной реакцией на внешнее воздействие» [4].

В понимании Г. Ланге, эмоции имеют, прежде всего, физиологическую основу, поэтому проявление гнева – это вазомоторная реакция сосудистой системы на внешнюю стимуляцию. Он отмечает, что «природа эмоций коренится в физиологическом субстрате как источнике «движений души». «Воздействуйте на физиологию – и эмоция исчезнет» [6]. В различных психологических практиках регуляции эмоциональной жизни человека этот подход в той или иной мере реализуется до настоящего времени. Г. Спенсер в рамках биологического подхода рассматривает возникновение эмоций как части инстинктивных реакций. Автор отмечает, что эмоции могут быть измеряемы, гнев определял как «заторможенную драку», а сопровождающую его моторную активность как предпосылки агрессии [8].

Т. Рибо в рамках рудиментарного подхода указывал, что гнев является частью инстинкта самосохранения, побуждает человека к самозащите и является «сознательным побуждением, заставляющим доставлять другому страдание и испытывать от этого наслаждение» [7, с. 121]. Автор также указывал, что гневливые предрасположены к гневу и эта предрасположенность обусловлена генетически. В бихевиоральном подходе, начиная с исследований Дж. Уотсона, гнев считался врожденной эмоцией, способом реагирования на ограничение движений. Это нашло свое отражение в теории агрессии. Эта теория, в отличие от теорий инстинктивного происхождения агрессии и гнева, рассматривала наличие помех на пути реализации побуждения как условие возникновения провоцированного направленного агрессивного поведения [9].

В современной психологии эмоция гнева активно изучалась К. Изардом, который рассматривал источники физиологически и психологически переживаемого гнева в наличии препятствий тому, что человек намерен сделать. Во-первых, в качестве препятствий могут выступать помехи, правила, законы или собственная неспособность осуществить необходимое действие. Во-вторых, причины возникновения гнева по отношению к кому-либо, могут быть связаны с проявлением реакции на личные оскорбления, повседневные фрустрации, обман, принуждение сделать что-то против желания. Низкий уровень переживаемого гнева человек способен тормозить в течение длительного времени, однако это связано с нанесением серьезного вреда здоровью и риском прорыва спонтанных агрессивных реакций. К. Изард указывает, что крайне важно вырабатывать умения контроля и регуляции гнева, даже если в той или иной ситуации его проявление необходимо. Также стоит развивать навыки проявления управляемого гнева [5].

Ч. Спилбергер исследовал гнев во взаимосвязи с агрессивным поведением и враждебностью. Отмечал, что мотивирующим фактором агрессивного поведения является враждебность, одновременно детерминирующая гнев. Определял гнев как «эмоциональное состояние, описывающее ощущения, интенсивность которых варьирует от средне выраженного раздражения или досады до ярости и бешенства, что сопровождается активацией автономной нервной системы» [11, с. 270]. Рассматривал гнев как относительно простое эмоциональное состояние, которое лежит в основе восприятия множества ситуаций как потенциально провокационных и предлагал отличать гнев как черту (личностная характеристика – гневливость, которая не привязана к ситуации) и гнев как состояние (реакция, которая возникает в ответ на провокацию). Одновременно, предлагал рассматривать гнев как многомерный конструкт, в структуру которого входят интернализованный гнев (склонность подавлять гнев и мысли гневного содержания), экстернализованный гнев (склонность вовлекаться в агрессивное поведение по отношению к окружающим людям или неживым объектам) и контролируемый гнев (способность управлять гневом и его экспрессией, а также предотвращать их) [11]. Ч. Спилбергером был разработан ряд опросников STAXI и STAXI-2, направленных на выявление гнева-как-состояния и гнева-как-черты.

Таким образом, гнев, как сильная отрицательная и порой социально опасная эмоция, в ситуации адаптации в профессиональной сфере, где перед работником поставлено множество важных задач, направленных на осуществление профессионального самоопределения, роста, выполнения планов и работу в команде, требует регуляции, поскольку от физического и эмоционального состояния напрямую зависит работоспособность и эффективность сотрудников.

Целью данной практики является анализ возможности предупреждения и управления гневом у офисных работников, подбор способов предотвращения вспышек гнева.

Задачи:

Провести теоретический анализ проблемы вспышек гнева;

Рассмотреть трудовую деятельность в крупных коллективах как зону риска для переживания гнева сотрудниками;

Разработать инструментарий проекта (афинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоны клиента);

Подобрать инструментарий психологической диагностики;

Составить план-график консультационных встреч и определить их тематику;

Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.

Данная практика осуществляется на базе рабочего пространства (офисного помещения) компании ООО «ПРОФИ ЦЕНТР», насчитывающей 10 сотрудников.

Для организации идей и данных создана афинная диаграмма, позволяющая сортировать идеи по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).

Рисунок 1. Афинная диаграмма способов предупреждения и управление гневом

у офисных работников

Далее рассмотрим инструментарий практики, который включает в себя различные тесты для определения состояния клиента.

1. Опросник Ч. Спилбергера – State-Trait-Anger-Expression-Inventory (STAXI, STAXI-2) позволяет оценить эмоцию гнева и дифференцированно измерять ряд основных тенденций: как человек чувствует себя в данный момент (Гнев как состояние), как часто и интенсивно испытывает гнев (Гнев как черта), а также проявления гнева (выражение гнева вовне, подавление гнева, контроль проявлений гнева вовне, контроль гнева внутри) [11].

2. «Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии (FAF)» Р. Гампеля, Р. Зелга, который позволяет определить тип агрессии и готовность к агрессии, преобладающий у испытуемого на момент обследования. Предложенные авторами типы агрессии выделены в отдельные факторы, имеющие следующую структуру: спонтанная агрессия; реактивная агрессия; возбудимость (с признаками раздражительности и ярости); самоагрессия; торможение агрессии (совестливость, сдержанность). Первые три фактора сведены в общее значение и составляют суммарный параметр – «готовность к агрессии» [10].

3. Тест MAI на определение уровня гнева (Джудит М. Сигел, Нью-Йоркский Университет). Этот тест показывает уровень гнева, используя различные эмпирические аспекты. Анализ работы д-ра Сигел показал, что этот тест отличается хорошими психометрическими данными и высокой надежностью. Поэтому этот тест часто используется для исследований и клинических испытаний, в которых он оказался полезным не только для определения уровня гнева, но и для определения его влияния на физическое здоровье и уровень стресса человека. Анализы теста MAI неоднократно показали точность результатов по отношению к аспекту вспыльчивости (отображение частоты и силы гнева), определению потенциальных причин гнева и в общем определению враждебного отношения респондента к миру.

Далее составим эскиз персоны, который представляет собой примерное описание характеристик клиента, на запрос которого направлена предполагаемая психологическая практика. Позволяет увидеть поведение клиента, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды, цели (рисунок 2).

Характеристики, черты:

ФИО: Виктор Денисович Х.

Возраст: 31 год

Гражданство: Россия

Пол: Мужской

Род занятий: Директор крупной компании.

Поведение:

1. Имеет собственный бизнес;

2. Состоит в браке;

3. Не имеет детей;

4. Старается заниматься спортом;

5. Употребляет алкоголь по выходным;

6. Нравится быстрая езда на автомобиле и занятия боксом.

Задачи:

1. Определить факторы, вызывающие состояние гнева на работе;

2. Подобрать и применить подходящую технику по управлению гневом или научиться избегать ситуации, вызывающие гнев;

3. Выявить и закрепить изменения в реакции на предикторы гнева.

Цели:

Повысить уровень стрессоустойчивости;

Вести здоровый образ жизни;

Поддерживать психическое и физическое здоровье;

Иметь хорошую рабочую атмосферу и возможности для развития.

Рисунок 2 – Эскиз персоны клиента

Пример плана организации тематических встреч показан в таблице 1.

Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций

Название

Цель

Методы

и приемы работы

Результат

1

Ознакомительная встреча

Знакомство с клиентом, выявление запроса

Беседа, опрос, интервью,

анализ информации

Заполнение анкеты клиента с учетом запроса

2

Рабочая встреча

Поиск факторов, вызывающих состояние гнева, подбор подходящего для ситуации теста

Индивидуальное тестирование с помощью одного из представленных в работе тестов

Выявить предикторы гнева, общую степень гневливости личности

3

Рабочая встреча

Определить объективную и субъективную возможности коррекции поведения клиента

Беседа, тренинг

Подбор подходящих техник для коррекции поведения клиента или дача общих рекомендаций по избежанию попадания в ситуации, вызывающие гнев

4

Рабочая встреча

Применить технику по управлению гневом

Беседа, тренинг, игра

Выявление препятствий и трудностей на пути к управлению гневом

5

Рабочая встреча

Корректировка техник по управлению гневом в связи с выявленными трудностями

Разработка собственного подходящего метода

Успешное применение подходящей техники по управлению гневом в игровой форме

6

Рабочая встреча через 10 дней

Оценка результата применения техники по управлению гневом в жизни клиента

Беседа, опрос,

анализ информации

Выявление динамики в развитии стрессо-устойчивости, коррекция техники

7

Рабочая встреча через 20 дней

Выявить изменения в реакции на предикторы гнева

Индивидуальное тестирование с помощью одного из представленных в работе тестов

Выявление взаимосвязи между применением выбранной техники по управлению гневом и изменений реакций на предикторы гнева

8

Рабочая встреча через 1 месяц

Итоговая рефлексия по проделанной работе

Рефлексивный анализ, аналитический отчет

Владение техникой по управлению гневом, успешное применение в обычной жизни

К организационно-управленческим условиям воспроизводства психологической практики можно отнести:

1. Клиент и его запрос на решение проблемы, связанной с проявлением гнева на работе;

2. Проектный инструментарий (афинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоны клиента);

3. Наличие компетенций и опыта работы с клиентами по управлению гневом;

4. Комплекс практических методик (тесты STAXI, STAXI-2, «Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии (FAF)», тест MAI);

5. Организация среды взаимодействия в кабинете (необходим стол, стулья, чистая бумага формата А4, ручки, карандаши);

6. Длительность диагностики – 1,5 часа; длительность 1 сессии по выявлению причин и управлению гневом – 1,5 часа;

7. Длительность самостоятельной работы по выполнению заданий по управлению гневом, повышению стрессоустойчивости и самоорганизации в стрессовых ситуациях – не менее 1,5 месяцев.

Таким образом, предложенный проект психологической практики будет направлен на выявление общей степени гневливости клиента, причин гневливости, способов коррекции поведения с помощью подобранной техники по управлению гневом, закреплению результата применения данной техники, и может быть рекомендован к использованию для работы с сотрудниками предприятий, трудовых коллективов, члены которого испытывают периодические вспышки гнева на работе.

Список источников

1. Вундт, В. Основы физиологической психологии: Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения / В. Вундт. – М.: КД Либроком, 2016. – 327 с.

2. Гербарт, И.Ф. Психология / И.Ф. Гербарт. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. – 288 с.

3. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных: заключительные замечания и итоги / Ч. Дарвин. – М., 2007. – С. 289-297.

4. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

5. Изард, К. Эмоции человека / Изард К. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.

6. Ланге, К.Г. Аффекты. Душевные движения/ К.Г. Ланге. – СПб: Питер, 2006.-375 с.

7. Рибо, Т. Болезни личности. Опыт исследования / Т. Рибо. – М.: АСТ, 2001. – 400 с.

8. Спенсер, Г. Основания психологии / Г. Спенсер. – М.: «Товарищество И.Д. Сытина и К», 1987. – 412 с.

9. Уотсон, Дж.Б. Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон. – М.: Государственное издательство, 1926. – 384 с.

10. Шамшикова, О.А. Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) / О.А. Шамшикова, Т.В. Белашина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 212-217.

11. Шамшикова, О.А. Психометрический анализ опросника «Оценка проявлений гнева» (STAXI-2) Ч.Д. Спилбергера / О.А. Шамшикова, Т.В. Белашина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №6 (55). – С. 269-273.

Просмотров работы: 108