Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью такой человеческой эмоции как гнев. Интерес к феномену гнева появляется уже в классической психологии как попытка проникнуть в истоки его возникновения и переживания, описать способы проявления, выражения, объяснить его психологическую природу.
Попытки раскрыть сущность гнева и описать его значение в психике человека осуществлялись в рамках различных подходов и направлений.
В рамках интеллектуалистических подходов эмоции гнев – это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт, считавший, что гнев – аффективная непроизвольная реакция, возникающая рефлекторно для самозащиты [2].
Этой же позиции придерживался В. Вундт, определял гнев как эмоцию, которая характерна любому человеку, независимо от его культурной принадлежности, мировоззрения, социального положения и статуса и возникающую в тех ситуациях, когда на пути к достижению цели возникает какая-либо преграда [1]. В эволюционной теории Ч. Дарвина эмоции – это приспособительные механизмы, сходные у человека и животных. Указывал, что внешне гнев проявляется одновременно на психологическом и соматическом уровне, что обусловливает адекватность реагирования в ситуациях опасности и эффективность самозащиты [3].
В органической теорий эмоций, предложенной У. Джеймсом, а впоследствии Г. Ланге показано, что восприятие возбуждающего факта (печальное известие, опасность и т.п.) непосредственно рефлекторным путем вызывает телесные изменения (давление, дыхание, мимика), а наше чувствование (ощущение) этих изменений есть эмоция [4, 6], т.е. эмоции возникают в результате телесных изменений во внутренних органах. По мнению У. Джеймса, эмоции отражают проявление телесных процессов в сознании как комплекс внутренних ощущений. Гнев определяется как «переживание интенсивных ощущений, которые вызваны рефлекторной реакцией на внешнее воздействие» [4].
В понимании Г. Ланге, эмоции имеют, прежде всего, физиологическую основу, поэтому проявление гнева – это вазомоторная реакция сосудистой системы на внешнюю стимуляцию. Он отмечает, что «природа эмоций коренится в физиологическом субстрате как источнике «движений души». «Воздействуйте на физиологию – и эмоция исчезнет» [6]. В различных психологических практиках регуляции эмоциональной жизни человека этот подход в той или иной мере реализуется до настоящего времени. Г. Спенсер в рамках биологического подхода рассматривает возникновение эмоций как части инстинктивных реакций. Автор отмечает, что эмоции могут быть измеряемы, гнев определял как «заторможенную драку», а сопровождающую его моторную активность как предпосылки агрессии [8].
Т. Рибо в рамках рудиментарного подхода указывал, что гнев является частью инстинкта самосохранения, побуждает человека к самозащите и является «сознательным побуждением, заставляющим доставлять другому страдание и испытывать от этого наслаждение» [7, с. 121]. Автор также указывал, что гневливые предрасположены к гневу и эта предрасположенность обусловлена генетически. В бихевиоральном подходе, начиная с исследований Дж. Уотсона, гнев считался врожденной эмоцией, способом реагирования на ограничение движений. Это нашло свое отражение в теории агрессии. Эта теория, в отличие от теорий инстинктивного происхождения агрессии и гнева, рассматривала наличие помех на пути реализации побуждения как условие возникновения провоцированного направленного агрессивного поведения [9].
В современной психологии эмоция гнева активно изучалась К. Изардом, который рассматривал источники физиологически и психологически переживаемого гнева в наличии препятствий тому, что человек намерен сделать. Во-первых, в качестве препятствий могут выступать помехи, правила, законы или собственная неспособность осуществить необходимое действие. Во-вторых, причины возникновения гнева по отношению к кому-либо, могут быть связаны с проявлением реакции на личные оскорбления, повседневные фрустрации, обман, принуждение сделать что-то против желания. Низкий уровень переживаемого гнева человек способен тормозить в течение длительного времени, однако это связано с нанесением серьезного вреда здоровью и риском прорыва спонтанных агрессивных реакций. К. Изард указывает, что крайне важно вырабатывать умения контроля и регуляции гнева, даже если в той или иной ситуации его проявление необходимо. Также стоит развивать навыки проявления управляемого гнева [5].
Ч. Спилбергер исследовал гнев во взаимосвязи с агрессивным поведением и враждебностью. Отмечал, что мотивирующим фактором агрессивного поведения является враждебность, одновременно детерминирующая гнев. Определял гнев как «эмоциональное состояние, описывающее ощущения, интенсивность которых варьирует от средне выраженного раздражения или досады до ярости и бешенства, что сопровождается активацией автономной нервной системы» [11, с. 270]. Рассматривал гнев как относительно простое эмоциональное состояние, которое лежит в основе восприятия множества ситуаций как потенциально провокационных и предлагал отличать гнев как черту (личностная характеристика – гневливость, которая не привязана к ситуации) и гнев как состояние (реакция, которая возникает в ответ на провокацию). Одновременно, предлагал рассматривать гнев как многомерный конструкт, в структуру которого входят интернализованный гнев (склонность подавлять гнев и мысли гневного содержания), экстернализованный гнев (склонность вовлекаться в агрессивное поведение по отношению к окружающим людям или неживым объектам) и контролируемый гнев (способность управлять гневом и его экспрессией, а также предотвращать их) [11]. Ч. Спилбергером был разработан ряд опросников STAXI и STAXI-2, направленных на выявление гнева-как-состояния и гнева-как-черты.
Таким образом, гнев, как сильная отрицательная и порой социально опасная эмоция, в ситуации адаптации в профессиональной сфере, где перед работником поставлено множество важных задач, направленных на осуществление профессионального самоопределения, роста, выполнения планов и работу в команде, требует регуляции, поскольку от физического и эмоционального состояния напрямую зависит работоспособность и эффективность сотрудников.
Целью данной практики является анализ возможности предупреждения и управления гневом у офисных работников, подбор способов предотвращения вспышек гнева.
Задачи:
Провести теоретический анализ проблемы вспышек гнева;
Рассмотреть трудовую деятельность в крупных коллективах как зону риска для переживания гнева сотрудниками;
Разработать инструментарий проекта (афинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоны клиента);
Подобрать инструментарий психологической диагностики;
Составить план-график консультационных встреч и определить их тематику;
Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.
Данная практика осуществляется на базе рабочего пространства (офисного помещения) компании ООО «ПРОФИ ЦЕНТР», насчитывающей 10 сотрудников.
Для организации идей и данных создана афинная диаграмма, позволяющая сортировать идеи по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).
Рисунок 1. Афинная диаграмма способов предупреждения и управление гневом
у офисных работников
Далее рассмотрим инструментарий практики, который включает в себя различные тесты для определения состояния клиента.
1. Опросник Ч. Спилбергера – State-Trait-Anger-Expression-Inventory (STAXI, STAXI-2) позволяет оценить эмоцию гнева и дифференцированно измерять ряд основных тенденций: как человек чувствует себя в данный момент (Гнев как состояние), как часто и интенсивно испытывает гнев (Гнев как черта), а также проявления гнева (выражение гнева вовне, подавление гнева, контроль проявлений гнева вовне, контроль гнева внутри) [11].
2. «Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии (FAF)» Р. Гампеля, Р. Зелга, который позволяет определить тип агрессии и готовность к агрессии, преобладающий у испытуемого на момент обследования. Предложенные авторами типы агрессии выделены в отдельные факторы, имеющие следующую структуру: спонтанная агрессия; реактивная агрессия; возбудимость (с признаками раздражительности и ярости); самоагрессия; торможение агрессии (совестливость, сдержанность). Первые три фактора сведены в общее значение и составляют суммарный параметр – «готовность к агрессии» [10].
3. Тест MAI на определение уровня гнева (Джудит М. Сигел, Нью-Йоркский Университет). Этот тест показывает уровень гнева, используя различные эмпирические аспекты. Анализ работы д-ра Сигел показал, что этот тест отличается хорошими психометрическими данными и высокой надежностью. Поэтому этот тест часто используется для исследований и клинических испытаний, в которых он оказался полезным не только для определения уровня гнева, но и для определения его влияния на физическое здоровье и уровень стресса человека. Анализы теста MAI неоднократно показали точность результатов по отношению к аспекту вспыльчивости (отображение частоты и силы гнева), определению потенциальных причин гнева и в общем определению враждебного отношения респондента к миру.
Далее составим эскиз персоны, который представляет собой примерное описание характеристик клиента, на запрос которого направлена предполагаемая психологическая практика. Позволяет увидеть поведение клиента, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды, цели (рисунок 2).
|
Характеристики, черты: ФИО: Виктор Денисович Х. Возраст: 31 год Гражданство: Россия Пол: Мужской Род занятий: Директор крупной компании. |
Поведение: 1. Имеет собственный бизнес; 2. Состоит в браке; 3. Не имеет детей; 4. Старается заниматься спортом; 5. Употребляет алкоголь по выходным; 6. Нравится быстрая езда на автомобиле и занятия боксом. |
|
Задачи: 1. Определить факторы, вызывающие состояние гнева на работе; 2. Подобрать и применить подходящую технику по управлению гневом или научиться избегать ситуации, вызывающие гнев; 3. Выявить и закрепить изменения в реакции на предикторы гнева. |
Цели: Повысить уровень стрессоустойчивости; Вести здоровый образ жизни; Поддерживать психическое и физическое здоровье; Иметь хорошую рабочую атмосферу и возможности для развития. |
Рисунок 2 – Эскиз персоны клиента
Пример плана организации тематических встреч показан в таблице 1.
Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций
|
№ |
Название |
Цель |
Методы и приемы работы |
Результат |
|
1 |
Ознакомительная встреча |
Знакомство с клиентом, выявление запроса |
Беседа, опрос, интервью, анализ информации |
Заполнение анкеты клиента с учетом запроса |
|
2 |
Рабочая встреча |
Поиск факторов, вызывающих состояние гнева, подбор подходящего для ситуации теста |
Индивидуальное тестирование с помощью одного из представленных в работе тестов |
Выявить предикторы гнева, общую степень гневливости личности |
|
3 |
Рабочая встреча |
Определить объективную и субъективную возможности коррекции поведения клиента |
Беседа, тренинг |
Подбор подходящих техник для коррекции поведения клиента или дача общих рекомендаций по избежанию попадания в ситуации, вызывающие гнев |
|
4 |
Рабочая встреча |
Применить технику по управлению гневом |
Беседа, тренинг, игра |
Выявление препятствий и трудностей на пути к управлению гневом |
|
5 |
Рабочая встреча |
Корректировка техник по управлению гневом в связи с выявленными трудностями |
Разработка собственного подходящего метода |
Успешное применение подходящей техники по управлению гневом в игровой форме |
|
6 |
Рабочая встреча через 10 дней |
Оценка результата применения техники по управлению гневом в жизни клиента |
Беседа, опрос, анализ информации |
Выявление динамики в развитии стрессо-устойчивости, коррекция техники |
|
7 |
Рабочая встреча через 20 дней |
Выявить изменения в реакции на предикторы гнева |
Индивидуальное тестирование с помощью одного из представленных в работе тестов |
Выявление взаимосвязи между применением выбранной техники по управлению гневом и изменений реакций на предикторы гнева |
|
8 |
Рабочая встреча через 1 месяц |
Итоговая рефлексия по проделанной работе |
Рефлексивный анализ, аналитический отчет |
Владение техникой по управлению гневом, успешное применение в обычной жизни |
К организационно-управленческим условиям воспроизводства психологической практики можно отнести:
1. Клиент и его запрос на решение проблемы, связанной с проявлением гнева на работе;
2. Проектный инструментарий (афинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоны клиента);
3. Наличие компетенций и опыта работы с клиентами по управлению гневом;
4. Комплекс практических методик (тесты STAXI, STAXI-2, «Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии (FAF)», тест MAI);
5. Организация среды взаимодействия в кабинете (необходим стол, стулья, чистая бумага формата А4, ручки, карандаши);
6. Длительность диагностики – 1,5 часа; длительность 1 сессии по выявлению причин и управлению гневом – 1,5 часа;
7. Длительность самостоятельной работы по выполнению заданий по управлению гневом, повышению стрессоустойчивости и самоорганизации в стрессовых ситуациях – не менее 1,5 месяцев.
Таким образом, предложенный проект психологической практики будет направлен на выявление общей степени гневливости клиента, причин гневливости, способов коррекции поведения с помощью подобранной техники по управлению гневом, закреплению результата применения данной техники, и может быть рекомендован к использованию для работы с сотрудниками предприятий, трудовых коллективов, члены которого испытывают периодические вспышки гнева на работе.
Список источников
1. Вундт, В. Основы физиологической психологии: Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения / В. Вундт. – М.: КД Либроком, 2016. – 327 с.
2. Гербарт, И.Ф. Психология / И.Ф. Гербарт. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. – 288 с.
3. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных: заключительные замечания и итоги / Ч. Дарвин. – М., 2007. – С. 289-297.
4. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
5. Изард, К. Эмоции человека / Изард К. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.
6. Ланге, К.Г. Аффекты. Душевные движения/ К.Г. Ланге. – СПб: Питер, 2006.-375 с.
7. Рибо, Т. Болезни личности. Опыт исследования / Т. Рибо. – М.: АСТ, 2001. – 400 с.
8. Спенсер, Г. Основания психологии / Г. Спенсер. – М.: «Товарищество И.Д. Сытина и К», 1987. – 412 с.
9. Уотсон, Дж.Б. Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон. – М.: Государственное издательство, 1926. – 384 с.
10. Шамшикова, О.А. Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) / О.А. Шамшикова, Т.В. Белашина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 212-217.
11. Шамшикова, О.А. Психометрический анализ опросника «Оценка проявлений гнева» (STAXI-2) Ч.Д. Спилбергера / О.А. Шамшикова, Т.В. Белашина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №6 (55). – С. 269-273.