ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ «РОДНОЙ ГОРОД» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ «РОДНОЙ ГОРОД»

Сюй Цююй 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование эмоций – чрезвычайно важный момент в пении, позволяющий осознать красоту произведений, исполняемых на сцене и за ее пределами. Для проникновения в эмоциональный мир произведения необходима серьезная подготовка.

В настоящем сообщении речь пойдет о постижении эмоционального мира песни «Родной город» и о необходимом подходе певцов к пониманию этого мира, что позволит им ярко продемонстрировать перед слушателями особенности содержания произведения.

Вокальная музыка требует особых условий ее исполнения. Эмоциональное выражение актеров может быть использовано в вокальных выступлениях для придания вокальной музыке различной окраски звучания. Сольное пение – это деятельность, в которой певец использует разнообразные вокальные техники для выражения эмоций произведений искусства.

Автор песни «Родной город» – китайский композитор Лу Хуабо. С 1931 года он обучался в Учанской академии изящных искусств. Музыке и живописи он обучался у таких педагогов, как Чэнь Сяокун, Ци Тяньжуй, Ли Ни, Гао Чжуан, Сяо Юхот, Хэ Люди и др. После окончания обучения он остался преподавать в данном учебном заведении в качестве профессора вокальной музыки и фортепиано. В 1937 году Лу Хуабо написал песню «Родной город» на слова Чжан Фаня. В то время Япония сжигала и разграбляла Китай, совершая различные преступления. Премьера этой песни состоялась в Гуйлине – в городе, который подвергся оккупации со стороны японских захватчиков, в результате чего жителям пришлось спасаться бегством в южные районы Китая. В песне воплощены глубокие эмоции, которые демонстрируют любовь горожан к своему любимому городу – месту, где они родились и выросли, были счастливы, но подверглись оскорблениям и насилию.

В основе песни «Родной город» находится двухчастная музыкальная структура. Две части А и В имеют определенный контраст, воплощая события до и после вторжения японцев. Часть А – это лирическое описание и воспоминание о красоте города. Однако начальная часть сегмента B внезапно искажает предыдущий образ и создает очень сильный контраст с частью A. В музыке это отражается в изменении лада: первый раздел написан в ре мажоре, а второй – в миноре. Все резко меняется, становится темным, главенствует подавленность, тоска, яркий колорит сменяется мраком. В связуюшем разделе, отданном аккомпанементу, используются громкая динамика (ff) и острые ритмические фигуры, состоящие из шестнадцатых длительностей, что создает ощущение топота копыт и всполыхов огня. Весь сегмент B достигает значительной эмоциональной кульминации, которая выражена очень ярко.

Благодаря комплексу средств – тексту, мелодии, аккомпанементу и другим – в начале песни перед слушателями возникает нежный, красивый родной город. Первый раздел – это лирический центр стиха, здесь преобладает повествовательная экспрессия. За ним следует резкое изменение языка и стиля повествования. Вот текст первого раздела: «Родной город, где я вырос, изначально был раем... Мы катались на лодке по озеру в лунную ночь, а в торжественном древнем храме отражалось заходящее солнце... В древних храмах виден закат солнца». Автор рисует картину, действительно похожую на рай. Он восхваляет счастливую жизнь в родном городу. Этот город – его родной, любимый, принадлежащий счастливым людям. Описываемая картина резко контрастна последующему описанию. Автор с негодованием восклицает: «Теперь все изменилось, теперь все изменилось, и теперь это бойня диких зверей». И с этого момента меняется стиль повествования, подчеркивая бесконечную ностальгию автора по его родному городу, приводящую к следующему признанию: «Моя мама, мой дом? В какой день я могу вернуться в твои объятия? Все ли останется нетронутым?» Это родной город автора. Он скучает по своему родному городу, своей матери, своему дому, выражает страдания тысяч людей, перемещенных из-за агрессии врагов. Самый искренний крик вырывается из глубины сердца. Автор использует вопросительные конструкции предложений, чтобы выразить свои чувства.

В вокальном музыкальном искусстве выражение эмоций особенно важно, оно связано с идеологической коннотацией и художественным эффектом, выражаемым произведением искусства, и является душой произведения искусства. Автор песен выражает эмоции через мелодию, ритм, гармонию, полифонию, мелодию и высоту тона. В процессе пения певец воспроизводит содержание через музыкальное исполнение, выражая свое понимание и внутреннее ощущение. Очень важно уловить психологию публики и исполнить произведение так, чтобы заслужить признание слушателей. Хорошее исполнение всегда заключает в себе передачу голосом всю палитру эмоций, заключенных в вокальном произведении.

В первом разделе песни «Родной город» светлые воспоминания автора сообщают произведению радостный и лирический эмоциональный тон, показывая опьянение некогда прекрасной жизни. Во втором разделе со слов: «Теперь все изменилось. Теперь это бойня диких зверей, родной город, родной город, моя мать, мой дом?» эмоциональный тон резко меняется с комфортного опьянения на внезапное пробуждение. И в этот момент певцу необходимо показать этот контраст слушателям: счастливые мирные картины сменяются вторжением в родной город агрессора. Нужно найти в своем исполнении форму выражения ненависти народа к врагу и уверенности в дальнейшей победе над ним, возврате счастливого прошлого. Ощущения и эмоции от пения должны быть точными, реальными и яркими. В то же время этот контраст должен быть выражен разумно, переход и развитие чувств в данном случае требует художественного воображения и тщательного воплощения. В вокальном музыкальном искусстве необходимо уметь найти естественный способ выражения такого рода эмоций, испытываемых в жизни, посредством художественного творчества и соответствующего претворения. Правильное использование вокальной техники может придать исполнению эмоциональный шарм.

Овладение певческими навыками чрезвычайно важно для профессиональной интерпретации вокальных произведений. Это основа для исполнителей вокальной музыки. Освоение различных певческих навыков для использования в разных фразах может помочь исполнителям лучше выступать. В произведении «Родной город» при воспевании двух разных «родных городов» первый из них должен быть представлен, как мощный, счастливый, а потому от певца потребуется взрывная сила от духа даньтян, которая создаст ощущение гордости за свой город. При пении второго раздела, повествующего о разграблении второго «родного города», эмоциональную силу нужно ослабить, тем самым подчеркнув горечь от потери родного города. Здесь нужно воплотить иные эмоции: горе и гнев, которые необходимо хорошо изображать в пении.

Очень важным каналом выражения эмоций в вокальном исполнении является корректировка дыхания и методов дыхания. Дыхание – важное средство в музыкальном исполнении. В пении в основном делается упор на голос и технику. Но качество звука во многом обусловлено правильным использованием дыхания, поэтому дыхание само по себе является значительной составной частью выступления. Во время пения необходимо дышать в соответствии с эмоциональными потребностями песни. Для этого нужно овладевать законом и усвоить правильный метод дыхания, и это станет важным компонентом более успешных исполнений вокальных произведений.

Базовая подготовка к певческому исполнению многогранна, и эмоциональное выражение в исполнительском процессе играет далеко не последнюю роль. Во время пения человек искреннее выражает свои эмоции, корректируемые языком данной культуры. Певцам необходимо сердцем ощущать движение эмоций, выражать их голосом, использовать мельчайшие изменения голоса для того, чтобы наиболее полно воплотить эмоциональный мир произведения.

4

Просмотров работы: 4