МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Свистунова Д.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Один из главных предметов в музыкальном образовании, сольфеджио, ежегодно совершенствуется ведущими специалистами в данной области. Их стараниями создаются новые или дополняются уже существующие учебники, учебные пособия, различного рода методические издания. Однако это не означает, что к настоящему времени решены все проблемы – в любой сфере знания всегда есть такие темы и вопросы, которые требуют дальнейшего рассмотрения. В этом отношении сольфеджио не представляет исключения. Данная статья акцентируетвнимание на некоторых актуальных проблемах в музыкальном обучении, а также на переосмыслении цели и методов работы на уроках сольфеджио.

Для начала обратимся к вопросу о цели музыкального образования на уровне детской музыкальной школы. По нашему мнению, музыкальная школа должна выпускать людей, которые любят музыку, не просто учеников, ознакомившихся и усвоивших теорию и закрепивших ее на практике, а любителей музыки и музыкантов с развитым чувством музыкальности. В таком случае, главной целью в музыкальном образовании становится воспитание любви к музыке. Бесспорно, теоретические и исполнительские навыки важны и их значение никак не умаляется, наоборот, если во главу образования поставить взращивание интереса и любви к музыкальному искусству, то все важные формы работ и занятий заиграют новыми красками, они станут живыми и осмысленными, а не механическими и бездумно выполненными.

Мысли о значимости музыкального произведения и работы с ним не являются новыми, их можно найти в учебниках и учебных пособиях А. Барабошкиной, В. Вахромеева, Е. Давыдовой, М. Ожиговой, А. Варламовой и Л. Семченко, Т. Первозванской, Е. Золиной. Каждый из отмеченных авторов акцентирует внимание на необходимости введения музыкального произведения в уроки сольфеджио. Однако ни один из них не разрабатывает методику и не приводит подробное описание того, как необходимо работать с музыкальным произведением на уроке. В данной статье предлагается новый план урока, где центром теоретического блока становится осмысление элементов музыкального языка через музыкальное произведение.

Обратимся к теме «Синкопа». В примерных планах, созданных в соответствии федеральными государственными требованиями, на данную тему отводится одно занятие и предлагается изучать ее в четвертом классе.

Ярким, наглядным примером для знакомства с синкопированным ритмом могут стать танцевальные номера, представленные в опере М. Глинки «Иван Сусанин» в польском акте (второе действие) – «Краковяк» и «Вальс». Для первого знакомства с новой ритмической фигурой предлагаем выбрать «Краковяк», так как уже в начале произведения выразительно проявляется внутритактовая синкопа в виде ритмического рисунка − восьмая-четверть-восьмая.

Краткий примерный план урока по теме «Синкопа»

Проверка домашнего задания.

Подготовка к слушанию музыкального произведения. Краткие данные о композиторе и произведении.

Повторение понятий слабая и сильная доля.

Вокально-интонационные приготовительные упражнения для восприятия произведения.

Подготовка к слушанию музыкального произведения. История и особенности жанра.

Первое прослушивание и анализ музыкального произведения.

Второе прослушивание музыкального произведения.

Работа с ритмическим рисунком произведения (простучать ритм).

В целом, на последнем указанном этапе, работа с музыкальным произведением в рамках теоретического блока может быть закончена. Так как тема не сложная и не требует долгих объяснений, то оставшееся время урока можно посвятить другим формам работы. Обратимся к подробному описанию урока.

Подробный план урока на тему «Синкопа»

Проверка домашнего задания. На эту форму занятия может уходить от пяти до десяти минут в зависимости от предыдущей темы и объема задания. Желательно сделать связку между новой темой и проверкой заданий, но если нет такой возможности, то смена одной формы работы, на другую без плавного перехода будет вполне логичной в связи с началом новой темы.

Подготовка к слушанию. Вне зависимости от того, знакомы ли ученики с творчеством М. Глинки не будет лишним спросить у учеников: кто такой Михаил Иванович Глинка, какие его произведения вам известны? После ответа учеников преподаватель может резюмировать полученные данные и сказать, что Михаил Иванович Глинка − русский композитор XIX века, современник композитора Г. Берлиоза, писателей А. Пушкина, Н. Гоголя, В. Жуковского, А. Грибоедова. Он написал первую оперу на русском языке и на национальный сюжет под названием «Иван Сусанин» по подлинному историческому событию, спасению царя и родины от захватчиков поляков жителем села Домнино Иваном Сусаниным. Действие происходит в 1612 году. В опере кроме прекрасных вокальных номеров есть изящные танцы, которые «рисуют» картину бала во дворце польского короля, где придворные празднуют еще не наступившую победу. Для характеристики бала М. Глинка выбрал следующие жанры: полонез, краковяк, вальс, мазурку.

Пример вопроса к ученикам: опишите особенности таких жанров, как марш, полонез, вальс, мазурка с точки зрения ритмического рисунка и размера? В ходе ответа ученики должны вспомнить и отметить, что для полонеза и вальса характерен трехдольный размер и акцент на первую долю, а для мазурки тот же размер, но акцент на вторую, иногда третью долю.

Следующим этапом урока будет обращение к понятиям слабая и сильная доля. Здесь следует повторить пройденные размеры ­ простые и сложные. К четвертому классу уже изучены размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Простучав типичные для этих размеров ритмические рисунки, следует вспомнить понятия: сильная доля, относительно сильная доля и слабая.

Далее по плану урока − подготовка к слушанию произведения. Учеников следует кратко познакомить с историей танца и его особенностями. Рассказать, что в опере М. Глинки есть танец с интересным названием − «Краковяк». Это польский народный танец, возникший примерно в XIV веке. Своим названием танец обязан жителям Краковского воеводства (краковякам). В старину его исполняли только мужчины, позднее − мужчина в паре с женщиной. Ритм острый, темп живой, размер 2/4. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.

Вокально-интонационная подготовка к слушанию произведения. Необходимо настроить слух учащихся на работу в определенной тональности, а заодно и вспомнить количество знаков в ней, основные ступени, трезвучия, функции. Подготовка может проходить с помощью следующих упражнений:

Настройка в тональности: исполнение гаммы G-dur вверх и вниз в размере 2/4, 3/4 с акцентированием голосом сильной доли в одном варианте пения и слабой доли при последующем пропевании гаммы.

Пение главных аккордов G-dur отдельно и в определенной последовательности. Например: 1). Т – S6/4 – Т, Т6 – Д6/4 – Т, Т – Д6 – Т и т. д.

После подготовки слуха к работе в тональности G-dur и изучения характеристики танца можно приступить к его прослушиванию в записи или в исполнении педагога. Первое прослушивание желательно проводить без демонстрации нотного материала, что должно способствовать активизации слухового восприятия учеников.

Слушание танца «Краковяк» из второго действия оперы «Иван Сусанин» − первая часть малой формы, такты 1-41 − (30 секунд).

Примеры вопросов к ученикам:

1. Охарактеризуйте танец (быстрый, медленный, веселый, грузный и т.д..), отметьте характерные особенности: ритмические, темповые.

2. В каком размере написан танец?

3. На какую долю приходиться акцент? На этот вопрос могут последовать неверные ответы, так как в данном темпе и ритмическом рисунке может слышаться затакт, а акцент как выделение первой доли. Во избежание недоразумений после получения ответов на этот вопрос было бы целесообразно раздать ученикам ноты и прослушать фрагмент произведения еще раз.

Повторное прослушивание произведения (30 секунд).

Теперь все ученики должны прийти к единогласному ответу, что в большинстве тактов акцент приходится не на сильную долю, чем создает ощущение «рывка» и «скачков» в мелодии. После наглядного знакомства с новой ритмической фигурой и явлением несовпадения акцента с сильной долей, можно переходить к изучению термина «синкопа». В учебниках встречаются следующие определения:

Синкопа – это несовпадение метрического акцента с ритмическим. Золина Е. М. Сольфеджио. 6-8 классы.

Синкопа – сдвиг метрического акцента с сильной доли на более слабую. Середа. В. П. Музыкальная грамота. Сольфеджио. 7 класс.

Синкопа – перемещение метрического акцента с сильной доли на слабую. Варламова А. А. Сольфеджио. 5 класс.

На выбор педагога ученикам дается для записи один из существующих вариантов.

На этом моменте теоретический блок по теме «Синкопа» завершается. Последующие формы работы могут быть обращены к повторению пройденных тем или к продолжению работы в новой теме.

Таким образом, используя как пример предлагаемый план, можно любую тему урока обьяснить через взаимодействие с музыкальным произведением. Однако для качественного восприятия таким способом теории необходимо руководствоваться некоторыми рекомендациями:

Для работы на уроке сольфеджио использовать музыкальные произведения только в их полном объеме или же в виде фрагмента, но обязательно с оформленной и законченной музыкальной мыслью.

Нотный материал должен использоваться в оригинальном виде, исключением могут быть только симфонические или другие многосоставные партитуры. Если произведение вокальное, оно должно быть с литературным текстом и обязательно с партией сопровождения, хотя бы в виде клавира. Ученикам следует не только слышать полноценную музыкальную картину, но и видеть ее в нотах. Только в таком случае музыка будет восприниматься не как пример или упражнение, а как произведение искусства. Именно качеством и оригинальностью нотного материала отличается специально выбранное для урока произведение, а не взятый из учебника пример.

Отношение к музыке, которое можно выразить в одной фразе − теория должна пояснять музыку, а не музыка быть иллюстрацией к теории.

Историческая справка о произведении является главным звеном и первой ступенью к осознанному восприятию музыки для учеников. Мало увидеть в нотах фамилию автора и название произведения, необходимо хотя бы кратко представить композитора, эпоху и жанр. Все эти данные создадут полотно, на котором, при слушании музыкальными красками будет создаваться полноценная художественная картина.

На основе вышеперечисленных доводов вполне логичным представляется вывод о том, что музыкальное произведение может и должно стать необходимым компонентом в изучении теории музыки на уроках сольфеджио. Оно помогает увидеть связь между теорией и практикой, вносит осознанность в восприятие терминов, создает взаимодействия с музыкальной литературой и специальностью, акцентирует музыкальную составляющую урока благодаря взаимодействию с высокохудожественными образцами. Все это должно способствовать зарождению интереса к музыке, ее элементам, к дисциплине сольфеджио.

5

Просмотров работы: 6