СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ

Дымская М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Придворная певческая капелла на протяжении более чем пятиста лет является важным центром профессиональной музыкальной культуры в России. Это уникальный коллектив, обладающий высококлассными художественными и техническими возможностями, позволяющими исполнять сложнейшие произведения светской и духовной музыки. На протяжении веков а капелле сложился свой, узнаваемый исполнительский стиль.

Е. В. Назайкинский определяет стиль как «...качество, которое позволяет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто ее создает или воспроизводит» [1, 17]. Таким образом, исполнительский стиль представляет собой совокупность качеств, присущих определенному исполнителю или коллективу, свойственных данному исполнителю и отличающих его от других. Несомненно, Придворная певческая капелла была хором, обладающим своим собственным, неповторимым стилем. На протяжении долгого времени он считался эталонным.

В периодической печати XIX–начала XX века – в изданиях «Русской музыкальной газеты», в журнале «Хоровое и регентское дело» – нередко публиковались отзывы о концертах Придворной певческой капеллы. Как правило, рецензентами отмечался высочайший исполнительский уровень хора, равного которому не было не только в России, но и во всем мире.

Придворный концертный стиль Капеллы неизменно вызывал восхищение у современников. Для исполнения сложных в фактурном, динамическом, интонационном отношениях концертов требовалось высокое мастерство певчих. Сохранилось большое количество восторженных отзывов приезжавших в Петербург зарубежных композиторов и виртуозов. Ими особенно подчеркивалось качество звучания хора, точность интонации, отмечались замечательные голоса басов-октавистов с их широчайшим диапазоном и бесконечным дыханием. Уникальные, запредельно низкие мужские голоса – один из главных символов национальной культуры, гордость России. Их всегда отличало мощное живое звучание, глубокий бархатистый тембр с роскошными обертонами. Использование низкого басового тембра – это традиция русской певческой школы, складывавшаяся веками и нашедшая претворение в русской хоровой музыке. Звучание басов-октавистов значительно обогащало хоровую палитру. Отечественные композиторы, зная каких удивительных звуковых сочетаний можно достичь, использовали в своих произведениях низкие басовые голоса.

О том, что Капелла всегда славилась басами, имеется немало свидетельств, а самому этому вопросу уделяется большое внимание исследователей. Так, нередко на страницах различных трудов вспоминается такая история: «Бас … по фамилии Иванов специально демонстрировался в феврале 1834 года в парижской Академии наук и буквально ошеломил не только слушателей, но и знаменитых физиологов силой и диапазоном голоса, свободно доходившего у него до очень низкого звука контр-соль. Еще более были поражены члены комиссии ученых, созданной осенью 1834 года императорской академией наук для обследования певцов капеллы, обнаружившие, что певцы, подобные указанному Иванову, в капелле не редкость. Как отметили они в своем акте, “голоса Ильинского и Телегина-сына были похожи на рокотание грома или казались нотами величайшего органа, от звука которого колыхался воздух и дрожал весь пол концертного зала”» [2, 8-9]. Капелла имела репутацию выдающегося своими уникальными данными хора.

О бесспорном значении Придворной капеллы в истории русской музыки, ее высочайшем исполнительском уровне имеется множество вдохновенных отзывов.

Характерная для русских хоров тембровая насыщенность оказывала неотразимое впечатление на иностранцев. Глубоко пораженный богатейшим звучанием Придворного хора Б. Галуппи с восторгом отмечал: «Такого великолепного хора я никогда не слышал в Италии» [3, 45].

Наряду с яркими природными тембрами русских певчих всегда отличало предельно внимательное отношение к исполняемому произведению, что способствовало формированию широкой амплитуды темброво-интонационных нюансов. История сохранила множество высказываний о выразительности звучания хора, его красочной тембровой палитре. Одно из них приводит И. Ильин: «С нежными, чистыми голосами… мешаются самые густые: налои дрожат от пения басистов» [там же; 45].

С большим восторгом о Капелле писал С. Смоленский: «Я основательно ознакомился с Капеллою в 1875 году, когда, будучи учителем и достаточно опытным регентом, я прожил в Петербурге полтора месяца и ходил в Капеллу на каждую ее спевку, поучаясь ведению дела у Александра Ивановича Рожнова. Я вникал в красоту хорового звука отличных голосов: Капелла пела в это время совершенно восхитительно, точно, верно, ритмично и с целой лестницей самых удивительных оттенков. Мне особенно нравилось ее ff – оглушительной силы, ясного звука, без малейшего крика, совершенно ровное во всех голосах. Затем в Капелле был неподражаемо мягкий хоровой звук, зависевший, конечно, от отличных голосов. Наконец ppp Капеллы было какое-то волшебное, удивительно легкое и подвижное. Нечего прибавлять, что все степени силы звука были усвоены тогда Капеллою в полном совершенстве. О стройности – нечего говорить, такого строя голосов я не слыхал нигде, даже и в цветущее время Синодального хора. Но ff Капеллы было изумительнее всего» [4, 156].

Даже обычные концерты, проводимые Капеллой, пользовались большим признанием у публики. В №8 «Русской музыкальной газеты» от 1899 года [5, 252] содержатся сведения о концерте, состоявшемся под управлением С.  Смирнова и имевшем огромный успех. Программа включала сочинения Д. Бортнянского, П. Чайковского, Е. Азеева, П. Турчанинова, А. Аренского и других композиторов. О концерте, прошедшем 24 февраля 1899 года под управлением Смирнова, и посвященном, в частности, духовным сочинениям и переложениям Аренского, Азеева, Бортнянского, Виноградова, Львова, Римского-Корсакова, содержится информация в №10 «Русской музыкальной газеты» (1899 г.) [6, 312]. Отмечалось, что Смирнов внес большой вклад в дело совершенствования исполнительского мастерства хора. С малолетнего возраста он являлся воспитанником Капеллы, а впоследствии занял должность старшего учителя пения. Относительно качества исполнения хора под управлением Смирнова вспоминал известный дирижер, композитор, музыкальный педагог, народный артист РСФСР П. А. Богданов: «особенно поразили мужские голоса с глубокими октавными тонами, чудесные и небесные голоса детей» [7].

Интересная информация о концерте, посвященном памяти Бортнянского, содержится в №40 от 1901 года «Русской музыкальной газеты» [8, 964-965]. В статье отмечается, что во втором отделении впервые с момента смерти композитора были исполнены его светские произведения: старинное оркестровое «Рондо» из оперы «Квинт Фабий», а также монументальные духовные хоровые концерты в сопровождении оркестра однохорный «Господи силою Твоею возвеселится Царь» и двухорный «Тебе, Бога, хвалим». В данной публикации отмечается прекрасное исполнение Капеллой этих сочинений, ее неподражаемый придворный концертный стиль, вызвавший у слушателей ностальгию по ушедшей эпохе Екатерины Великой.

Немало сведений о концертных программах Капеллы содержится в российском ежемесячном журнале «Хоровое и регентское дело», издававшемся с 1909 по 1917 годы. В №1 журнала имеются сведения о духовном концерте, посвященном А. Ф. Львову в связи с 75-летием создания им русского народного гимна «Боже, Царя храни»: «Программа состояла исключительно из его сочинений и была исполнена капеллой с редкой чистотой строя и воодушевлением, как и подобает памяти прославившего ее директора» [9, 24].

Неподражаемым звучанием Капеллы восхищался греческий дирижер Димитриос Митропулос: «Не только никогда не слышал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла – восьмое чудо света» [10]. И уже в советское время в связи с триумфальными концертами Капеллы в Европе в 1928 году с восторгом писала швейцарская пресса: «Концерт Российского государственного хора показал образцы хорового искусства, стоящего на недосягаемой высоте» [там же].

Известный хоровой дирижер, наш современник С. Казачков относительно стиля Капеллы, утверждал, что он (стиль): «…отличался монументальностью и официальной величественностью, холодной, тяжеловесной органностью звучания <…>, академической объективностью интерпретации, инструментальностью интонирования, лишенного живых, теплых голосовых красок. Бесстрастность и объективизм были теми принципиальными стилистическими особенностями, за которые Капелла убежденно держалась. Всякое проявление певцами эмоциональности считалось дурным вкусом, нарушением стиля <…>» [11]. Эту же особенность Придворного хора подчеркивал И. Гарднер, характризуя особенности старой Петербургской школы: «…хор понимается как своего рода инструмент одного тембра (например, орган, фисгармония), где тембры отдельных голосов должны сливаться в одно – стремление к преодолению особенностей человеческого голоса, стремление к подражанию “органному звучанию”» [12, 472].

Стиль Придворной капеллы отличала высочайшая вокальная культура хора, совершенство исполнения, гибкость и подвижность голосов, тончайшее звучание оттенков.

Д. Локшин подчеркивал поразительную особенность русской манеры исполнения, вслед за А. Кастальским называя ее «русская вокализация» [13, 17], значительно отличающуюся от западной традиции, в том числе, итальянской. Исполнительское мастерство выдающихся отечественных хоровых коллективов произросло из вековых самобытных традиций русской духовной музыки, имевшей глубокие истоки. Особый характер пения a’ cappella, изумительное legato в исполнении русских хоров постоянно вызывало восторг у иностранных музыкантов, которые, однако, ошибочно приписывали это уникальное национальное явление исключительно блестящей технической подготовке. А. Кастальский, великолепный знаток русского многоголосия, отмечал: «Роспев, роспевание – вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а, впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и все русское в русской музыке» [там же, 17].

Более точно охарактеризовать стиль Придворной певческой капеллы можно путем сопоставления ее исполнительского мастерства с другими выдающимися хоровыми коллективами России.

Одним из подобных русских хоров была Капелла Шереметева, организованная в 50-е годы XVIII века. Этот коллектив вошел в историю отечественной музыкальной культуры как одна из значительных ее страниц.

Деятельность хора охватывает сто пятьдесят лет. Певчими Капеллы были в основном крепостные крестьяне, отобранные из различных уголков имений рода Шереметевых. Уровень мастерства капеллы Шереметева превосходил многие хоровые коллективы Москвы и мог быть сопоставим лишь с Придворной капеллой [14]. В основе репертуара крепостного театра Шереметевых были оперы и балеты известных зарубежных композиторов А. Гретри, Э. Дуни, П. Монсиньи, Ф. Филидора. Хор и оркестр с большим успехом исполняли сочинения Й. Гайдна, Ф. Госсека, Д. Сарти. В. Станюкович отмечал: «Хор участвовал в празднествах, исполнял кантаты и русские песни, пел во время богослужений и давал духовные концерты, в программу коих входили вещи Баха, Госсека» [15, 5].

Одним из первых выдающихся руководителей и дирижеров капеллы был С. Дегтярев, автор около шестидесяти духовных концертов, создатель первой русской оратории «Минин и Пожарский». Если в Придворной певческой капелле певчие дьяки, участвуя в грандиозных торжествах царского двора, обладали привилегированным положением, то крепостные устои капеллы Шереметева наложили серьезный отпечаток на развитие хора: одаренные музыканты-руководители, способные выдвинуть коллектив на передовые позиции, не имели абсолютно никаких перспектив.

Расцвет капеллы Шереметева был связан с именем знаменитого музыкального деятеля и хорового дирижера Г. Ломакина. Именно ему принадлежит заслуга профессионального обучения хора. Плачевное состояние исполнительского уровня капеллы ко времени его прихода в нее он описал в своих «Автобиографических записках». В частности, он вспоминал: «В то время хор состоял из 30 человек, и пение шло без всякой науки. Певчие едва знали ноты, о делении нот и интонации не имели понятия, разучивали сочинения Бортнянского и других не иначе, как с помощью скрыпки, и в продолжение целого месяца разучивался один концерт, да и то было шаткое знание: кто посильнее, тот и вел весь хор… Вожаком был кто-нибудь из старых певчих, знавших напев по слуху. Если б ему вздумалось остановиться или соврать, то и весь хор путался и останавливался, что и случалось нередко» [16, 647]. Ломакин увеличил состав коллектива до 86 человек. Основу репертуара хора составляли сложнейшие духовные и светские сочинения Палестрины, Лотти, Баха, Глюка, Керубини, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Листа, Глинки, Бортнянского, Львова, Турчанинова и многих других композиторов, а также произведения самого Ломакина, ставящие перед хором серьезные исполнительские задачи. О высоком уровне мастерства хора он писал, вспоминая исполнение одного из произведений: «После же окончания morendo, которое уносили в воздух последние замирающие звуки, эта тишина еще продолжалась несколько секунд: все еще слушали и не знали, длится ли звук или кончился» [17, 473].

Исполнительский стиль хора Шереметева заметно отличался от Придворной капеллы своей яркой эмоциональностью, живой трепетностью чувств, которые находили отражение и в звучании духовных произведений. Придворная капелла, напротив, четко следовала многовековым стилевым исполнительским традициям, которым были свойственны строгость и аскетизм, чуждые чувственным эффектам.

К концу 80-х годов XIX века передовые творческие позиции занял московский Синодальный хор. Коллектив участвовал в певческом оформлении богослужений в Успенском соборе Московского Кремля, а также в постановках опер и в исполнении светских хоров и ораторий. В конце XIX – начале XX столетия он считался лучшим в стране. Отличительной чертой исполнительского стиля Синодального хора стали глубина и эмоциональность интерпретации произведений, страстность и темпераментность выражения музыкальной мысли в отличие от классической стилевой манеры Придворной капеллы, которая прочно базировалась на традиционных устоях древнерусского богослужебно-певческого искусства. И. Гарднер, характеризуя стилистические черты московской школы, писал, что в отличие от петербургской школы, хор понимался «как ансамбль многоразличных голосовых тембров, – своего рода оркестр человеческих голосов» [12, 502].

Соответственно, и композиторы в своем творчестве, адресованном Придворной певческой капелле или Синодальному хору, ориентировались на сложившиеся традиции и характер звучания коллектива.

Стиль Придворной Капеллы на протяжении многих веков впитывал в себя специфические особенности русской и европейской музыки различных стилей и эпох. Стремление передать характерные черты, свойственные творчеству того или иного композитора, формировало богатый слуховой опыт певчих. Репертуар Капеллы составляли сложнейшие произведения Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, духовные концерты Сарти, Бортнянского, сочинения многих других композиторов, в том числе, современников. Это стало возможным не только благодаря количественному составу, но, в первую очередь, благодаря прекрасному образованию в певческом отношении.

Список литературы:

Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В. Назайкинский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.

Манько Т. В. Русская школа хорового исполнительства: традиции и современность. Дисс. <...> канд. искусств. / Т. В. Манько. – Ростов н/Д, 2006. –198 с.

Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры. Ч. 1. / В. П. Ильин. – М.: Советский композитор, 1985. – 232 с.

Смоленский С. В. Воспоминания // Музыкальная академия №2 / С. В.Смоленский. –М.: Композитор, 1998. – С.156 –164.

Русская музыкальная газета №8. Хроника. Опера и концерты. СПб. 1899. – Стлб. 252.

Русская музыкальная газета №10. Хроника. Опера, концерты. СПб. 1899. – Стлб. 312.

Смирнов Степан Александрович. – Капелланин. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://kapellanin.ru/id84– (Дата обращения (18.02.2021).

Русская музыкальная газета № 40. Хроника. Чествования памяти Бортнянского. СПб. 1901 – Стлб. 964-965.

Хоровое и регентское дело №1. Хроника. 1909. – С.24.

История Капеллы. Электронный ресурс. [Режим чтения]:https://capella-spb.ru/ru/o-kapelle/istoriya-kapelly–(Дата обращения 05.03.2021).

Исполнительский стиль. Электронный ресурс. [Режим чтения]: https://poznayka.org/s4571t1 .html–(Дата обращения 05.03.2021).

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II. История / И. А.Гарднер. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. – 605 с.

Локшин. Д.Л. Традиции русской хоровой культуры и наши задачи. Советская музыка №6 (август). /Д.Л. Локшин. – Государственное музыкальное издательство, 1948. –С.13 – 21.

Лебедева-Емелина А. В. Дегтярев. Православная энциклопедия. Электронный ресурс. [Режим чтения]: https://www.pravenc.ru/text/171569.html–(Дата обращения 05.03.2021).

Станюкович В. К. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века / В. К. Станюкович. – Л.: Изд. Гос. Русского музея, 1927. – 74 с.

Ломакин Г. Я. Автобиографические записки. Гл. I–VI / Прим. В. В. Стасова //  «Русская старина», 1886, март. – С. 645–666. [Электронный ресурс]. / Г. Я. Ломакин. – Режим доступа:http://kapellanin.ru/biblio/?form=2 –(Дата обращения: 18.11.2020).

Ломакин Г. Я. Автобиографические записки. Гл. XI–XII. / Прим. В. В. Стасова // «Русская старина», 1886, август. – С. 467–485. [Электронный ресурс] / Г. Я. Ломакин. – Режим доступа:http://kapellanin.ru/biblio/?form=2 – (Дата обращения: 18.11.2020).

8

Просмотров работы: 37