В Архангельской области с 12.12.2017 года реализуется региональная программа об обращении с твердыми бытовыми отходами производства и твердыми коммунальными отходами (№ 556 пп). Снижение загрязнения окружающей среды отходами предполагается добиться через меры экологического и экономического плана, но и посредством «формирования экологической культуры населения в области обращения с отходами» [2]. Это значит, что необходима активная политика просвещения населения. В предыдущей статье [3] нами доказано, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования привычки раздельного сбора отходов и воспитания у детей ценностного отношения к переработке отходов. Полагаясь на разнообразные данные интернета о том, что пластиковое загрязнение самое распространенное, было решено разработать проект образовательной мастерской по утилизации и переработке пластика.
На наш взгляд, наиболее эффективной формой просвещения школьников является образовательная мастерская. В научной литературе наиболее часто встречается понятие «педагогическая мастерская», которая, вслед за Балакиревой Н.М. и Ситновой Е.В. рассматривается нами как «особая форма обучения детей и взрослых, для создания условий для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» [1]. В этой же статье охарактеризованы различные возможности применения педагогической мастерской. В частности, авторы, ссылаясь на исследование Е.О. Галицких, указывают на возможность формирования у школьников ценностных ориентаций [1, с. 147]. Обращает на себя внимание точка зрения авторов на описание ряда задач, решаемых посредством педагогических мастерских. Отмечается нацеленность на «личностное саморазвитие учащихся - осознание себя и своего места в мире, понимание других людей и закономерностей мира, в котором живут…, формирование не только системы новых знаний, умений и навыков, но и самостоятельности построения своего знания; создание условий для самопроявления и самореализации учащихся» [1, с. 147]. Очевидно, что в фокусе внимания не педагогические компетенции учителя, ведущего мастерские, а личностные характеристики обучающихся. Это значит, что педагогу отводится роль проводника; его задача заключена в реализации необходимых условий для того, чтобы обучающиеся стали успешными. Однако процесс взаимодействия в среде мастерских двусторонний. Это значит, что обучающиеся активны и нацелены на успех. Успешность, исходя из приведенного выше определения, охватывает по крайней мере, два педагогических аспекта – обучающий и воспитательный. На наш взгляд, погруженность обучающихся в процесс, несомненно, активизирует развитие их интеллектуальной сферы, что свидетельствует о наличии развивающего аспекта мастерских. Таким образом, если рассуждать о влиянии мастерских на личность обучающегося, то вполне можно утверждать о наличии образовательной функции данной формы. В связи с этим, мы считаем логичным применение термина «образовательная мастерская».
Опираясь на вышеизложенное, определим роль образовательной мастерской в формировании у младших школьников привычки раздельного сбора пластиковых отходов и воспитания у детей ценностного отношения к их переработке. Нами установлено, что сдерживающими факторами являются недостаточность информации по теме и практически полное отсутствие продуктивных видов деятельности (сбор, сортировка, хранение, переработка, утилизация того, что переработать нельзя). Образовательная мастерская имеет своей целью устранение этих факторов.
Охарактеризуем наши представления о мастерской исходя из предполагаемых результатов образования в ней младших школьников. Как указывалось ранее, основным результатом пребывания детей в мастерской является формирование у них правильных привычек и ценностного отношения, что в свою очередь обязывает нас опираться на три компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий.
Предлагаемый проект состоит из следующих структурных разделов: целеполагание, принципы построения образовательной мастерской, учебное содержание, дидактическое сопровождение, методические рекомендации, прогнозируемые результаты, диагностика.
Основной целью программы является воспитание ценностного отношения младших школьников к переработке ненужных пластиковых вещей и бытовых отходов в новые изделия.
Принципы построения образовательной среды в мастерской: диалогичность, проблематизация и обогащение содержания не только информацией, но и заданиями на активизацию познавательной деятельности, погруженность обучаемых в процесс обучения, поддержка рефлексивной составляющей. Это значит, что на занятиях в мастерской обучение будет происходить 1) в диалоговой (полилоговой) форме посредством бесед и обсуждений, при этом школьники принимаются как равноправные участники; 2) основой полилогов будут проблемные ситуации и погружение в них посредством мыслительной деятельности на анализ и рефлексию; 3) выполнение ряда лабораторных заданий, позволяющих активизировать не только умственную, но и внешнюю деятельность обучающихся. Опора на личный опыт ученика позволяет ввести в процесс работы в мастерской ценностную шкалу, без которых невозможно воспитание позитивных целевых установок и необходимых привычек.
Планируемые результаты проекта программы сформированы в соответствии с тремя компонентами ценностного отношения. Это значит, что младший школьник усвоит знания о различных видах пластика, возможностях его переработки, месте в круговороте веществ в природе; осознает значимость природного ресурса для человека, проблематику загрязнения этим материалом окружающей среды, овладеет умениями, классификации отходов по категориям и маркировкам, ресурсосбережения, сможет применять данные умения и знания на практике в соответствии со своей сформированной ценностью.
Отбор содержания мастерской осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идеи целостности мира;
идея ценности мира;
идеи сохранения мира.
Идея целостности реализуется посредством демонстрации различных связей и взаимосвязей между природой и миром, созданном человечеством, что позволяет демонстрировать значение разных веществ в круговороте. В частности, идея проявляется в поиске школьниками способов баланса между веществами в круговороте веществ, рассматривается значение пластика как заменителя металла, древесины, бумаги, тканых и вязанных материалов из льна и хлопка и т.д., его место в круговороте веществ, длительность сохранения в окружающей среде.
Идея ценности мира раскрывается в отношении к нему; отношение основано на признании самоценности мира, каждого его элемента в отдельности, природных ресурсов, рукотворных изделий и культурного достояния человечества; в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных, нужных и ненужных; использование природных ресурсов рассматривается как обоснованное, экономное и взаимозаменяемое.
Идея сохранения мира реализуется посредством формирования у школьников умений, направленных на сохранение природных ресурсов, осознанном принятии и формировании экологических привычек. Поскольку пластик сохраняет свои свойства долго, его логично использовать там, где изделия из металла, дерева и др. природных веществ быстро приходят в негодность, а переработка пластика позволяет экономить ресурсы.
Предлагаемый проект рассматривается нами как фундамент экологической грамотности младших школьников и соответствующих компетенций – умений проводить опыты и эксперименты, соблюдать правила, усвоить основы адекватного природопользования.
В соответствии с идеями проекта мастерской считаем целесообразным применение следующих видов деятельности:
распознавание различных видов пластика с помощью специально созданного наглядного пособия и комплекса опытов;
определение взаимосвязей пластика и других веществ и природных ресурсов;
установление смысла своей деятельности с пластиковыми отходами и мусором, выявление мест сбора пластиковых отходов и правил их сдачи;
формирование умений распределять бытовые отходы и выделять в нем пластик, подлежащий переработке.
Знакомство с пластиком в тематическом планировании находится последним по сравнению с другими материалами – бумагой, стеклом и железом, так как это вид содержит большое количество информации о своем разнообразии.
Блок «Пластик» «включает в себя следующее содержание.
Происхождение пластика. Связи между природными ресурсами и готовым материалом, изделием. Демонстрация важности пластика и изделий, которые из него производят.
Использование пластика. Вред и польза пластика. Угрозы избытка пластиковых вещей, пластиковое загрязнение, его причины и меры борьбы.
Переработка пластика. Знакомство с видами производимого материала, возможностями и правилами переработки, основами разумного потребления. Классификация маркировок пластика на основе самостоятельного поиска кодов детьми на упаковках.
Посещение мастерской по переработке пластика. Выездное мероприятие в мастерскую по переработке пластика для демонстрации процессов переработки на примере пластиковых крышек; повторение основ сортировки пластика, маркировок.
Поясним, что в данной мастерской находится линия агрегатов, которая помогает работать со вторсырьем и перерабатывать пластик в режиме реального времени. Шредер помогает измельчить материал, горячий пресс делает из пластиковой крошки разноцветные блины, а в свою очередь лазер вырезает изделие по запрограммированному контуру. Существуют также расширенные линии агрегатов. Мастерская в том числе оснащена сопроводительными материалами, которые в ходе экскурсии по мастерской изучаются детьми. В мастерской дети при помощи взрослого наглядно понимают, что из себя представляет процесс переработки, как он работает, какие этапы сменяют друг друга и что можно получить, после переработки.
Для воспитания ценностного отношения к переработке пластиковых отходов и формирования устойчивых умений по сортировке пластика нами бы разработан и апробирован дневничок исследователя. В него включено содержание, помогающее подкрепить изученный материал практической и самостоятельной исследовательской деятельностью. Так, младшему школьнику предлагаются задания для самостоятельного проведения наблюдений за экологическими традициями и привычками своей семьи, на определение количества потребляемых ресурсов, анализ данных о количестве и характеристике бытовых отходов, в том числе пластиковых, формулирование умозаключений, обобщений и выводов, подтверждающих или опровергающих информацию, усвоенную в мастерской. Дневничок содержит в себе и задания на регуляцию познавательной деятельности. Так, после выполнения очередного задания ученик может разместить в свободном столбике оглавления специальную наклейку, что будет наглядной демонстрацией динамики освоения материала. Работа с дневничком происходит по желанию ученика.
Для выявления эффективности работы в образовательной мастерской нами разработаны диагностики, которые включают в себя анкетирование с вопросами открытого, закрытого типа и с выбором ответа. Вопросы распределены на три блока в соответствии с тремя компонентами формирования ценностного отношения к переработке отходов. Также в диагностику входит практическая часть, где школьникам необходимо провести сортировку отходов на примере подобранного пластикового вторсырья. Предлагаемые материалы позволят педагогу выявить уровень сформированности когнитивного, эмоционально-оценочного и мотивационно-поведенческого компонентов и определить сформированность ценностного отношения к переработке пластиковых отходов.
Работа в мастерской заканчивается подведением итогов с целью награждения активных участников.
Проект реализуется преимущественно в рамках внеурочной деятельности, частично захватывая уроки об охране окружающей среды предмета «Окружающий мир».
Таким образом, разработанный нами проект образовательной мастерской «Утилизация и переработка пластиковых отходов» готов к внедрению и требует проверки своей эффективности на практике.
Список литературы
Балакирева Н.М., Ситнова Е.В. Педагогическая мастерская как средство развития продуктивных видов деятельности у одарённых учащихся на занятиях по физике [Электронные текстовые данные] / Н.М. Балакирева, Е.В. Ситнова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 5. – С. 145-153 – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18041099 (дата обращения 31.01.2022).
Региональная программа в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Архангельской области [Электронные текстовые данные]. – Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/462635409 (дата обращения 30.01.2022).
Савинова, Л.Ю. Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников [Текст] / Л.Ю. Савинова // Комплексные исследования детства. – 2019. – №1. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-diagnostiki-emotsionalno-otsenochnogo-komponenta-tsennostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 31.01.2021).