ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Кокина А.О. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Согласно проведенным исследованиям вопрос повышения финансовой грамотности молодежи невероятно актуален. Молодежь - самая уязвимая и незащищенная часть общества, обладающая недостаточным объем финансовых знаний и подвергающаяся многочисленным финансовым рискам.

У понятия финансовая грамотность нет единой трактовки. Это сложное, многокомпонентное понятие. Разберем данное понятие с точки зрения анализа российского опыта:

Стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" А. В. Зеленцова считает, что финансовая грамотность - это способность принимать осознанные решения в отношении использования личных финансовых ресурсов и управление такими ресурсами [4, с. 391].

М. Ю. Шевяков считает, что финансовая грамотность – это способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности [8, с. 40].

«Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности» М.Э. Паатова и М.Ш. Даурова [6, с. 173].

Т. А. Аймалетдинов рассматривает финансовую грамотность, как составную часть финансовой культуры и представляющую собой уровень финансовых знаний, установок и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно принимать финансовые решения [1].

Таким образом, анализ определений, представленных в работах ученых М. Ю. Шевякова, М. Э. Паатова и М. Ш. Даурова, Т. А. Аймалетдинова позволяет сделать вывод, что финансовая грамотность - это объем знаний в сфере финансов, необходимый для принятия здравых решений и понимание основных экономических терминов. Умение применять эти знания на практике обеспечивают возможность разумно управлять своими деньгами и приумножить благосостояние.

В структуре финансовой грамотности большинством исследователей выделяются три базовых составляющих: установки, знания и навыки.

Первый компонент, который мы рассмотрим - установки. Установки - это базис финансовой грамотности. Именно они отвечают за формирование у человека потребности в получении различных финансовых услуг и понимание последствий этого. От установок зависит формирование культуры финансового поведения человека.

Финансовая культура - больше, чем финансовая грамотность. Она предполагает не только знания, но и ответственное отношение к финансам, а также формирование и применение навыков управления личным бюджетом. Высокий уровень финансовой культуры - это важнейшее условие стабильного развития страны, от которого в конечном счете зависит и благополучие каждого гражданина [2, с. 46].

Сегодня у молодежи сохраняется привычка жить одним днем. Именно эту установку хочется изменить в ходе обучения финансовой грамотности, чтобы в сознании молодых людей закрепилась мысль о том, что жизнь наполнена различными событиями, не всегда хорошими, и что к ним надо быть финансово подготовленным. Это и планирование семейного бюджета на длительную перспективу, и выработка определенной стратегии поведения на протяжении всей жизни, учитывая все происходящие события. Решение всех этих задач невозможно без использования инструментария финансового рынка.

Для формирования финансовой культуры создаются различные просветительские проекты. Центральным банком Российской Федерации был создан Информационно-просветительский ресурс: https://fincult.info/ Его цель - формирование финансовой культуры граждан [10].

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый - от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Важная вспомогательная информация для принятия здравых финансовых решений.

Существует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Он реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком [7].

Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Как мы уже отметили ранее, установки - это элемент финансовой грамотности, который отвечает за культуру финансового поведения. Этот компонент вбирает в себя нормы и ценности человека в финансовых вопросах, то, как он реагирует в определенных жизненных случаях, которые касаются финансов и др.

В рамках проведенного нами исследования для выявления компонента установки у студентов, использовалась методика тестирования и получены следующие результаты:

Студентам был предложен тест из 15 утверждений, нужно было выбрать наиболее близкие им. С помощью ключа мы смогли подчитать общее количество баллов для выявления установок у наших респондентов.

По результатам тестирования мы получили следующее:

Для 100% опрашиваемых важно, куда деваются их сбережения, при этом у 100% отношение к документации по финансам нейтральное и баланс расходов их абсолютно не волнует. Однако при этом, при дарении подарков 75% составляет план расходов и 100% респондентов считает, что использовать кредитные карты - это здорово. Нами выявлено противоречие, суть которого в том, что установки у студентов определенно есть, но возникают сомнения, верные ли они. Такие установки не обуславливают грамотное финансовое поведение.

При ответах сохраняется тенденция к нейтралитету, а это также говорит о нечетко сформулированных установках.

Следующий компонент финансовой грамотности - это знания.

Финансовая грамотность предполагает владение необходимым объемом информации, а также практическими компетенциями в сфере финансов для принятия здравых и обдуманных решений, что позволяет разумно управлять своими сбережениями и преумножать свое благосостояние.

Если рассуждать с точки зрения жизненного опыта, по словам Е.А. Данченко понятие финансовая грамотность можно разделить на врожденную и приобретенную [9]. Врожденная финансовая грамотность - знания, полученные из жизненного примера родителей и близких, а приобретённая – знания, полученные самостоятельно и у окружающих людей.

Различные аспекты данного вопроса рассматриваются в исследованиях философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов. Основополагающее значение для нас имеют научные труды ученых в области образования, экономики, финансов Л. Б. Азимовой, Т. А Аймалетдинова, Л. С. Бахмутовой, Е. К. Калуцкой, А. В. Зеленцовой, О. Е. Кузиной, Д. Х. Ибрагимовой, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавреновой и других. [5]

Также, для выявления компонента – знания, нами было проведено анкетирование и получены следующие результаты:

Респондентами нашего исследования стали студенты в количестве 20 человек. Проведение тестирования показало, что уровень знаний на начало нашего эксперимента низкий. Студентам предлагалось решить тест, состоящий из шести вопросов, за каждый правильный ответ 1 балл,

5-6 правильных ответов: с азами финансовой грамотности все хорошо, 3 правильных ответа и меньше: знаний недостаточно.

По результатам теста мы получили следующие показатели: с азами финансовой грамотности все хорошо: 6 человек; знаний недостаточно: 14 человек.

Из результатов теста видно, что планировать семейный бюджет, а также сколько нужно откладывать с любого дохода знают только 5%, каким должен быть запас на «черный день» знают 10% опрошенных. Хорошие знания респонденты показали о банковских услугах.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать выводы об особенности сформированности компонента знания у наших студентов. Безусловно, радует, что у них есть понимание, что такое финансовая грамотность, но знаний недостаточно, и компонент - знания, на начало исследования, у респондентов пока сформирован плохо, это доказывают численные показатели, из 100% опрошенных только 30 % показали неплохое знание азов, остальные 70% имеют недостаточные знания.

В связке с методом тестирования мы провели анкетирование.

Количество респондентов, принявших участие в анкетировании - 20 человек. По итогам анкетирования, можно сделать следующие выводы: большинство респондентов имеют понимание, что такое финансовая грамотность в целом. При оценке своих знаний и навыков в области финансовой грамотности 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень, 100% респондентов отметили, что есть необходимость в дополнительных ресурсах обучения финансовой грамотности и что ее повышение - важнейший вопрос.

Большинство - 75% так же отметили, что необходимо изучать основы финансовой грамотности в университете в виде специализированных программ с приглашенными специалистами, ввести факультатив, либо даже отдельный предмет.

На вопрос следят ли респонденты за финансовой ситуацией в стране- произошло разделение на тех, кто постоянно интересуется - 60%, и на тех, кто редко обращает на это внимание.

На вопрос об источниках информации для получения сведений по вопросам финансовой грамотности – все 100% отметили интернет, социальные сети и телевидение, а также то, что они не пользуются советами друзей и знакомых.

При ответе на важный вопрос: «Какие темы для Вас важны?» респонденты выбрали: планирование личного бюджета, налогообложение физических лиц и фондовые рынки.

Все 100% так же отметили крайнюю важность ведения личного бюджета в современном обществе и что денежные средства, а именно - их наличие, очень важны.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что такой компонент как знание у респондентов присутствует, но требует доработки.

Еще один немаловажный компонент финансовой грамотности - навыки. В этом компоненте учитывается опыт человека с точки зрения финансов, ведь для того, чтобы совершать какие-либо действия, должны быть сформированы соответствующие навыки.

Рассмотрим, какими навыками должен обладать финансово грамотный человек по мнению портала Вашифинансы.РФ: уметь сохранять баланс между потреблением и инвестициями; эффективно управлять личными финансами, планировать расходы и доходы заранее; ставить перед собой четкие цели и успешно достигать их; планировать свое будущее на 10-20-30 лет вперед по личному финансовому плану; использование различных финансовых инструментов для достижения целей; иметь несколько источников дохода [3].

Таким образом, по мнению портала Вашифинансы. РФ, обладая шестью этими навыками, каждый человек сможет повысить свою финансовую грамотность.

Для выявления компонента финансовой грамотности - навыки респонденты решали кейс. Было предложено два варианта кейса с практическими жизненными задачами. Из 20 респондентов на 100% справилось 3 человека, кейс-задание выполнено полностью, подробно и грамотно расписано, рассмотрены разные варианты решения, проведен анализ согласно критериям. Аргументирован и обоснован выбор одного из альтернативных решений. На 80 % справились 5 человек, на 50 % и меньше справились 12 человек.

Таким образом делаем вывод, что недостаточное количество финансовых знаний, навыков планирования бюджета и принятия грамотных решений по использованию финансов и услуг говорит о том, что такой компонент финансовой грамотности как навыки у респондентов присутствует, у всех есть свой жизненный опыт, но исходя из того, что больше половины опрошенных показали результат ниже 50%, данный компонент так же требует доработки.

Таким образом, обобщая результаты нашего исследования можно сделать вывод, что все три компонента финансовой грамотности и входящие в ее структуру тесно связаны друг с другом и играют важную роль в повышении культуры финансового поведения молодежи.

Список литературы

Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.:2008

Бондарева С.А. Особенности повышения финансовой грамотности молодежи: методический аспект // Вестник экспертного совета. 2019 №1

Ваши финансы. РФ: сайт.URL: https://vashifinancy.ru/ (дата обращения: 13.01.2022)

Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. С. 112

Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). Июль-август. С. 158

Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). С. 173-175.

О содействии повышения уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: проект Министерства финансов РФ: сайт URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/(дата обращения: 13.01.2022)

Шевяков, М.Ю. Результаты проведения научно-исследовательских работ по методологической разработке индикаторов финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] / М.Ю. Шевяков // Бюджет и финансы. – 2011. – № 3–4 (13-14). – С. 40-44.

Шлыкова И.А., Данченко Е.А. Проблемы и перспективы повышения финансовой грамотности молодежи//Региональная экономика 2018 - т.16, № 6. С. 141

Финансовая культура: сайт URL: https://fincult.info/about/(дата обращения: 13.01.2022)

Просмотров работы: 848