Один из наиболее важных видов деятельности на уроках истории – работа с контурной картой. Она является важным источником донесения информации на уроке при изучении нового материала, проведения контроля знаний обучающихся, выполнении самостоятельных работ [1, с. 348].
Что же такое контурная карта? В современной педагогической литературе дается следующее определение: «Контурная карта – это вид наглядности, представляющий собой вид географической основы, которая помогает воссоздать учащимся историческую карту либо её фрагмент»[2, с.11].
Контурная карта по праву считается одним из наиболее эффективных средств обучения истории и может быть использована на различных этапах урока: изучение новой темы, закрепление, выполнения домашнего задания, проверка картографических знаний и умений учащихся. В старших классах такой вид работы может стать основным для проведения лабораторного или практического, повторительно-обобщающего уроков.
Как верно отмечено О.Т. Ковешникова в своей статье «Контурная карта как средство формирования знаний и умений у учащихся в обучении истории»: «сформированность у учащихся пространственных представлений и картографических умений проверяется в ходе различных форм итоговой аттестации, таких как ВПР, ОГЭ и ЕГЭ» т.е. «задания выносятся на все уровни проверки знаний умений учащихся в современной школе» [2, с. 11]. А потому работа с этим средством на уроках должна быть постоянной. В настоящее время накоплен досточный опыт организации работы с контурной картой на уроке. Поэтому в данной работе хотелось бы остановиться на тех проблемах, которые возникаютс данным средством в процессе обучения истории.
Практика работы в школе показывает, что у учащихся (например, при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ) возникают трудности работы с контурной картой. Одна из них – определение места какого-либо фрагмента карты в пространстве. Другими словами – ученику трудно определить территория какой страны (граница каких стран и т.д.) показана на карте. Также, зачастую, возникает и проблема определения времени, происходящего события.
Для решения данной проблемы можно использовать методический прием – от общего к частному: прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, следует предложить им найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события на общей карте. Так, если предстоит работа со схемой города, то подойти к карте необходимо в три этапа. Например, при изучение афинского порта Пирей сначала следует найти на общей карте Балканский полуостров, затем Афины на карте «Классическая Греция в период расцвета» и только потом переходить к схеме в учебнике. Систематическое использование описанного методического приема приводит к тому, что ученики научаться опираться в определении фрагмента карты на статичные географические объекты.
Одной из наиболее распространенных ошибок при работе с контурной картой являются недочеты при работе с условными обозначениями (легендой карты). Зачастую происходит пренебрежение легендой карты. Предположительно причинами такой проблемы является незнание учениками правил и возможностей использования условных знаков. Основываясь на собственном опыте, отмечу, что учащиеся, зачастую, пренебрегают легендой карты, так как не замечают её и она отходит на второй план, при том, что, по сути, является наиболее важным источником информации при работе с картой.
Контурные карты направленны на усвоение и закрепление знаний, а также выработку умений и навыков работы с картой. Это одно из наиболее важных средств практического обучения истории и развития познавательной деятельности учащихся. Важно отметить, что результат от работы с контурными картами будет только в том случае, если работа происходит систематически [3].
Список литературы
Довгялло, М.С. Роль и значение картографических наглядных пособий в процессе обучения истории в школе // Роль университетского образования и науки в современном обществе. Материалы международной научной конференции. Минск: Белорусский государственный университет. – 2019. – С. 348–353.
Ковешникова, О.Т. Контурная карта как средство формирования знаний и умений у учащихся в обучении истории // Преподавание истории в школе. – 2020. – №3. – С. 11–15.
Лавренова, Н.Ю. Историческая карта как элемент современного урока истории // Вместе к успеху! Сборник статей и проектных работ педагогов и учащихся МБОУ «Гимназия № 11 города Ельца». Елец, 2019. – С. 279–282.
Тряпичникова, Т.С. Особенности использования картографических понятий на уроках истории в общеобразовательной школе // Молодежь - науке и практике: Взгляд в будущее. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией И.П. Краснощеченко. Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2017. – С. 302–308.
Шурыгина, Н.А. Формирование пространственных представлений в обучении истории // Материалы научной сессии 2016 Борисоглебского филиала ФГБОУ во «ВГУ» Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «Воронежского государственного университета». Борисоглебск, 2016. –С. 141–143.