Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися, которуюпедагог получает в процессе проверки учебной и познавательной деятельности учащихся.
Процесс проверки знаний и умений учащихся на уроке истории остается немаловажной проблемой, которая существенно влияет на эффективность и качество обучения. При проверке успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками.
Одной из наиболее популярных проблем, выделяющихся в процессе проверки знаний и умений на уроках истории, является слабая связь между учителем и учащимися, которую необходимо постоянно и активно поддерживать
Для наилучшего обеспечения своевременной и всесторонней обратной связи между педагогом и обучающимся на уроках истории используются различные методы контроля:
метод устного контроля (представляет собой индивидуальный, фронтальный и уплотненный опрос, который может проводиться на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Во время ответа учебники должны лежать на краю парты в закрытом виде) [5, c. 190];
метод письменного контроля (включает в себя работу с историческими понятиями («дайте определение..»), утверждениями («верно/неверно») и тестовыми заданиями) [4, c. 135];
машинные методы проверки (компьютерные тестовые и практические задания, которые необходимо выполнить с помощью персонального компьютера) [3, c. 35];
комбинированные методы(включает в себя работу с историческими документами, составление кластеров и таблиц, а также опорных конспектов.Также практикуются дифференцированные задания для слабых и сильных учеников (для слабых – карточки с письменным заданием, для сильных –реферат или проблемная задача) [3, с. 37].
Ещё одной немаловажной проблемой проверки знаний и умений является проблема проверки сформированных пространственных представлений и картографических умений, необходимых для прохождения той или иной формы итоговой аттестации (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ). Поэтому для решения данной проблемы активен в использовании метод заполнения и работы с контурными картами, которые может применяться как в определенной части урока, так и в течение урока в целом [2, c. 132].
Для того чтобы можно было сделать диагностику всех аспектов обучения, необходимо грамотно подбирать и сочетать методы проверки знаний и умений, так как каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Кроме проблемы взаимосвязи учителя и учащихся при проверке знаний и умений учащихся на уроке истории есть также проблема грамотной организации данного процесса. Порой учителю трудно подобрать верную форму проверки, при проведении которой урок пройдет полноценно и результативно. Чтобы решить данную проблему в методике выделяют несколько форм контроля знаний и умений на уроках истории:
Индивидуальная форма (работа с отдельными обучающимися, которая выполняется для более подробного знакомства учителя с имеющимися знаниями того или иного ученика);
Фронтальная форма(проверка знания значительной части класса, которая позволяет успешно сочетать контроль с заданиями на повторение и закрепление пройденного материала, что вызывает повышенную активность обучающихся);
Групповая форма(работа с группами учеников, которым выдается коллективное задание на проверку знаний)
Комбинированная форма(сочетает все формы проверки знаний за относительно короткий промежуток времени, когда одни ученики отвечают устно в индивидуальном порядке, группа учеников может выполнить творческое задание и т. д.).
С помощью самоконтроля обучающийся может увидеть, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений повторными действиями, оценить практическую значимость результатов выполненных заданий, упражнений и т.д. [3, c. 36].
При проведении проверки знаний и умений учащихся на уроках истории перед учителем встает ещё одна проблема: как сделать урок таким, чтобы ученики проявляли на нём активность и интерес, сделать его разнообразным? Чтобы ответить на данный вопрос, учитель можно воспользоваться традиционными или нетрадиционными формами проверки знаний и умений:
-традиционные формы (тестовый контроль, исторические диктанты, графические работы (рисунки, графики, диаграммы и т.д.), письменное изложение темы);
- нетрадиционные формы (викторина, кроссворды, чайнворды и т.д.) [2, c. 132].
Таким образом, можно сделать вывод, что при проверке знаний и умений учащихся на уроке истории перед учителем возникает множество проблем, в решении которых ему поможет грамотный подбор методов и форм. Правильное сочетание форм и методов в ходе проверки знаний на уроках истории позволяет сделать урок полноценным, интересным и самое главное – результативным.
Список литературы
Акопова, Л. И., Ястребова С. А. Внутришкольный контроль по истории // Преподавание истории в школе. – 1998. – № 3. – С. 10–18.
Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе./ А.А.Вагин – М.: Просвещение, 1972. – 354 с.
Власова, Т. А. Современные методы и средства осуществления контроля на уроках истории / Т. А. Власова, Н. П. Зайцева // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2020. – № 4. – С. 36–42.
Вяземский, Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ.пособие для учителей.–М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.– 176 с.
Сударская, А. Н. Виды контроля и оценивания на уроках истории / А. Н. Сударская // Чтения памяти профессора Александра Александровича Сидоренко. – 2018. – № 5. – С. 188–192.