В старших классах общеобразовательной школы учащиеся, изучая историю Новейшего времени, продолжают совершенствовать навык работы с источниками. Но стоит отметить, что работа с источниками для школьников на этом этапе становится все более трудной. Учащиеся должны уметь отбирать необходимый материал из нескольких документов, сопоставлять несколько исторических источников, выявлять причинно-следственные связи, уметь обобщать и анализировать полученную информацию.
На уроках истории в основном используются письменные источники, реже визуальные и вещественные. Поэтому необходимо сформировать у учащихся умение работать с текстами как источниками знаний. Следует отметить, что некоторые исследователи, такие как Ю.Л. Троицкий, К.Б. Умбрашко предлагают не ограничивать источниковую базу обучения только письменными источниками [4, с. 18]. Они предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку, в том числе вещественные источники, устные или фольклорные, этнографические, лингвистические, кино- и фотодокументы.
В настоящее время опыт учителей показывает, что источник для школьников в ряде случаев становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, для чего нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Но программа работы в старших классах подразумевает профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками.
Предпочтительной формой работы является урок-практикум в сочетании с групповым методом изучения исторических источников. На данный момент учителям необходимо шире использовать исторические источники при изучении нового объемного материала и выстраивать работу с источниками так, чтобы учащимся было интересно.
При работе с источниками на уроке в кратком вводном слове учитель определяет задачи работы с ним. Он называет дату его создания, целиимотивы, кратко характеризует обстановку. Далее раскрывает структуру произведения, его основные идеи, останавливается на значении для оценки исторических событий и явлений.
Одним из самых распространенных наглядных пособий на уроках истории является историческая картина, которая в зрительных образах воссоздает прошлое, способствует осмысливанию выводов и обобщений, организации коллективной работы в классе, помогает развитию речи обучающихся. Кроме учебных картин еще одним историческим источником являются фотодокументы, которые дают возможность запечатлеть яркий образ эпохи. Работая с событийными картинами или с фотодокументами, учащиеся отвечают на заранее подготовленные вопросы учителя. Другим вариантом работы может служить рассказ учителя по картине или фотодокументу.
При работе с источниками на уроке истории учителя используют методы, которые формируют критический подход, например, кластер. В образовательной деятельности кластеры называют графическим способом организации материала.
На уроках истории учителя могут использовать разные формы работы. В педагогической практике распространена модель «Обмен знаниями», которая представляет собой групповую работу обучающихся на уроке. Школьники работают в 4 группах по 5–6 человек. Каждая из групп получает исторический источник, работая с конкретным направлением, учащиеся представляют изученный материал всем классу. В конце складывается общая картина изучения определенной темы.
На современном этапе развития школьного образования методика предлагает традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее.
Список литературы
Бирюков, С. А. Работа с архивными документами на уроках истории/ С.А. Бирюков // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 2. – С. 32–39.
Жиронкин, Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории / Л.Н. Жиронкин // Преподавание истории в школе. – 2005. – № 9. – С. 30–31.
Румянцев, В.Я. Работы с историческими источниками / В.Я. Румянцев // Преподавание истории в школе. – 2003. – № 3. – С.17–25.
Троицкий, Ю. Л. Нужен ли школе учебник истории? / Ю. Л. Троицкий // Полемика. – 2003. – № 41. – С.18–20.